Над суетою земли поднявшись Гл. 9

             Над суетою земли поднявшись
            (О творчестве В.С.Соловьёва)
      Часть третья «О Творце Неба и земли и о Пречистой»
                Глава девятая   
      «О Молитвеннице за мир людей и сокрушении затворов ада».
  Ты, что вовеки свой слух не закрыла
Верного сердца мольбам…
Дай же прибежище сердцу больному,
Праху земному,
Царица небесная!
 Во всех скорбях своих взываем мы к Ней как  к Матери Любящей – к Матушке Божией, как говорили в народе.
Все помнят, наверное, что трижды являлась Она поэту,  - помнят, надеюсь, и о том,  что нам сие постичь не дано, а значит, и «судить» о том права у нас нет…
 В творчестве В.С.Соловьёва  Деве Пречистой целый цикл посвящён - со строк о Ней  мы главу и начали.
 
  Звучит в стихотворении просьба  о помощи в одолении скорбей земных. И, конечно, надежда и вера, что вместе чаянием именуется…
Итак, продолжим:
 
Лилия чистая среди наших терний,
В мрачной пучине жемчужина ясная,
В пламени злом купина  не горящая,
В общем потопе ладья безопасная,
Облако светлое, мглою вечерней
Божьим избранникам ярко блестящее,
Радуга, небо с землею мирящая,
Божьих заветов ковчег неизменный,
Манны небесной фиал драгоценный,
Высь неприступная, Бога носящая!
Дольный наш мир осени лучезарным покровом,
Свыше ты осененная,
Вся озаренная
 Светом и словом!
 Здесь, как и в произведении, которым завершили мы предыдущую главу,  предстаёт Она в образе белой лилии, символизирующей  девственную чистоту. А все далее звучащие                эпитеты тоже отражают антитезу Света Божественного и мрака земного. Она и                «в мрачной пучине жемчужина ясная», и «облако светлое, мглою вечерней».
А прежде всего Пречистая Дева - «Высь неприступная, Бога носящая!». Всеобщее спасение начинается с Её добровольного выбора, о чём, конечно, не раз говорилось.
А ещё, как объяснили однажды сыновья очень образованного священника - братья Васнецовы своим «товарищам по цеху», Дева – дар Богу, человечеством принесённый...
          Кроме того, присутствует в произведении бесчисленно многогранный образ радуги, «небо с землею мирящей». Потому что радуга, как напишет позже Князь-Философ Е.Н.Трубецкой, - «ворота в Небо». Нельзя не увидеть мысль эту и в стихотворении В.С.Соловьёва.
 Лирический герой, восхищаясь Царицею Небесною, в финале словно от имени всех людей, молит Пречистую  «дольный наш мир осенить лучезарным покровом».
 И вот очень похожее мироощущение – столь присущее поэзии В.С.Соловьёва духовное устремление к Небесам, в котором просит лирический герой у Пресвятой  Богородицы помощи:
  О Всесвятая, благословенная,
Лествица чудная, к небу ведущая!
С неба ко мне приклони свои очи!
Воду живую, в вечность текущую,
Ты нам дала, голубица смиренная,
Ты Солнце Правды во мрак нашей ночи
Вновь возвела, мать, невеста и дочерь,
Дева Всеславная,
Миродержавная
И таинница Божьих советов!
Проведи ты меня сквозь земные туманы
В горние страны,
В отчизну светов!
 Может быть, это тоже субъективно, - но вспоминаются невольно знаменитые «Три очерка о русской иконе» кн. Е.Н.Трубецкого  - о том, что византийский купол храма напоминает «небо, покрывшее землю», а наша «отечественная луковица» выражает «молитвенное горение к небесам», через которое наш мир «становится причастным потустороннему «богатству». Так и в приведённых строках лирический герой просит не только                о «прибежище сердцу больному», не только об  «осенении» мира земного «лучезарным покровом». Просит он о самом главном - о преодолении земных скорбей, заблуждений нашей жизни земной – «туманов». Просит о помощи в восхождении к Небесам,  –                «в горние страны, в отчизну светов!», как было уже сказано ранее. Снова вспоминается осмогласие духовной музыки, когда на последней – восьмой «ступени» «сливается» творение с Творцом.  Впрочем, осмогласии не раз уже упоминалось...
 В молитвах – не только к Пречистой обращённых – звучит и «я», и «мы» - так и                в произведениях В.С.Соловьёва, воплощающих по сути молитвенное обращение                к Пресвятой Богородице, звучат «местоимения первого лица».  В последнем стихотворении переходит лирический герой от «мы»  к «я»  - потому что путь к Богу                у каждого свой... 
    А завершая главу, обратимся к этим строкам Поэта, воплощающим суть литургическую – совместную молитву живых с усопшими – потому что  у Бога все живы.
 В  час безмолвного заката
Об ушедших вспомяни ты,—
Не погибло без возврата,
Что с любовью пережито.
 Пусть синеющим туманом
Ночь на землю наступает —
Не страшна ночная тьма нам:
Сердце день грядущий знает.
 Новой славою Господней
Озарится свод небесный,
И дойдет до преисподней
Светлый благовест воскресный.
 Словно присутствуют незримо усопшие, которых мы любили, которые любили нас,                в храме  рядом с живущими на земле, внимая звукам  Херувимской Песни, Символу Веры и Главной Молитве всего мира христианского. А ещё  молятся они за нас. Потому что «не погибло без возврата, что с любовью пережито».
    И снова, как в очень многих произведениях Русского Мыслителя, Свет побеждает тьму – потому что  «сердце день грядущий знает». А значит, звучит в финале мысль Пасхальная, столь литературой русской любимая.
 Новой славою Господней
Озарится свод небесный,
И дойдет до преисподней
Светлый благовест воскресный.
 «Где смерть твоё жало? Где ад твоя победа?» Словно предстаёт пред очами Иконописный Образ Воскресения Христова, на котором сокрушаются затворы ада и одолевают ангелы слуг антихриста.
И не могло бы «случиться» победы над смертью, если бы не добрая воля Пречистой, если бы не привела Она людей «в горние страны, в отчизну светов!»…
По сути глава эта – кульминация всего исследования – но всё же есть ещё, о чём побеседовать…
                (Продолжение следует)


Рецензии