Пётр Шумахер - поэт

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ПЁТР ШУМАХЕР – ПОЭТ».


Пётр Васильевич Шумахер (1817-1891) был сыном чиновника, по разным сведениям, датского или немецко-польского происхождения. Был финансистом. Известен как мастер политической сатиры и эротической поэзии. Я в своём рейтинге отнёс его творческий образ к высшему достоинству «архангела поэзии».
Его язык необычайно прост и современен, полёт формообразующей мысли непосредственен и силён, он подогревается живым эротическим чувством необычайно свободной души. Но что с духом?

Посмотрим его сатиру.
Его духовно-политическое кредо  можно увидеть в его стихотворении «В былое, незлобное время…» (1889), в котором он рисует дикарей, посаженных в тюрьму «цивилизованным» обществом под присмотром Христа. Он рассуждает с точки зрения цивилизованного авантюриста, паразитирующего на своей культуре в интересах освобождения своего человеческого «нутра», презирая дары и ответственность. Шумахера называют гедонистом, и он действительно не задумывается об ответственности человека перед своей разумно-творческой сущностью, ближними и Богом. Но не всё так печально! Он исповедует пусть иллюзорный, но идеал будущего, чистого и честного:

«Когда мы все от сна воспрянем,
Любовью к родине горя,
И верноподданными станем
Из верноподданных царя, -

Тогда и солнышко заглянет
В страну свободы и труда!
Когда же это всё настанет? –
Да почитай, что никогда».
 («Когда?», 1883).

Болезненно критикуя зло современного общества и государства, он плачет своей свободной поэтической душой, не понимающей в своей замкнутости, или всё же чуящий, что истинная свобода – в ограждающей любви, ограждающей от зла? Но любовь – понятие обширное и даже универсальное, и немудрость Шумахера так и плещет!
Но всё-таки, как он относится к Богу, от Которого жизнь и власть, над обществом, в обществе и над собой? Он избегает этого имени, но сладко говорит о «Божьих тварях Раю». Однако, он не понимает происхождения и сущности зла, называя таковыми дикарей, осуждая христианское царство и, хоть и мерзкое во грехах своих, но благое в основе своей христианское общество.

Достоин ли сей сатирик-гедонист, плачущий гедонист, человек, такой современный в наш 21 век и такой чуждый руководящей идее праведного труда и страдания во благо своего духа и ближнего, лежащей в основе мира Божьего, такой чистый в своей природной бытности и такой несуразный в духовной ответственности, такой умный и такой немудрый гений, автор безсмертого стихотворения «Зимняя любовь» (Памяти Золя) (1883) ставшего текстом моей искренней песни (вторая моя-его песня – «Пусти на грудь меня, Анюта…» (1879)), достоин ли он  высше-маргинального звания «архангел поэзии»?

Гении, по определению Божьему, попадают в Рай, и этот необычайный творец несомненно нашёл за гробом ответы на все свои вопросы, оставив миру свои удивительные стихи.
Почитайте! Читайте почаще. И – не обольщайтесь!

А. Михаил. 19 июля 2022 года.


Рецензии