Призвание Руси откуда?

Русь…
Как приятно слышать это имя, как радостно называться русским, как почётно вставать на бой с врагами Земли Русской!
Уже больше тысячи лет эти чувства живут в потомках славян и финнов, балтов и скифов, татар и половцев, живущих в ту пору на территории, по-нынешнему, Русской равнины, которых народ именем русь объединил в единое государство и создал новый народ, который стал называться русским народом.
Русский народ, приняв Православие, создал в своём сердце удивительную, идеальную страну именем Святая Русь: страну-Веру, страну-Надежду, страну-Любовь, страну-Совесть, страну-Справедливость.
Эта Страна была всегда ненавидима врагом рода человеческого, потому что Она всегда ему мешала, всегда с ним сражалась, Она всегда не позволяла ему установить свою чёрную власть над миром.
И враг прилагал и прилагает все силы, чтобы Её уничтожить, чтобы Её оболгать, чтобы Её осквернить, чтобы создать для людей другие-ложные идеалы.
Во многом это ему удалось…
Но эта идеальная страна, страна-Мечта живёт в глубине сердца каждого русского человека, вне зависимости от того, молодой он или старый, богатый или нищий, воцерковлённый или ещё ожидающий этого чуда.
Иностранцы всегда поражались нашей неотмирности, нашей нерасчётливости, нашему нежеланию материальных богатств, нашей решимости помогать всему миру, зная, что мир на это ответит злом.
Они не понимали, что стяжание всего этого увидит нас от Бога, спускает нас с Небес, разрушает в нас эту идеальную страну – Святую Русь.
Что же это за народ – русь, который объединил нас тогда, где он жил и что означает это странное слово – русь?
Из-за попыток объяснения этого слова уже почти три века идут непрерывные, ожесточённые и бесплодные споры.
Спорящих можно условно объединить в две основных группы: норманисты и антинорманисты.
Норманисты утверждают, что русь-это шведы-норманны, которые взимали дань с народов северной части Русской равнины, жили в Швеции, поэтому до сего дня финны и эстонцы называют их русью.
В начале русской истории их изгоняли новгородцы на свою историческую родину – Швецию, а потом вновь призвали из-за моря (Балтийского) на княжение в Новгород.
Так на Руси появился Рюрик со своим родом, так на Руси появились Рюриковичи. Однако они не могут объяснить те факты, что в Швеции русью никто себя не называет, что шведский народ именем русь нигде не указан в скандинавских сагах, что древнеисландские толкования слова русь, так же не имеют отношение к древнешведскому языку.
Их противники, которых условно можно назвать антинорманисты, отрицают призвание варягов(руси) из Швеции, хотя соглашаются, что призван был Рюрик из-за Балтийского моря.
Рюрика они определяют славянином из славянского в ту пору Поморья или балтом из Пруссии.
Слабость их аргументов в том, что славяне Поморья и балты из Пруссии не были сильнее новгородцев и кривичей в военном отношении и поэтому не могли брать дани с последних, и что в первых договорах Руси с Византией записаны сплошь скандинавские имена. Этимологические объяснения слова «русь» у них так же не убедительны.
За истекший век новых аргументов у спорящих практически не появилось, и споры явно зашли в тупик и очень напоминают спор донских казаков на мельнице со странным персонажем по фамилии Штокман.
Желая прекратить драку казаков с приезжими хохлами, Штокман стал утверждать, что он такой же русский, как и они. И что казаки, как и он, произошли от русских. На что казаки, ужаснувшись такому родству, заявили: «Нет, казаки от казаков произошли». На чём диспут и завершился.
Чтобы хоть как-то выйти из этого этнически-лингвистического тупика, даже установлен своеобразный гуманитарный приз, призыв ко всем, кто ещё не почувствовал в решении этой проблемы: «Тот, кто удачно объяснит название Руси, овладеет ключом к решению начал её истории».
Интересно, что серьёзные исследователи ищут и находят русь в совершенно неожиданных и удалённых друг от друга местах – русь в Швеции, русь в Южном Приильменьи вокруг Старой Руссы, русь в Киеве, русь в Крыму, русь на Кубани, русь даже воевала в далёкой Испании.
