Откуда есть пошла Русская земля 1 часть
Б.Прилежаева-Барская. Как жили наши предки-славяне. М. 1952.
В.Иванов. Русь изначальная. Разные издания.
В Хотимский. Три горы над Славутичем. М. 1984.
С.Плетнёва. Хазары. М. 1986.
Н.Фаттах. Итиль-река течёт. Казань. 1978.
Л.Гумилёв. Древняя Русь и Великая степь. М. 1992.
В.Афиногенов. Белые лодьи. М. 1992.
А.Костин. На заре Руси. Л. 1969.
М.Семёнова. Ведун. М. 1989.
М.Семёнова, А.Константинов. Меч мёртвых. М. 2008.
Е.Пчёлов. Рюрик. М. 2012.
Д.Мищенко. Северяне. М. 1972.
В.Каргалов. Чёрные стрелы вятича. М. 1989.
А.Каждан. У стен Цареграда. М. 1965.
В.Лобачёв. И печатью скреплено. Путешествие в 907 год. М. 1983.
А. Карпов. Княгиня Ольга. М. 2012. Владимир Святой. М. 2015.
С.Пономарёв. Под стягом Святослава. М. 1989. Стрелы Перуна. М. 1989. Гроза над Русью. М. 1991.
И.Коваленко. Улеб-твёрдая рука. М. 1978.
А.Серба.Мёртвые славу не имут. Нижний Новгород. 1994.
М.Скляренко. Святослав. М. 1991.
Рассказы начальной русской летописи. Разные издания.
"Се повести временных лет: откуда есть пошла Русская земля, кто первым начал в Киеве княжити и откуда Русская земля стала есть". Так звучит начало текста "Повести временных лет" - начальной русской летописи, составленной в XI - начале XII в.в. И это занятие будет посвящено именно началу Руси как общности восточнославянских племён и раннесредневековому государству. Оно может проводиться после занятия о Кирилле и Мефодии, где рассмотрены мир южных и западных славян в IX веке и общеславянские культура и письменность, или после всех занятий, посвящённых раннему средневековью в Европе и Азии.
Согласно летописи, восточнославянские племена расселились в догосударственный период с юга на север. Большую роль в их продвижении играл путь "из варяг в греки" - из Балтийского моря в Чёрное. через Нева, Волхов, Ловать и Днепр. (Изучаем карту). По карте проследим, где расселились основные выделившиеся в VI-VIII веках племена, которые называет летопись: поляне ("жители полей",Среднее Поднепровье), древляне("древесные люди", бассейн Припяти), северя нему северу от полян, бассейн Десны и Сулы), дреговичи (от "дреги" - болота, бассейн Березины), кривичи или полочане (верховьях Днепра, Западной Двине и Волги), позднее разделившиеся радимичи ( бассейн Сожа) и вятичи (верховья Оки), волыняне или дулебы (бассейн Западного Буга), словене (район озера Ильмень). По дополнительным упоминаниям известны также белые хорваты (Прикарпатье), уличи и тиверцы (бассейн Днестра и Прута). Очевидно, словене сохранили основу"славяне" как своё название в отличие от соседних, неславянских племён.
Поляне названы в летописи наиболее развитым племенем, про древлян и кривичей говорится, что они ещё долго сохраняли "звериные обычаи". А вот что писал византийский историк VI века Прокопий Кесарийский: "У племён славян и антов существует народоправство"."Почитают они верховного бога грозы, речные божества и приносят богам жертвы".
Другой византийский автор, Маврикий Стратег, добавляет, что славяне занимаются земледелием и скотоводством: большую роль в их жизни играют военные походы и набеги, во время которых поровну делится добыча. Помимо выборы племенной вождей - князей (от "конязь" - конный воин ) большую роль у славян играли жрецы-кудесники.
В источниках, за исключением более поздней Новгородской летописи, слабо затронуты самые северные, словенские племена. Согласно гипотез некоторых учёных, они продвигались параллельно днепровским племенам с юго-запада на северо-восток, из бассейна Одры и Вислы к Западной Двине, реке Великой и Ильменю, а далее - к верховьям Волги. По пути своего продвижения славяне смешивались с более ранним местным населением - балтами и угро-финнами. Изучаем далее карту: согласно археологическим данным и летописи, балтийские племена сохранились частично в бассейне Оки, в районе рек Угры и Протва (голядь), а финские - ниже по Оке (мещёра и мурома), на Верхней Волге, в районе озера Неро (меря), и близ рек Молога, Сясь и Свирь (весь, предки вепсов). Северными соседями восточных славян оказались карелы и "чудь заволочская", северо-западными - ижора, водь и эсты(чудь). Южнее в Прибалтике закрепились балтийский племена - латышские, литовские и прусские. Восточнее Рязани источники упоминают буртасов (возможно, угорское племя) и мордву. Причерноморские степи оставались "диким полем", где перемещать волны кочевья племён, в основном тюркских.
