Ослабление Москвы

Последующие годы явились годами ослабления роли Москвы в Северо-Восточной Руси.
Наверное, впечатление, которое произвело уничтожение своего стольного города московским князем татарскими саблями, ради сохранения своей власти, было ужасным.
Наверное, резню своих восставших за Русскую Правду бояр и горожан, священников и монахов, Дмитрию Ивановичу на Московской Руси не простили.
Северо-Восточная Русь, после Куликовской Победы чаявшая от Москвы свержения ненавистного ига, была жестоко обманута. И московские воины, наверное, хорошо понимавшие этот обман, перестали стоять насмерть в стычках и боях, зная, что их дело - неправое.
Опять возродилось Великое Княжество Тверское, опять окрепло славное Великое княжество Рязанское во главе с князем-витязем Олегом Ивановичем.
В 1385 году Олег Иванович мастерским ударом захватывает у москвичей Коломну, которая до 1301г. была рязанским городом. Москва организует ответный удар, но её войско в рязанской земле подвергается разгрому.
Московский летописный свод конца ХVв. так описывает эти события: «Князь Олегъ Рязанский взя Коломну изгономъ наместника изыма,… и прочихъ бояръ и лучихъ людей поймавъ, поведе съ собою и много злата и сребра и всякого товара наимавея отъиде…
Того же лета князь великы Дмитреи Ивановичъ посла брата своего князя Владимера Андреевича на Олега Рязанского со множеством вои. Тогда же втои воин убиша на Рязани князя Михаила Андреевича Полотского, внука Олгердова».
Московский летописец стыдливо не отмечает результата той войны, на которой Москва потеряла даже своего князя Михаила Андреевича, но… рязанские же рукописи прямо заявляют, что «рязанцы москвичей побили под Перевицким».
После этого Дмитрий Иванович вынужден долго и безуспешно просить о мире рязанского победителя, но только к осени, но, только послав на Рязань такого великого русского духовного авторитета, как преподобный Сергий Радонежский, смог, наконец, договориться о мире: «Тое же осени преподобный игуменъ Сергеи здилъ на Рязань ко князю Олгу о мире, мнози бо прежде того къ нему здиша и не възмогоша умирити ихъ, тогда же взя съ великымъ княземъ Дмитреемъ миръ вечный». Литовская же Русь, уже с Великим князем Витовтом Кейстутовичем, опираясь на антиордынскую борьбу и сохранение русского народоправства продолжает укрепляться и расширяться.
Литовская Русь опять восстановила власть над Смоленском, Верховскими Княжествами и над Северской Землёй. В 1410 г. Польша и Русь Литовская разгромили рыцарей при Грюнвальде, и с тех пор только наступали на Западе против слабеющего Тевтонского Ордена.
Вершины своего русского могущества Литовская Русь достигла уже в конце правления Витовта Кейстутовича.
В это время вассалами Руси Литовской признали себя Великие князья Тверской и Рязанский - 3 августа 1427г. докончальную грамоту с Витовтом Кейстутовичем подписал Великий князь Тверской Борис Александрович, а около 1430г. подписал докончание о вассалитете и Великий князь Рязанский Иван Фёдорович.
Если говорить современным языком, то можно сказать, что земли Верховных княжеств, Смоленщины, Северской земли, Рязанщины, Твери входили в то время в состав Великого княжества Литовского и Русского.
В начале ХVв. наследные русские князья заключали с виленским князем докончания, в которых при верховной власти Вильно, признавались суверенным властителем своих территорий с сохранением своих древних обычаев. Несмотря на то, что в 1387г. литовцы были крещены по католическому обряду и католическая религия стала государственной, на православных землях сохранялись все прежние православные порядки и традиции.
«…Единственным законодательным ограничением права тех, кто исповедовал «греческую» веру, был предусмотренный Городельским привилеем 1413г. запрет всем некатоликам занимать «уряды» в Вильне и Троках-то есть фактически центральные должности в государстве».
«…В остальном же православные пользовались теми же правами, что и католики. Многие современные исследователи-и зарубежные, и отечественные считают, что говорить о «религиозном гнёте» в литовском государстве эпохи Ягелоннов нет оснований: хотя Православие было не господствующей, а только терпимой религией, эта веротерпимость была достаточно широкой; никаких насилий или репрессий против православных не было, в вопросах культа им представлялась полная свобода; нельзя переносить на ХV-начало ХVIв.в. ситуацию конца ХV-ХVII в.в.
«…Даже Иван III, очень ревниво следивший в Литве, упрекал в 1500г. Александра Казимировича за притеснения русских князей в вере, подчёркивал: «А наперёд того от твоего отца и от твоих предков такая нужа им о вере не бывала».
«…Что же касается упомянутого выше ограничения на занятие высших государственных постов, то оно «украинных» князей практически не затрагивало: лишь не многие из них, полностью утратив княжеские права, поступали на придворную и административную службу и получали те или иные «уряды…»
Большинство же порубежных князей принимало в политической жизни Литвы незначительное участие, а уделы новосильских князей… вообще были обособлены почти полностью от Великого княжества. Наконец, частые переходы князей с московской службы на литовскую и обратно в первой половине ХVв. и даже позднее показывают, что при этих переходах они не чувствовали какой-либо перемены духовной атмосферы , осталось в том же русском, православном пространстве»


Рецензии