Над суетою земли поднявшись Гл. 8

                Над суетою земли поднявшись…
                (О творчестве В.С.Соловьёва)
      Часть третья «О Творце Неба и земли и о Пречистой»
                Глава восьмая «Вырванное «жало смерти».
Вспомним ещё раз слова Святого Афанасия Александрийского: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», - мироощущение, на котором, как на фундаменте духовном, софийские соборы   стояли – да и соборы, после возведённые, стоят…
На этом понимании Бытия Божия, в той мере, что человеку постичь дано, зиждется и поэзия Русского Мыслителя. Не только его, конечно, но нынешняя беседа наша о семье Соловьёвых.
Итак, в шестой главе обращались мы к стихотворению «С нами Бог» и решили, что оно главное – по крайней мере  - одно из главных.  А потому обратимся к строкам очень близкого   по теме  произведения с говорящим названием «Ночь на Рождество». И снова прикоснёмся к бесчисленным граням Образа Рождества Спасителя Нашего в русской поэзии.
 Пусть все поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.
Великое не тщетно совершилось;
Недаром средь людей явился Бог;
К земле недаром небо приклонилось,
И распахнулся вечности чертог.
В незримой глубине сознанья мирового
Источник истины живёт не заглушен,
И над руинами позора векового
Глагол ее звучит, как похоронный звон.
Родился в мире свет, и свет отвергнут тьмою,
Но светит он во тьме, где грань добра и зла.
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осужден и все его дела.
    Прежде всего  - очень похожая антитеза – погрязший во грехах мир земной и Свет, что светит во тьме – там, «где грань добра и зла». «И свет во тьме светится, и тьма его не объят»,  - сказал Иоанн Богослов, имея в виду Евангельскую Истину, которую не может одолеть ложь мира сего. Оттого и «совести укор сильнее всех сомнений»  - сомнений в Промысле Божием о каждом из нас. 
    Да и в самом слове «совесть»  значение сакральное – «с Благой Вестью» пребывать – с Истиной Евангельской. А если связь эта утрачена, то совесть может и «заблудиться до самого безнравственного», как показал автор «Преступления и наказания». Кстати, после смерти писателя В.С.Соловьёв произнёс три речи  в память Ф.М.Достоевского, назвав его представителем нового христианского искусства. Очевидно, слова эти можно отнести и к самому Русскому Мыслителю. 
«Источник истины»  - пришедший в мир Спаситель – и не сможет заглушить его «шум земли», как напишет через три десятилетия Н.Н.Ильина – супруга знаменитого русского мыслителя – автора «Пути духовного обновления».
Христос пришёл в мир, чтобы страданиями своими и Воскресением победить смерть, «вырвать жало её». Смерть будет побеждена Самою Истиной. «И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными», - сказано в Евангелие. Свободными от греха, свободными от смерти.
«Родился в мире свет, и свет отвергнут тьмою» - только истинно русский писатель, Мыслитель мог в две строки всю историю человечества вместить. Показать и Рождество Спасителя нашего, и отдание Его – Невинного на казнь – потому что «Иерусалим не познал свой час, чая паче истины ложь, и Царя Царей тернием венчал», а потому дождётся «богоборного князя тьмы», как напишет почти век спустя Иеромонах Роман. Показать и Само Воскресение Христово,  и тысячи жертв, что  будут за веру Христову принесены – от времён апостольских до века окаянного. И то, что истинную веру не сломить, не уничтожить слугам антихриста. Потому что «Свет во тьме светится, и тьма его не объят».
          И вот две строки финальные:
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осужден и все его дела.
Одновременно и антитеза временного и вечного, «кесарева» и «богова»  - и победа над злом, в котором мир земной лежит. Но вынесен злу «приговор». Потому, может быть, звучат здесь и мысли о Страшному Суде – Суде Нелицеприятном…
     И вот ещё одно произведение, тем же размером стихотворным написанное:
 От пламени страстей, нечистых и жестоких,
От злобных помыслов и лживой суеты
Не исцелит нас жар порывов одиноких,
Не унесет побег тоскующей мечты,
Не средь житейской мертвенной пустыни,
Не на распутье праздных дум и слов
Найти нам путь к утраченной святыне,
Напасть на след потерянных богов.
Не нужно их! В безмерной благостыне
Наш Бог земли своей не покидал
И всем единый путь от низменной гордыни
К смиренной высоте открыл и указал.
И не колеблются Сионские твердыни,
Саронских пышных роз не меркнет красота,
И над живой водой, в таинственной долине,
Святая лилия нетленна и чиста.
 Не будем повторять то, о чём  сказано было уже не раз, а  обратимся к новым «граням». Возможно, отразил поэт победу Христианства над многобожием – «следами потерянных богов» -  но главное всё же не в этом. А в антитезе «низменной гордыни» и «смиренной высоты».
Это примеры оксюморонов? Нет, конечно, – для В.С.Соловьёва тем более.  Поэт показал прежде всего Смирение как Высшую Добродетель Христианскую. Это – тот самый «Источник Истины». Источник, что  виден не всем – о нём  знают только смиренные, чистые сердцем, на жертву во Имя Христа Распятого Воскресшего готовые. Как в одном из главных произведений Ф.И.Тютчева только смиренный, все скорби, тяготы претерпевший народ русский, видит «тайный свет», и Русь многострадальную «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя».
А в мире падшем господствует «низменная гордыня», приводящая ко многим трагедиям, к пропасти ведущая - только не  заглушить грехам мира сего  «Источника Святого».
 А в финале предстаёт пред нами прекрасный образ «Святой лилии», которая «нетленна и чиста». И, конечно, лилия эта белая – думаю, сомнений быть не может.
Ведь  символизирует она  Деву Пречистую. О Ней – о Матери Христа Распятого и Воскресшего в следующей главе побеседуем. 
  (Продолжение следует) 


Рецензии