Есть красочный летописный рассказ о зависимости дулебов от авар (обров). Аварский каганат образовался к середине VI века к югу от Восточных Карпат, в Подунавье.
"В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов – также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его – обрина, – и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры», – их же нет ни племени, ни потомства".
В Причерноморье авар сменили хазары, болгары и печенеги. Ветвь болгар закрепилась в VIII веке на Средней Волге, где затем образовалось государства во Волжская Булгария. На Нижней Волге образовался Хазарский каганат.
"И были три брата: а один по имени Кий, а другой — Щек, а третий — Хорив, и сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, отчего и названа Хоривицей. И построили город и в честь старшего своего брата дали имя ему Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были люди те мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне — киевляне и доныне.
Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к цесарю, <какому> — не знаем, но только то знаем, что, как говорят, великих почестей удостоился тогда от цесаря, какого — не знаю, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок небольшой, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и окончил жизнь свою; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
И после этих братьев стал род их княжить у полян…"
К какому времени можно относить легенду об основателях города Киева - братьях Кие, Щеке и Хориве? Некоторые исследователи относят её к VI веку. В пользу княжения Кия говорит упоминание легенды о трёх славянских братьях княжеском рода в армянских летописях (в Армении арабы поселили в VIII веке пленных славян с Дона).
К VIII веку у полян уже явно выделила племенная знать. Обогавщавшаяся в походах дружина получала за службу земли. В IX веке появляются бояре от "боляре" - "большие люди".
Простые общинники того времени называются в источниках просто "люди", кроме того, появилась "челядь" - пленники-рабы, княжеские слуги.
...В исторической науке нового времени всегда боролись две точки зрения на очаг государственной ти на Руси - "киевская", по которой именно Киев, "мать городов русских", был главным центром образования государства восточных славян, и "новгородская", согласно которой не менее значительное гнездо государственностиль возникло и у ильменских словен вокруг Новгорода, и в дальнейшем именно Новгород, подчинив Киев, стал первоосновой правящей династии.
«Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словен; свою волость им;ли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по б;л;и в;верици; а иже бяху у них, то ти насилье д;яху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди».
Думается, что племенной союз словен возник позднее, чем киевский (его первым центром мог быть город Ладога, основанный, по данным археологов, около 700 года). Первоначальная протогосударственность развивалась параллельно. В Новгородской летописи есть смутные упоминания о князе Боривое, потомком которого был Гостомысл.
Ещё одна загадка истории восточных славян - князь Бравлин, ходивший походом на византийские владения около 780 г. (по византийским источникам). В "Повести временных лет" он не упомянут. Возможно, Бравлин был князем славян-тьмутараканцев на Таманском полуострове. Позднее эта земля попала в зависимость от хазар.
По летописи, с IX века встречается общее название страны восточных славян - Русь, Русская земля. И здесь существуют по крайней мере две версии происхождения этого слова. Согласно рассказу ряда более поздних летописей, понятие "Русь", "Русская земля" пошло от района реки Рось (южнее Киева) - развитого земледельческого края в Поднепровье. Именно слово "россы" встречается у византийских авторов. Но другие летописные свидетельства называют "русью" варягов, пришедших в Новгород, и это название перешло на династию, пошедшая от Рюрика и на всё государство(как, к примеру, от династии тюрок-болгар пошло название славянской страны - Болгария). Представляется вероятным, что южное "россы" и Северное название князей-варягов"русь" (с родное названию Швеции "Руотси", "Роотси" в эстонском и финском языках)по созвучию смешались и отождествились в названии всех восточных славян - Русь.
Характерно, что Чёрное море в русских источниках называлось Греческим, в византийских - Русским, а в западных - Хазарским (в восточных хрониках Хазарское море - Каспийское). Ученики могут попытаться объяснить эти разночтения.