Понимая, что один и тот же немногочисленный народ (как и все народы того времени) не мог одновременно находиться в вышеперечисленных местах, можно сделать вывод, что слово «русь» являлось в то время неким обобщающим международным термином, характеризующим профессиональную, этническую или идеологическую супер-общность.
К таким обобщающим международным терминам нашего времени можно отнести термины: солдаты, негры, коммунисты, фашисты, мусульмане, христьяне и т.д.
Эти слова практически одинаково звучат на разных языках и понятны в разных странах без перевода. Но нашей Родине имя дал один народ и в благодарность к его делам и для сохранения светлой памяти о нём попробуем определить, где именно он жил в начале русской истории и что означает это чудесное слово – «Русь»?
Глядя на доводы норманистов и антинорманистов понимаешь, что неправы обе стороны, а правда лежит ровно посередине.
Да, русь – это безусловно скандинавский народ, но народ местный, уже давно осевший на русской равнине, давно имеющий связи, народ, сохраняющий связи со своей исторической родиной – Скандинавией, но свободно разговаривающий на местном славянском языке, как на родном.
Недаром преподобный Нестор уже под 898 годом отмечает: «…А словеньский языкъ и русский одно есть...».
То, что это народ местный и поселившийся на Русской равнине до прихода славян в VII - VIII веках, говорит само название - «русь», которое образовано по тем же правилам, как и обозначение финно-угорских народов северо-востока Русской равнины: ямь, сумь, емь, чудь, весь, водь, пермь, ливь, лопь и т.д.
То есть новгородские славяне обнаружили русь среди местных финно-угорских народов и назвали ее аналогично им (или приняли от них её название).
Однако русь в военном отношении была сильнее своих соседей и славян в том числе, так как брала с них дань.
Под 859 годом Нестор пишет: «Имаху дань варязи изъ заморья на чюди и на словенехъ, на мери и на всех кривичахъ. А козари имаху на полянех, и на северех, и на вятичех, имаху по беле и веверице от дыма».
Глядя на географию сбора дани варягами, очень хочется силовой, экономический центр их владений сделать в Южном Приильменьи.
Здесь древний город Руса (ныне Старая Русса). Новгород - это ведь новый город по отношению к старому - к Русе. Новгород построили славяне, а Русу - русь?
Сбор дани и сосредоточение в одном центре удобно: сбор с чуди и словен - северо-запад, север, северо-восток, сбор дани с кривичей - запад и юг, сбор с мери - восток.
Расстояния походов за данью представляются одинаковыми.
Кроме того, Нестор еще до начала привязки повествования к конкретному году, описывая пути по Русской равнине, отмечает: «Тем же и из Руси можете идти по Волзе в Болгары и въ Хвалисы... а по Двине въ Варяги...», то есть Русь опять можно определить в Южном Приименьи.
И вот начало русской истории:
Год 862.
«Изъгнаша варяги за море и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ и быша в нихъ усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягамъ, к руси, яко се друзии зовутся свие (шведы), друзие же урмане (норвежцы), англяне (англичане), друзии же гъте (готы), тако и си. Реша руси чюдь, словени, и кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжить и володети нами». И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собъ всю русь, и придошае старейший, Рюрикъ, седе в Новъ городе, а другий, Синеусъ, на Беле-озере, а третий Изобрьсте, Труворъ. И от техъ варягъ прозвался Русская земля...».
Опять же центр владений получается там же, в районе Старой Руссы.
Вы скажете: ну и плетет парень!
Ведь ясно же сказано, что прогнали варягов за море и позвали их опять же из-за моря, а море здесь одно - Балтийское!
Это так, но только если исходить из смысловых понятий современного русского языка. В течение столетий смысловые понятия часто меняются и меняются принципиально.
Так и с понятием «море».
Восточные славяне 1200 лет назад только начали выходить к морям, и у них не было понятия моря, как части океана и понятия озера, как большого замкнутого водного пространства.
Понятие «озеро» обозначалось словом «море». Макс Фасмер даже утверждает, что словом «море» у славян вначале обозначалось болото.
Обратимся к Новому Завету.
