Шапка с печатями

Дамба-Доржо Заяев учился в Тибете, в монастыре Ташилунпо, где находилась и резиденция Панчен Ламы, духовного руководителя Тибета. И понемногу между Панчен Ламой и бурятским юношей сложились тёплые отношения, питаемые его отличной учёбой и острым умом, желающим постичь саму Пустотность-Шуньяту.
Окончив курс обучения в монастыре, Дамба-Доржо стал собираться на свою родину. Ведь родина у каждого – своя. С ивами, растущими на берегу реки, холмами, юртами, овцами и коровами. Родина, если сказать о ней по буддийски, – священная книга. Зовёт прочитать её ещё раз, чтобы глубже понять смысл и предназначение этой жизни.
И Панчен Лама, следивший из окон своих покоев за тем, как собирается в дорогу человек, близкий ему по духу, грустил от предстоящей разлуки.
Зная о том, какие трудности ожидают Дамба-Доржо на его родине, Панчен Лама пригласил его к себе и на память об их дружбе, о долгих часах, проведённых в беседе под наблюдением бронзовых будд и бодхисаттв, подарил свою шапку. А чтобы ни у кого не возникло сомнения, что эта шапка принадлежала когда-то Панчен Ламе, поставил на ней свою печать.
Прошло много лет, действительно трудных для утверждения буддийского учения в Бурятии. Но путь оказался верным, востребованным людьми. Уже не в войлочных юртах, а в деревянных и даже в каменных храмах стали проходить службы, во время которых звучали священные гимны и курились благовония голубоватым дымком.
Буддийское учение явило по всей Бурятии победу. И в 1764 году, приехав с делегацией бурятских лам в Петербург, Дамба-Доржо встретился с Екатериной II, императрицей и самодержицей Всероссийской.
На этой встрече Екатерина II заинтересовалась шапкой на голове Дамба-Доржо, имевшей именную печать. А когда узнала историю, связанную с этой шапкой, пришла в весёлое расположение духа. И поставила на другой стороне шапки свою, императорскую печать.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)


Рецензии