Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 31

Глава 31. Благословенный Аллахом оазис

– Эй, акбаш Злобын, чего помалкиваешь, голову повесил? Где твоё любознайство, почему не спрашиваешь, как река называется, как место называется?

– А надоели эти жаркие страны, честное слово, господин суннэй-тойон. Хочется, чтобы дождик моросил, тучи на небе, под ёлку залезть, а там маслята…

– Не грусти, Злобын. Что бы ты кроме своих ёлок видел в жизни, если бы в Твери остался? Впереди у вас ещё столько невиданного! Я бы с вами и дальше поехал, да приказано вернуться от Бухары.

– А и вправду, господин суннэй-тойон, чего грустить-то, если изменить ничего нельзя. Расскажите нам, что за река, вдоль которой едем?

– Эта река называется Заравшан. Добрая река, много народу кормит. Здесь люди во все времена арыки рыли, ими воду на поля направляли. Тут богатые места. Даже у овечек шерсть растёт, которой нет нигде в мире. В долине этой реки и Бухара стоит. Говорят, Бухара была всегда, от самых первых людей. Все народы мира едут в этот благословенный город, чтобы удивиться, чтобы показать свои товары.

– А можно ли нам тот город посмотреть?

– Помнишь, как мы всемером еле выбрались из Хорезма? В Бухаре народу не меньше, как же там сотней проехать?

– Верно, господин суннэй тойон, разве что саблями дорогу прорубать. Но, может, хоть небольшими группами нас отпустите?

– Нет, самих не отпущу. Приедем, посмотрим. Откуда мне знать, где нас разместят, каков приказ хана будет.


– Сю-юн, слушай команду! Подходим к Бухаре. Без моего позволения из хуарана никуда не уходить, ни с кем не разговаривать! В хуаране вести себя достойно. Помните, вы – подарок хана Узбека Великому кагану, а не простые воины, каких на земле много туменов. Вы должны быть чистыми, одежда должна быть заштопанной, все вещи в исправности, сабли должны блестеть. И на мордах всегда должна быть улыбка.

– А чего улыбаться, господин суннэй-тойон, если никто не видит?

– Для того, чтобы всегда иметь весёлый вид. Привыкнешь к улыбке на лице и в бой пойдёшь весело, и если бит будешь, то тоже с улыбкой. Вон, как акбаш Веселин – никогда не унывает.

– А чего мне унывать, господин суннэй-тойон? Сам в войско напросился, теперь остаётся получать удовольствие.

– Сю-юн, стой! Приехали. Арбанаи езжайте с проводником в хуаран, осмотреть помещения, поделить места. Тогооч, со своим хозяйством заезжай, обустраивай кухню. Остальным ждать, когда десятники позовут. Слушать меня, пока стоим. Парадную одежду в хуаране вынуть, почистить, проветрить, чтобы всегда готовы были надеть. Завтра устроим баню. Кудри, бороды вымыть, расчесать, чтобы сверкали и развевались, не вздумайте стричь! В любой момент хан может пожелать вас видеть. Ясно? И не жрите что попало, чтобы не было, как в Ургенче.

– А вино дадут, чтоб заразу не подхватить, господин суннэй-тойон?

– Палок тебе дадут, Веселин, если ещё что-нибудь запретное натворишь.


– Арбанай Колот, готовь свой десяток в парадной одежде, с саблями, поедете со мной.

– Везёт же этому четвёртому десятку!

– Да была охота по такому пеклу в городе потеть. Лучше в хуаране в теньке поваляться, пока сотника не будет.

– Эх вы, да может, и не доведётся побывать в этом граде больше никогда. Интересно же!

– Верно, акбаш Злобын – интересно! А на них не обращай внимания. Люди делятся на тех, кому всё интересно и на тех, кому ничего не интересно. Те, кому интересно, открывают новые земли, пишут умные книги или становятся людьми знаменитыми и богатыми, а в конце жизни обретают мудрость, или им хотя бы будет что вспомнить. А остальные всю жизнь страдают от лени и зависти и умирают в нищете душевной. Пророк Мухаммад такую молитву возносил Аллаху: «Убереги нас от печали, безнадежности, лени, трусости и жадности!» И нам нужно избегать грехов этих. Ну, что, готовы? Поехали. Проводник обещает, что легко проедем. Не люблю я эти города…

– Господин суннэй-тойон, попросите провожатого, чтобы нам рассказывал, что проезжаем, как тогда в Ургенче.

