Над суетою земли поднявшись Гл. 10

                Над суетою земли поднявшись…
                (О творчестве В.С.Соловьёва)
                Часть четвёртая ««О любви земной и небесной»
                Глава десятая «Видение…»
Мы вспоминали уже не раз, что  трижды видел Православный Философ и Поэт Матерь Божию. Понять, объяснить сие человеку, даже такому, как  В.С.Соловьёв, не дано  - но дано хоть подобие в произведении отразить.
 Очень красивое по форме и одно из самых сложных, наверное, по содержанию произведение. И работать с ним будет очень-очень непросто. Почему? Ну да всё по порядку. 
 И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.
Что есть, что было, что грядет вовеки, -
 Все обнял тут один недвижный взор...
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.
 Все видел я, и все одно лишь было -
Один лишь образ женской красоты...
 Безмерное в его размер входило, -
Передо мной, во мне - одна лишь Ты.
 О лучезарная! тобой я не обманут:
Я всю тебя в пустыне увидал...
В моей душе те розы не завянут,
Куда бы ни умчал житейский вал.
Один лишь миг! Видение сокрылось -
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась.
И не смолкал в ней благовестный 
звон.
 Итак, сколько прекрасных эпитетов, надмирность отражающих! Она и «первое сиянье всемирного и творческого дня», Её «недвижный взор» «обнял» всё, «что есть, что было, что грядет вовеки»,  и «в пустыне не смолкал благовестный звон».
  А образ пустыни, в которую вселяет жизнь Слово Божие, присутствует не только                у В.С.Соловьёва. Обращается к нему и А.С.Пушкин в знаменитом «Пророке», и Е.А.Баратынский в одном из пророческих стихов «Приметы».
Перекликается во многом стихотворение В.С.Соловьёва и с циклом, о котором                в предыдущей главе беседовали...
Но далее говорит Поэт, что Она  «один лишь образ женской красоты». Такого ещё                не было...
Писали не раз в исследованиях, Поэту и Философу, посвящённых, что «ассоциировалась» у него Пречистая с Образом «Вечной Женственности» - даже знаменитую «Незнакомку» А.А.Блока чуть ли не «продолжением» считали…
Ныне, имея некоторые знания, ни за что с этим не соглашусь. Как и с тем, что В.С.Соловьёв «продолжил» мысли стихотворения о бедном рыцаре А.С.Пушкина – вернее образ рыцаря.
 Сразу говорю, что все выводы делаю только по прочтению стихов, вспоминая кое-что  из иконографии, а пытаться влезть в душу поэта, выискивая, например, личную переписку, считаю невозможным. Земная жизнь его давно завершилась, а произведения остались. Да и было сказано уже, что стихотворение очень-очень непростое…
 Говорить о хорошо известной многим «Незнакомке», думаю незачем. Как и незачем, пытаться  - не дай Господь  - «привязать» «девичий стан, шелками схваченный», ту, что «садится у окна», «медленно пройдя меж пьяными», с которой лирический герой «странной близостью закован», к Пречистой Деве - это просто неэтично. Всё-таки  в произведении В.С.Соловьёва Она  «первое сиянье всемирного и творческого дня»  - и благодаря Ей в финале произведения «душа молилась» и слышала «благовестный звон», а не обращалась  в отчаянии к «пьяному чудовищу», ищущему «истину  вине», а не в молитве.
А вот к нескольким строкам  А.С.Пушкина о рыцаре бедном обратимся:
 Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь Господа Христа.
 В стихотворении В.С.Соловьёва звучит что-то похожее, но того, что происходит                с рыцарем дальше, нет.  (Кто забыл, пусть прочитает).  И видел Поэт Пречистую лишь мгновение  - и мгновение это запечатлелось прежде всего душою - тем, что называют чувством религиозным, а не «чем-то другим»…
Приходилось слышать нередко, что мировоззрение В.С.Соловьёва ближе к Западному Христианству – по крайней мере  - восприятие Матери Божией. Вопрос очень спорный, конечно, и как уже говорилось не раз,  разбираться со всеми «заблуждениями», если таковые имелись, - «привилегия» Создателя Нашего, а не нас, грешных…   
 Потому продолжим беседу об Образе Девы Пречистой в поэзии - и  вспомним Иконы Ея Православные, коих великое множество. Древние, византийские в том числе, символичны, но среди более поздних есть и такие, что красоту духовную словно                с красотой земной – красотой лица соединяют. Например, некоторые изводы Скоропослушницы, Иверской, Казанской, Взыскания погибших и т.д. Красота этих Ликов возвышающая, побуждающая «восславлять Бога», «создавшего такую красоту», как написал К.Р. Неважно, что слова эти не об Иконах Богородичных, а о женщине, что впоследствии к Лику будет причислена как Мученица.  Красота, побуждающая душою возвыситься, а не в бездну греховных «фантазий» упасть – таких, например, которые пытались рыцарю бедному «приписать». Потому что Истинная Красота Творцом дарована.
И лирического герой в этом непростом произведении В.С.Соловьёва, как, впрочем, и во многих других,  увидев на миг Пречистую, душою своей, разумом своим  над землею вознёсся …
 А о духовном начале истинной любви в следующей главе побеседуем...
  (Продолжение следует)


Рецензии