Монтаж

     С ним не захотела больше встречаться женщина. Покинула навсегда. Со словами:

     - Деньги твои, конечно. Но надо быть практичным человеком. А ты, - глупец. Ни пользы, ни удовольствия. Как можно полагаться на такого? Возникнет необходимость в деньгах. Хватимся, как говорится. А ты потратил их на очередную химеру!

     - У меня нет больше химер. Это единственная.

     - Не верю я тебе больше, - сказала, и навсегда ушла.

     А он, Сеня Ворожейкин, продолжил посещать занятия по литературному творчеству.

     - Когда есть отрывки или куски, когда их уже достаточно много, - говорил Саенельд Иванович Пирогов, - их уже можно начать содинять в единое целое. Понятие монтажа существует не в одной только кинематографии. Отражение и того, что человек чувствует, его внутреннего мира и того, что происходит вокруг него, - часто ФРАГМЕНТАРНО. Сочинителем становится человек, который чувствует ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед собой, кем-то или ЧЕМ-ТО ещё за ту творческую энергию, которую он потратил на сочинение каждого куска, каждого фрагмента будущего завершённого и целостного литературного произведения. Правильнее сказать, что сочинителем может стать лишь тот, кто свою творческую энергию тратит не безответственно. Кто чувствует свою ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за использование своей творческой энергии и старается не тратить её напрасно, - тот уже не просто сочинитель, он, - автор. Завершённость произведения означает, что в нём, в произведении, соединены в единое энергетическое целое только те фрагменты, на сочинение каждого из которых психическая творческая энергия была затрачена не напрасно. Читателю передаётся творческая энергия только от того литературного произведения, которое синергетическое, то есть целостное и завершённое.

     - А если человек тратит свою творческую энергию на создание одних только маленьких кусочков и фрагментов, он что же, - человек совсем безответственный? - робко, можно даже сказать не очень сильным голосом, но всё-таки слышно, спросил Свенельда Сеня Ворожейкин.

    - Человеку может нравиться писать одни только небольшие тексты. Из этих небольших текстов действительно завершёнными и пышущими творческой энергией, - стал пояснять Свенельд Иванович, - могут быть все, а могут быть лишь немногие. Если все свои небольшие тексты сочинитель ощущает, как завершённые и энергетически насыщенные, то вполне возможно, что он, - подлинный мастер миниатюр. У того же сочинителя, который страдает от того, что не ощущает во многих написанных собой кусочках, фрагментах текста ни завершённости, ни удовлетворительной наполненности энергией, всегда остаётся возможность быть ОПРАВДАННЫМ перед кем-то или чем-то ВЫСОКИМ за то, что он тратил свою творческую энергию на создание небольших кусков.

     Сеня Ворожейкин вспомнил, может быть, не совсем точно, что-то из когда-то прочитанного, дополнил своими соображениями и записал в свою тетрадь следующее:

     "Иногда читателям запоминаются не повести и  романы, а сборники рассказов. Вот и получается, что каждый рассказ - это фрагмент, предназначенный стать частью, например, "Конармии" Исаака Бабеля. Владимир Набоков писал на библиотечных карточках куски своих будущих романов, а потом МОНТИРОВАЛ из этих кусков какой-нибудь свой новый роман. Кстати, о Набокове Бабель, так пишут, сказал, что он, Набоков, имеет способности большого автора, вот только писать-то ему Сирину-Набокову не о чем. Цитата неточная, воспроизвёл, как вспомнил".

     - Бывает так, что какой-то из некогда написанных вами фрагментов пышет, вы это чувствуете, творческой энергией, и тогда, если у вас достаточно и других фрагментов, вы можете начать МОНТАЖ своего будущего большого завершённого и целостного произведения, вокруг этого, насыщенного творческой энергией, фрагмента. Начинающий сочинитель составляет ПЛАН будущего своего произведения, в котором, в логичной, прямой последовательности выстраиваются отдельные, некогда написанные и сочиняемые по ходу работы над большим произведением,  фрагменты. Прямая последовательность состоит в том, что то, что происходит в предшествующем фрагменте, произошло раньше того, что будет представлено в последующем фрагменте.

    "Коротко говоря, прямой и логичной является, при литературном МОНТАЖЕ такая последовательность, как "предшествующий фрагмент - последующий фррагмент".  Начинающий сочинитель тем и отличается, что он МОНТИРУЕТ фрагменты своего большого произведения по ПЛАНУ, который представляет собой логическую и прямую последовательность в описании произошедшего или происходящего на глазах читателей", - записал в свою ценную тетрадь Сеня Ворожейкин.

     - Мастера в сочинительстве могут себе позволить МОНТИРОВАТЬ, в своё большое произведение, отдельные фрагменты, не в логичной, прямой последовательности, а используя взгляды в прошлое, то есть флэшбэки или ретроспективы и забегание вперёд, в будущее, то есть флэшфорфарды или перспективные отрывки-фрагменты. АРХИТЕКТОНИКА или, проще говоря, КОМПОЗИЦИЯ большого произведения у мастера в сочинительстве, может быть сложной, потому что так мастер владеет искусством МОНТАЖА  и так прорабатывает соединяемые, в целое, фрагменты, что читатель "проглатывает" их без особого напряжения. Когда читатель напрягается, читая какой-то фрагмент, то это означает только одно, - автор так его, этот фрагмент, задумал. Чтобы читатель напрягся. Читатель должен напрягаться, то есть задумываться при чтении определённых фрагментов большого текста автора, который пишет не только для эмоциональной сферы, но и для мозга читателей.

     Когда Сеня Ворожейкин услышал последнюю фразу, про мозг и эмоции читателя, ему стало грустно и в грусти он записал в тетрадь:

     "Мастерство сочинителя в МОНТАЖЕ фрагментов, в большой завершённый и целостный текст, растёт, когда он научается использовать флэшбэки (фрагменты из прошлого героя или персонажей) и флэшфорварды (забегание в будущее). Мастер в сочинительстве имеет право разделять куски, фрагменты своего текста на те, которые читатель может легко "проглотить" и на те, над которыми читатель должен задуматься. И те, и другие фрагменты текста  требуют проработки, но разной".

     - Существует также АССОЦИАТИВНЫЙ метод МОНТАЖА отрывков текста. Часто используется в так называемых "факшене" и "нонфикшене", то есть в описании как событий, очевидцем или участником которых стал автор, так и того, что он, как очевидец или участник событий, чувствовал. Автор смотрит на какие-то предметы, явления природы и описывает в своём, МОНТИРУЕМОМ тексте те АССОЦИАЦИИ из реконструируемого, в тексте, прошлого, о котором автор вспоминает. Тот автор, который использует АССОЦИАТИВНЫЙ метод монтажа, с большей тщательностью, чем автор-"композиционник", аатор-"сюжетник", подходит к проработке фрагментов своего текста.  Авторы-"сюжетники" МОНТАЖОМ своих фрагментов, в большой и целостный текст, ведут читателя к финалу. Авторы-"композиционники" стараются, и тут главное, - не перестараться, позволить читателю убедиться в том, насколько завершённым и совершенным является текст, предложенный вниманию читателей.

     Арсений Ворожейкин понял, что третье занятие по литературному творчеству, со Свенельдом Ивановичем Пироговым, завершено, и не почувствовал разочарования в том, что уже заплатил, за весь курс, существенную для него, Сени, сумму денег.

     Что же, - пусть, что она от него ушла? Интересный сюжет или нет? Сеня решил, что подумает, - писать ли фрагменты и монтировать ли их в большой текст об отношениях с ней.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.