– Я уже попросил, он обещал. Верно, уважаемый?

– Непременно, уважаемый господин! Ваши подчинённые нравятся мне, потому что им хочется знать о благословенной Аллахом Бухаре! Смотрите по сторонам и любуйтесь! Всё что видит ваш молодой острый глаз – Бухарский оазис, непревзойдённый по красоте и величию! Здесь растёт всё самое вкусное на земле: яблоки, груши, айва, вишни, сливы, алыча, виноград, миндаль, орех, инжир, гранат, фисташка, хурма, мушмула, арбуз, дыня, персик … ай, язык мой сотрётся, если стану всё вам перечислять, что тут произрастает в изобилии!

– Слышь Злобыня, так персиков хочется, просто сил нет!

– А ты их ел хоть раз, Лютой?

– Пробовал. Меня в ургенчском хуаране местный угостил – ведро бы съел!

– Надо поговорить с поваром, может, купит немного, когда продукты закупать на рынке станет. Или с ним напроситься. Давай послушаем, что провожатый вещает. Уж больно сладко рассказывает.

– Вы видите сады, где ветви согнулись от обилия плодов, вы видите огороды, вы видите бахчи, вы видите поля, где трудолюбивые бухарские дехкане выращивают зерно, хлопок, лён и коноплю. Отсюда не видны зелёные степи, на которых пасутся, поверьте честному правоверному, табуны отменных лошадей, отары тонкошерстных овец и коз. Ещё дальше, где травы не столь хороши, разводят и откармливают для караванов прекрасных выносливых двугорбых дея.

Однако мы уже въезжаем в город. Здесь квартал чеканщиков, мастеров ковки и тонкого литья. Смотрите, умельцы прямо под навесами в своих дворах стучат молотками и звон этот радует ухо правоверных, потому что люди создают красоту и, славя Аллаха, куют своё благополучие. А мечеть освящает этот квартал. Посмотрите, посмотрите на эту звонкую посуду, на этот чистый сверкающий металл, на эту медь с позолотой, на серебряные блюда и кумганы*1. Все эти лавки вдоль дороги переполнены лучшей бухарской красотой тонкого металла!

А вот начались ряды кузниц, где прямо при вас могут сковать знаменитые бухарские пчаки*2. Смотрите, сколько этих острых ножей, каждый из которых сам просится в руку, а какие красивые ножны для этих пчаков изготовили мастера!

Вы видите впереди очередную мечеть, и это квартал гончаров. И справа, и слева мастерские, где из мягкой глины делают любую посуду и после превращают её в звонкую и красивую! Видите, вон тот прямо у нас на глазах вытягивает на круге высокую вазу! Бухарские глиняные вещи высоко ценятся. И их очень много здесь – прилавки ломятся от этих пиал, блюд и прочих удивительно изящных вещей! Обратите внимание, как они раскрашены! Вам нравится эта посуда, уважаемые? Не сомневаюсь – такое не может не нравиться.

А тут уже квартал резчиков по дереву. Ах, какую красоту творят эти мастера! Когда будем в главной части города, обратите внимание на резные двери и карнизы богатых домов – это работа резчиков по дереву. А здесь мы можем видеть, как делают небольшие, но необыкновенно красивые вещицы. Смотрите вон тот мастер справа вырезает узоры на подставке для корана, а на прилавке у него лежат готовые футляры для этих священных книг. Конечно, это для тех правоверных, кто умеет читать, но поверьте старому бухарцу, в этом городе много грамотных людей.

– Уважаемый, это впереди снова мечеть? Но почему она порушена?