Его книги были переведены на церковно-славянский язык приблизительно во время призвания руси. 862 год - это одновременно призвание руси и год Великоморавского посольства в Константинополь.
Святое Евангелие от Матвея, от Марка, от Иоанна нигде не имеет термин «озеро». Спаситель с учениками плавает исключительно по «морю» - древние иудеи, как и древние славяне, тоже были сухопутным народом.
Термин «озеро» появляется только в Евангелие от Луки, которое сразу было написано по-гречески, а греки - лучшие мореходы того времени безусловно имели разные термины для обозначения моря и озера.
Отголоски этой традиции, традиции называть большие водные пространства морями живут и в современном языке: мы называем Каспийское и Аральское озера морями, мы называем большие водохранилища - Братское, Рыбинское, Цимлянское - морями, мы поем: «...Славное море - священный Байкал...», увидев большую лужу, мы говорим: «Море разливанное», увидев большую толпу, мы скажем: «Народу было - море!».
Итак, варягов могли призвать как из-за Балтийского моря (но там о руси ничего не известно), так и из-за Ильменя (моря Словенского, а до этого Русского или Варяжского???), где имеются многочисленные топонимы и гидронимы, произошедшие от слов «русь», «русский». Их Иван Николаевич Вязинин, автор книги «Старая Русса в истории России», насчитывает, как минимум 16. Его исследование убеждает, что народ именем «русь» жил в Южном Приильменьи.
Иван Николаевич, описывая древнюю водную систему Южного Приильменья, состоящую из рек, каналов и берега озера Ильмень, даже очень удачно объясняет странную фразу арабского писателя IX в Ибн-Даста:
«Что касается до Русии, то она находится на острове, окруженным озером. Остров занимает пространство трех дней пути, покрыт лесами и болотами».
Ну, хорошо, скажете вы, Ильмень - тоже море, но как объяснить, что норманны, этот самый сильный в военном отношении народ того времени, живущий исключительно разбоем и торговой наживой, поселился в низменном, заболоченном, мокром Южном Приильменьи? Есть куда более выгодные места на Русской равнине.
Например, Полоцк - здесь идет западный вариант пути из Варяг в Греки, он почти в два раза короче северного, да еще не имеет таких опасных для мореплавания озер, как Ильмень и Ладожское. Или еще лучше - Смоленск - там вообще контролируешь оба варианта этого пути (правда, от Скандинавии уже далековато).
Оказывается, что русь в Южное Приильменье направляет как раз эта самая жажда наживы.
Дело в том, что в районе Старой Руссы на поверхность выходят многочисленные соляные ключи. Река Шелонь - «соленая» по-древнепсковски. Соль здесь добывалась на протяжении всей истории пребывания человека. Она добывалась путем выпаривания на огромных сковородах - «цренах» на специальных печах в промышленных количествах, что позволяло снабжать ею население всей Русской равнины.
Соль в то время ценилась исключительно высоко, являлась «золотом» средневековья, «королевой пряностей».
Конечно же, норманы задолго до прихода славян взяли под свой контроль этот доходный промысел, создали здесь постоянно действующие военизированные поселения, обложили окрестных жителей данью.
После возникновения сословия купцов - сбытчиков соли связь с исторической родиной - Скандинавией - становилась минимальной - туда обращались только за «живой силой и техникой» (военной).
От своих соседей и потребителей соли они получили название - «русь».
Пришедшие славяне восприняли это название, хотя добавили и свое - «варяг».
От слова - варить!
Ведь соляной раствор действительно варился, кипел, выкипал на огромных сковородах, стоящих на часто расположенных печах.
Представьте себе 40 - 50 печей, на которых одновременно выпаривается (варится) соляный раствор - огонь, пар, дым, копоть!
А между печей - люди - распаренные, потные, закопченные. Вот уж действительно - варяги!
Так русь стала еще и варягами. Это имя быстро распространилось вместе с продавцами соли - купцами.
Поэтому совершенно логично одновременное дружное утверждение М. Фасмера, В.И. Даля, Ф.А. Бокгауза и И.А. Ефрона, что варяг и прасол - это синонимы, что эти понятия означают одно и то же - скупщик всячины по деревням, торговец рыбой и солью, скупщик мяса и рыбы, молочный торговец и разносчик, корозинщик, коробейник.
