Грабарь и дельфиниум

      Хорошее это слово «цвет». И простое и таинственное. Наверное,  человек не стал бы человеком, если бы зрение у него было черно-белым. У насекомых, у другой вершины в эволюции природы,  зрение тоже цветное. И что же мы ищем,  попав из города на природу, в поля и леса? То же что и насекомые -  цветы, наверное,  не в последнюю очередь,  потому что они разноцветные. Я приглашаю вас, читатель, в очередное путешествие по радуге  в пятьдесят оттенков синего. И в путешествие мы отправимся вместе с художником серебряного века Игорем Грабарем. Многие художники выбирали любимые растения и любимый цвет, чтобы донести их до друзей. Ван Гог звал друга Гогена в гости, украсив стены своего домика сверкающими  изображениями подсолнечника. С детства мы помним сочинения по картине Кончаловского «Сирень».  У Грабаря стал знаковым синий цвет, знаковым растением дельфиниум, и в мире его признали,  прежде всего,  как мастера натюрмортов с цветами.
    Повезло Грабарю  найти друга  художника, владельца усадьбы Дугино под Москвой.   И главным украшениям совсем не старинной усадьбы,  были цветы. Цветы из оранжерей, и цветы полевые, цветы на столах, подоконниках, и обязательно на рояле. И первой  картиной  Грабаря, попавшей в Третьяковку, стал  натюрморт с незабудками на рояле.  Увы, незабудки  Грабарь, в отличие от Левитана, в  полях не собирал, их ему приносили деревенские ребятишки. И даже следующий натюрморт «Хризантемы» он написал с букета, привезенном специально из столицы Иваном Третьяковым, лучшем ценителем и собирателем  орхидей в России.  Валентин Серов, как известно, любил цветы полевые, а картины лошадей предпочитал писать  с  самых настоящих кляч, хотя ему предлагали тысячи за парадные изображения  призовых скакунов. И когда Серов, один из руководителей Третьяковской галереи в то время,  приехал в Дугино, он с иронией выслушал рассуждения Грабаря о природе цвета. Кокетничает,-  как всегда коротко и веско заметил он другу. Грабарь же действительно всю жизнь был теоретиком. В молодости он по-настоящему приобщился к  живописи не в Академии, там преподавали передвижники. Его учителем в Мюнхене был знаменитый дивизионист Антон Ашбе.  Краски, считал Ашбе, на палитре смешивать нельзя. Их следует наносить на холст чистыми, мазок за мазком,  и тогда, влияя друг на друга, они засверкают как драгоценные камни. Вернувшись в Россию, Грабарь сблизился с "Миром искусства",  объединением  ценителей красоты и цвета. Незабудки, считал Грабарь, в своей массе, в букете, не позволяют не только решить проблемы передачи цвета, но и не раскрывают природу самого растения. Нужны были цветы и цвета другие. Так появился натюрморт «Дельфиниум».

      Что такое дельфиниум?  В народе его называют живокостью и почитают как растение ядовитое, а значит и лекарственное. Разлапистые листья и рост с человека, как раз для любителей встречаться с растениями глаза в глаза. И высокие  кисти голубого цвета. Каждый цветок – мазок кисти, драгоценный камень.  Синий цвет привлекает тех, кто хочет получить изрядную порцию бодрости, но конечно создан он природой не для услады наших глаз. Синий – любимый цвет для пчел и шмелей, красный дельфиниум они просто не заметили бы.  И видят пчелы живокость издалека, запах нектара они улавливают только подлетев ближе, и разные части цветка окрашены по-разному и пахнут тоже по-разному.  Нас же интересует только цвет. Живокость, как и полагается модели,  редко образует заросли, в отличие от культурных грядок.  Это  лесное растение и особенно радуют меня встречи на берегах медленных спокойных речушек на фоне воды, отражающей небо и облака. Большинство художников изображали цветы в натюрмортах на искусственном фоне. Грабарь неожиданно вынес букет в молодой сад усадьбы, на воздух. Так в старину когда-то делали голландские мастера, создатели лесных натюрмортов, правда,  не знавшие еще фактуры дивизионизма. Фоном  натюрморта Грабаря стали русские березы, а не крышка рояля. В комнате дельфиниуму нет места.  И на воздухе чистые мазки действительно заиграли по-новому, а картина превратилась в шедевр.

 Прошли годы, потеряла хозяев прекрасная усадьба, а недавно, когда не стало ни художника, ни его детей,  и совсем сгорела, но тема дельфиниума не оставляла Грабаря, после войны он снова к ней вернулся, как вернулся в любимое Абрамцево,  на берега благословенной тихой  Вори.   На этот раз семидесятилетний художник писал живокость не в вазе, а прямо на грядке. Пятьдесят оттенков синего в кистях, устремленных в небо. Над городами гремели салюты,  и салютом  в честь мирной жизни  казались эти высокие кисти. Казалось,  никогда люди больше не будут умирать в угоду политикам. Как же ошибался художник, его друзья и дети, покровители диссидентов. Но вот недавно на тихой речке Шипунихе я встретил огромный куст живокости, и синий цвет вдруг прозвучал как нота радости, ведь синий цвет это цвет надежды.


Рецензии
Хорошо, когда люди замечают красоту природы.
Замечательно, когда могут перенести эту красоту на полотна, или хотя бы сделать отличный фотоснимок. Но кому-то трудно даже разглядеть эту красоту в естественных природных условиях. И тогда это - ущербность души...

Спасибо за прекрасное эссе!

Коза-Дереза   28.07.2022 07:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Коза-Дереза. Рад что Вам понравилось. С дружеским приветом, Юрий

Юрий Панов 2   28.07.2022 08:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.