Об Идеале

С первых веков Православие в своей обрядовой стороне формировалось с учётом борьбы  ересей. Поэтому культивировать христианские идеалы было решительно необходимо. С этой целью использовались архитектура, пение, живопись, шествия, облачения, ароматы, освещение. Наконец-то символы получили своё истинное смысловое наполнение. В сердцах мучеников горел такой огонь веры, что священными почитались не только их души, но и тела. Их погребали торжественно, а на могилах святых Христиане совершали Евхаристию - Благодарение Богу.


Почитание Христианами Пресвятой Девы Марии шло от Апостолов и не нуждалось в особенном внешнем выражении. Но в начинавшемся обмирщении поклонение пречистому образу Пресвятой Богородицы в гимнах и иконах должно было утвердить идеал смирения, девства и материнства, духовного совершенства и иночества посредь тьмы мира сего.

Лютер и его протестантство со временем упростили идеал до среднего уровня требований меняющегося мира. Между тем Церковь требует преображения самого человека на различных благословенных путях жизни.

Царь Пётр Алексеевич был воспитан царицей в религиозных правилах, что видно по его письмам к матери, а отцовского воспитания лишился с трёх лет, и в юные годы много свободного времени проводил в Немецкой слободе, завёл там любовницу Анну Монс. Политика Царя в отношении Церкви после посещения протестантских стран существенно изменилась, в частности Пётр перестал учитывать влияние на мир и общество монашеского подвига; но ещё более иночество претерпело гонений от Екатерины 2, пока Императрица серьёзно не изменилась с годами, написав, кстати, жизнеописание преподобного Сергия Радонежского.
 
При таком своеобразном влиянии правителей высота нравственных правил в русском обществе уничижалась, менялся сам взгляд на мир, из него уходило нечто идеальное. Во всяком случае это можно сказать в отношении идеала творения Божьего, воплощённого в Приснодеве Марии.

Между тем, идеалы имеют небесное происхождение, и когда Божественные символы разрушаются на земле, сама жизнь теряет основания. 
 


Рецензии
Доброе утро, Борис!
Вы правы - "когда Божественные символы разрушаются на земле, сама жизнь теряет основания"

С другой стороны вера умирает, когда становится обрядовой по преимуществу.

Трансформация без утраты базовых символов - здоровая жизнь общества процветает.

Татьяна Дума   05.06.2023 06:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна! Совершенно согласен с Вами - роль символов и символических обрядов только одна каждый раз приводить наше сознание к соприкосновению с Божеством!

Борис Силуанов   05.06.2023 13:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.