Петух

Это было давно, когда я учился еще в седьмом классе средней школы. Моя тетя Аня, родная сестра отца, пригласила погостить у нее на время летних каникул.

Жила она со своей семьей в рабочем поселке недалеко от Талицы. Жилые бревенчатые дома поселка расположились вдоль автомобильной дороги. Дом тети был первым и примыкал к опушке леса. Дом небольшой, в нем жили кроме тети Ани ее сын Григорий Анисимович с женой и детьми, а также внучка Маша, моего возраста.

Добравшись с железнодорожной станции, мы вошли во двор через калитку, поднялись на крыльцо и попали в дом. Большая русская печь с кухонной мебелью занимала добрую половину жилого пространства. Далее располагалась скромная прихожая.
Отдохнув и пообедав, я решил осмотреться и вышел на крыльцо. Во дворе мирно ходили куры. Они постоянно что-то находили на земле и клевали. Среди них ходил петух. Высокий с белыми, отливающимися золотом, перьями. Это был во дворе хозяин требовавший, чтобы все куры ему беспрекословно подчинялись. Он ухаживал, то за одной, то за другой самочкой. Расхаживал вокруг понравившейся курочки и лапой скреб опущенное крыло, а, найдя лакомый кусочек, предлагал его избраннице.
Вот он подходит к курочке, а та от него бежать. Что такое? Догоняет непослушную, клюет ее раз-другой в голову, и та присела. Подчинилась. Вот он быстро закудахтал, закричал и куры все, даже те, что были не во дворе, подбегают к нему. Это, наверное, была перекличка, пересчет подопечных, все ли на месте.

Мне надоело наблюдать за курами, и я решил выйти за ворота. Спустился с крыльца на землю и направился к калитке. Вдруг на меня сзади напал петух. Подпрыгнул, замахал крыльями и клюнул в спину. Я, испугавшись, отскочил. Вижу, что он уже готов атаковать меня спереди. Я замахал руками и выскочил через калитку на улицу.
Желание осматривать окрестности пропало, надо возвращаться в дом. Но как туда войти? С земли  подобрал прутик и с ним почувствовал себя увереннее. Приоткрыв калитку, глазами ищу петуха. Он стоит поодаль и смотрит на меня, и я, глядя на него, помахивая палочкой, прошел к крыльцу. Петух был спокоен. Он, как и прежде уверенно ходил по двору.

Я долго думал, как мне поладить с петухом? Надумал, но реализовать план, когда все хозяева были дома, не хотел.

Однажды в полдень я остался дома один. Вышел во двор, взял метлу и, имитируя подметание двора, размахивая метлой, стал приближаться к петуху. Куры, кудахтая, убежали со двора сразу все, но петух оставался здесь. Он заметно испугался, прижимался к постройкам, но не прятался в них. Он кричал, прыгал, махал крыльями, но не убегал. Измученный и испуганный, он не покидал свой дом.

Почувствовав, что достаточно напугал петуха, я поставил метлу на место и поднялся на крыльцо. Стоял спокойно и наблюдал, что будет дальше. Через некоторое время во двор вернулись куры, и петух снова приступил к выполнению своих обязанностей. Он видел меня, но на крыльце я ему казался не опасным. Я спустился на землю, и петух быстро удалился к постройкам. Он уступил мне право быть хозяином на земле.

Сегодня, по прошествии многих лет, я вспоминаю приведенное наблюдение. Наверное, в них кроется разрешение пресловутого спора: «что первично курица или яйцо?» Не знаю, кто, как думает, но я склоняюсь к мысли, первичным является петух, им установленный порядок, его обязанности в куриной семье. Курица ведь может снести яйцо и без посредничества петуха. Но это яйцо будет лишено духа жизни, из него не вылупится цыпленок. И только участие кур в заведенном порядке петуха делает их яйца полными силой жизни. Из таких яиц и получаются цыплята.


Рецензии