– Ах, не спрашивайте о том, что больно истинному бухарцу, душой переживающему за свой город! Раньше мечетей было много больше, как и красивых дворцов. Но, видимо, горожане немало грешат, поскольку Аллах часто наказывает нас жестокостью и разрушением с помощью непобедимых войск могущественного хана. И последняя кара постигла этот город всего двенадцать лет назад. Не всё ещё успели отстроить. Обратите свои взоры, уважаемые, на ту мечеть. Она называется Намазгох. Здесь Аллах указал бухарцам на их греховную жизнь ещё сто лет назад, когда Великий хан Чингиз, разорив город, поднялся на эту мечеть и громовым голосом изрёк жителям: «Не послал бы Бог меня к вам на погибель, если бы вы не грешили сверх меры!»*3 Но, ох как много в Бухаре действующих мечетей, и поверьте, они не бывают пустыми, потому что почти все жители этого города правоверны и им необходимы места для совершения намаза. Откуда же берётся столько грехов, уважаемые, если все молятся?

Но давайте посмотрим ещё на мой красивый и добрый город. Этот квартал, который сейчас проезжаем с трудом из-за множества народу и тесноты улиц, заселён особыми умельцами. Здесь занимаются своим ремеслом ткачи и портные. Мы не станем ехать через рынок, потому что проехать там затруднительно, но и просто на улицах вы видите развешенные для продажи бухарские ковры, вышивки по хлопковым и шерстяным тканям, расшитые покрывала. И конечно, здесь шьют халаты! Посмотрите на народ – каждый человек носит халат, и судя по расцветке, почти все они изготовлены в Бухаре! Среди наших портных есть великие искусники по золотой вышивке. Нет знатного бухарца, который не носит халат с золотыми узорами.

Конечно, людям нужна и обувь, и этим занимаются умелые сапожники, но их квартал нам увидеть не удастся. Однако, чтобы понять, какую обувь они выделывают, необязательно ехать на обувной рынок, достаточно посмотреть на обувь бухарцев.

Не по пути у нас и квартал ювелиров, где выделывают украшения, которые невозможно описать словами! Если же случится побывать в том квартале, непременно зайдите на рынок и усладите свой взор сверканьем необыкновенных изделий. А если есть у кого-то из вас женщины, купите им украшения, они будут всю жизнь благодарить вас за подарок из далёкой, обласканной Аллахом Бухары.

Но посмотрите же вперёд: перед нами Арк*4! Смотрите на это величие! За стенами этой крепости находится дворец владыки Бухары и всего Чагатайского улуса Ала-ад-дина Тармаширин-хана, пусть дни его будут наполнены мудростью.

– Спасибо, уважаемый. Теперь нам предстоит посетить этот Арк. А вас попрошу дождаться нашего возвращения, так как опасаюсь, что сами мы не сразу сможем отыскать дорогу обратно в этих узких улицах.

– Хорошо, уважаемый господин суннэй-тойон. Но подождите же! Хочу обратить ваше внимание только на одно великое строение, над которым не властно время – вот этот минарет*5 при главной мечети города! Ему двести лет, уважаемые, а он выглядит, будто вчера построен!

– В Ургенче минарет повыше будет.

– Язык прикуси, акбаш! Не обижай почтенного человека. Очень красивый минарет, уважаемый. Если смогу выбраться сюда в пятницу, непременно приду в эту мечеть на молитву.


  *1 Кумган – кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой
  *2 Пчак – нож (узбекское) – традиционный узбекский нож с широким клинком из особой стали, имеет клиновидное сечение и одностороннюю заточку, тонкую круглую рукоять из кости, рога, дерева или из цветного камня. Носится в широких кожаных ножнах. Пчаки различаются по предназначению, форме клинка и способу монтажа рукояти
  *3 Мечеть Намазгох построена в 1119-1120 годах. Считается, что Чингисхан, захватив Бухару в 1220 году, с порога этой мечети сказал: «Не погрязли бы вы в грехах, не послал бы вам Бог такое наказание, как я»
  *4 Арк (узбекское) – древняя крепость в Бухаре площадью около 4 гектаров возвышается на 20 метров над уровнем окружающей местности. Является самым древним архитектурно-археологическим памятником Бухары
  *5 Минарет Калян – буквально «Большой минарет» (персидское) – минарет пятничной мечети в историческом центре Бухары, построен в 1127 году. Является символом Бухары, самым высоким (46,5 м) и одним из старейших архитектурных памятников города, одним из самых выдающихся сооружений подобного рода на мусульманском Востоке


Рецензии