Осмотревшись на новой земле, славяне обратили внимание на родство руси со скандинавами, и стали последних тоже называть варягами, хотя никогда не называли их русью: русь - это только свои, местные варяги.
Утверждение, что русь была призвана из района Русы, можно дополнить информацией от Василия Никитича Татищева.
Ссылаясь на имевшуюся у него «летопись Иокима, епископа Новгородского», он сообщает, что Рюрик переселился в Новгород только на четвертый год после призвания руси. Где он жил до этого и откуда управлял?
Не из Швеции же, в которой руси никогда не было. Значит, из Русы!
Из Старой Ладоги он тоже не мог управлять - она не была за «морем» по отношению к Новгороду.
Наличие в Южном Приильменьи скандинавского «этнического наследия» подтверждают и антропологические исследования.
Михаил Владимирович Витов исследовал антропологические особенности древних новгородцев и их современных потомков.
Он пишет: «Географическое распределение головного указателя (процентное отношение ширины головы к ее длине) обнаруживает две отчетливые зоны: зону преобладания относительно широкоголового (брахикефального) населения и зону господства населения с более удлиненной формой головы (мезокефального). Первая, в общем, характерна для центральных областей Европы (большей части Русской равнины и стран Центральной Европы), вторая - для Скандинавии, Северной Германии, Британских островов. Обратим внимание на распределение мезокефальной формы головы; как это видно на соответствующей карте, она преобладает в Приильменье, в бассейне Волхова и Приладожье, в устье Двины, Мезени, Печоры и по берегам Белого моря...
...Приблизительно такое же направление географической изменчивости обнаруживается и при рассмотрении вариации целого ряда других признаков. Наложение на карту этих признаков позволяет выделить антропологический тип, который по месту его наибольшего распространения назван ильменско-беломорским. Его отличают светлая пигментация глаз и волос, относительно высокий рост и большие размеры головы, удлиненная форма головы и лица, и ряд других особенностей...
...Я уже упоминал об антропологической близости ильменцев к жителям северной Европы и, в частности, Скандинавии. Это находит объяснение не только в том, что в состав народов северной Европы вошли одни и те же элементы, восходящие к верхнепалеолитическим насельникам нашего континента, но и в весьма вероятной варяжско-скандинавской примеси у русских северо-запада. Вопрос этот требует специального исследования, но уже сейчас ясно, что физические особенности населения Новоладожского и Волховского районов довольно близки среднему типу шведов по данным Лундборга и Линдерса».
Замечательно, что значения головного указателя у жителей современной Старой Руссы ближе к шведскому, чем у жителей современного Новгорода, а у жителей города Шимска (находится в устье Шелони) соответствует новгородским.
Кроме того, Михаил Владимирович указывает, что до XIII в., когда в антропологии новгородцев стало проявляться влияние окружающих финно-угорских народов, сходство их со скандинавами было еще большим.
Оппоненты скажут: «Позвольте, давно уже доказано, что во времена преподобного Нестора «идти на Русь» означало идти в район Киева».
Эта критика легко парируется, так как к этому времени собственно русь Южного Приильменья была ассимилирована славянами, князья из нее с боярами и родами ушли сначала в Новгород, Изборск, Белозерск, другие города Севера, потом спустились в Киев и из Киева, называясь русскими князьями, русью уже сажали на престолы славянских городов своих сыновей и братьев. Конечно, Киев стал центром руси, Русью, тогда, как другие земли и народы еще назывались по-старому: вятичи, северъ, новгородцы, полочане и т.д.
Этот механизм изменения географического положения названий легко проследить по Мценску.
В XI - XV в. городом несомненно называлась оконечность горы Самород с крепостью.
В XVII в. это место называлось уже «острог», а городом был собственно посад.
В XX в. старый посад назывался Балчугом и Стрелецкой слободой, а городом именовалось место на правобережьи в районе улиц Сталина и Ленина, базара и Красной площади, именно туда мы с мамой и наши соседи по Балчугу ходили «в город».


Рецензии