Не пора ли поправить Конституцию?

в 1993 году советники Бориса Ельцина настаивали на максимальном усилении власти главы государства. Авторы создали у нас режим, напоминающий устройство США или Франции. Но в большинстве стран западного мира действует парламентская демократия. Такой путь могли избрать мы, но в тот момент у нас перед глазами был наш собственный неудачный опыт. В начале ХХ века мы пришли к парламентской форме правления и знаем, чем это закончилось.
Поэтому первая проблема Конституции – сверхбольшие полномочия президента. Они больше, чем были у генсека и царя. Конституция фактически допускает скрытую форму монархии. Но в 1993 г. Россия была на грани распада, запахло гражданской войной. И если бы мы не приняли Основной закон, пусть даже с такими перекосами, мы бы просто получили авторитарный единоличный режим Ельцина, к чему его подталкивал Коржаков.
Конечно, при хорошем президенте и парламенте страна будет процветать, даже имея неудачную Конституцию. А при слабой власти даже хорошая Конституция не спасёт от упадка. Но только Конституция позволяет формировать легитимную власть.
Именно сейчас назрели изменения в Основной закон, потому что текст разработанного четверть века назад документа во многом не отвечает нынешним реалям. Дело не только в том, что страна была совсем другой. Не секрет, что на финальных этапах работы над текстом Конституции руку к нему приложили американские «специалисты», которые чувствовали себя в ельцинской России победителями. Поэтому многое из того, что попало в Конституцию благодаря их участию, вредно нашей стране.
Взять, например, 5-ю статью. Она посвящена территориальному устройству России. В ней говорится, что страна состоит из краёв, областей, автономных округов и республик. Движение в этом направлении уже началось – количество субъектов Федерации сократилось, причём люди в так называемых автономиях сами голосовали за то, чтобы объединиться с соседями. Я предлагаю, чтобы в России было 30-40 губерний с одинаковым статусом, без всякого национального деления.
Вопросы образования на национальных языках должны решаться на муниципальном уровне, а не на региональном – это в итоге благотворно скажется на культурном развитии всех народов России. И, разумеется, государственный язык, который учат все дети, может быть только один, а другие языки пусть изучаются добровольно, по желанию самого ребёнка и его родителей. Ещё одна ключевая проблема действующей Конституции заключается в том, что о самом большом, государствообразующем народе России в документе вообще не сказано ни слова. Как будто его нет! Как будто Россия само зародилась из лесов и болот без малейшего участия русских князей, русских воинов, русских крестьян, всего русского народа, объединившего вокруг себя другие народы и вместе с ними создавшего крупнейшее государство мира. Я уже много лет предлагаю в преамбуле к Конституции заменить «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» на «Мы, русские и другие народы России, договорились о нижеследующем…»
Ведь никто же не требует для русских каких-то особенных прав, как и ограничений для других народов страны. Но то, что Россия создана русским народом, - это бесспорный исторический факт.
Формулировка «многонациональный народ» по сути ничем не отличается от «советского народа». А это явление оказалось не жизнеспособным. Да и никто не может однозначно ответить на вопрос, что такое этот «многонациональный народ». В России живут сто с лишним народов, а не один. И благодаря этому наша страна сильна и многообразна.
Есть у Основного закона и другие недостатки. Грубейшей ошибкой я считаю 15-ю статью, в которой сказано, что международные договоры имеют большую юридическую силу в России, чем наши собственные законы.
По сути, речь идёт о примате международного права над суверенным законодательством страны. Это вообще навязанная из Вашингтона идея, чтобы американцы могли контролировать нас. Сами США при этом всегда ориентируются на своё собственное законодательство.
Назрели и другие важные правки. Например, глава государства по Конституции – это президент. Это абсолютно чужое нам слово. Я предлагаю взять русский аналог – Председатель или, например, Верховный правитель, как было при Колчаке.
25 лет – это очень серьёзный срок. Государство изменилось, изменились люди, выросло новое поколение, рождённое уже после развала СССР. Из раздираемой внутренними противоречиями и подобострастно смотрящей в рот Америке страны Россия превратилась в уверенную в себе суверенную державу. И нет сомнений в том, что и Конституция рано или поздно тоже будет обновлена, а вредные для государственной системы пункты покинут Основной закон.
Кстати, США внесли первые десять поправок в свою Конституцию всего лишь через 2 года после её принятия. И это в ХVIII веке, когда жизнь была неторопливой и размеренной. В ХХI веке жизнь меняется гораздо быстрее. Вот поэтому я призываю изменить Основной закон во благо граждан России. Четверть вековой юбилей – отличный повод это сделать.


Рецензии