Посольство "руси" в Византии и в Германии упомянуто в западных источниках уже в 839 г. (правда, неясно, из Киева или от словен было это посольство). Восточные авторы этого же времени знают страну Рус вокруг Киева и страну Сакалаба (словене) севернее...
Время образования раннесредневекового государства на Руси отчасти ещё покрыто "темнотой" в источниках. В Киеве к середине IX века, безусловно, существовала достаточно прочная власть князей и бояр. Как князья, достигшие могущества, известны Аскольд и Дир.
В восточных летописях упомянут "каган-рус" Дир, иногда высказывают предположения, что Дир был отцом Аскольда. Аль-Масуди: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами». Б.А.Рыбаков писал: "личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц». С этими князьями связывается неудачный поход на Византию 860 г. и новый поход 866 г.
"В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошёл уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идёт походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошёл в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями Божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русов, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой". Эти события есть и в византийских хрониках.
По позднейшей легенде, в Византии Аскольд крестился,- как бы то ни было, но в христианское время как святыня стала почитаться "Аскольдова могила" в Киеве. Легенды рассказывают об Аскольдовых валах - первой системе защитных сооружений от кочевников к югу от Киева. Киеву платила дань часть окрестных племён, на какое-то время (863 г.)в зависимость от полян попал и Полоцк.
В это же время в Новгороде, упомянутом впервые в 859 г., после смерти князя Гостомысла началось безаластие, и старейшин пригласили "из-за моря" изгнанных ранее варягов во главе с Рюриком (862 г.).
Как правило, варягов русских летописей считают скандинавами-норманнами, совершавшими в IX-X веках набеги и военные походы на побережья и по рекам почти всей Европы. Некоторыми историками не без коньюнктуры выдвигались и другие версии - родственные славянам пруссы, кельты, западные поморские славяне. По Новгородской летописи XII века Рюрик считается внуком Гостомысла по женской линии. В средние века вообще считалось престижным выводить любой знатный род откуда-то из-за границы - вот и Аскольда и Дира по одной из летописный версий назвали варягами, "боярами Рюрика"( хотя их имена, положение, а также хронология опровергают эту версию). В дальнейшем русские князья считали себя Рюриковичами, а, начиная со времён Екатерины II, в Российской империи утверждалась официальная "норманнская теория" избранности власти на Руси как династии, пошедшей от варягов. Историки, оппозиционно настроенные к власти, в противовес выдвигали "антинорманнские" теории, сводя "призвание варягов" к случайному эпизоду, а то и вовсе отрицая историчность Рюрика. Представляется, что и норманнские, и антинорманнские новации не имеют прямого отношения к сути исторических процессов и отражают реалии и кампании нового и новейшего времени - от династических связей с Германией до советской идеологии особости отечественной истории и, наконец, размежевание России, Украины и Белоруссии.
"Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет(«земля наша велика и обилна, а наряда у нас н;ту). Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля".
Можно заключить, что при Рюрике произошло усиление государственного союза на севере Руси. В Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города. Произошло подчинение с уплаты дани Новгороду Изборска и Белоозера (где были наместниками, согласно летописи, братья Рюрика Трувор и Синеус, хотя некоторые считают, что это не имена, а слова, означающие "свой двор и верная дружина"), а также финских племён меря в Ростовской земле и "чуди" на побережье Балтийского моря, и, наконец, Полоцка. Рюрик подавил восстание недовольно варягами части новгородцев во главе с воеводой Вадимом(864 г.) и умер в 879 г., оставив преемником Олега, Происхождение которого, вероятно, было тоже варяжским. Упомянут малолетний сын Рюрика Игорь, "при котором" княжил Олега (родство вообще Игоря с Рюриком и отцовство Рюрика признавалось не всеми историками).
Олегу удалось, вероятно, используя ослабление киевских князей, подчинить Смоленск, Любеч и, наконец, овладеть Киевом (882 г.).
«Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду». Аскольд был убит. В то же время Олег, хоть и пришёл из Новгорода, признал общегосуларственной столицей Киев ("Это будет мать городов русских").
Что ещё известно из летописи о деятельности Олега? В последующие годы он подчинил древлян, северян, радимичей. Он заявляет северянам:«Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань».
И спрашивает радимичей: "Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами им;яше рать». Его северной резиденцией, судя по всему, была Ладога. Олег продолжил сушествовавший ещё при Дире и Аскольде зимний объезд подчинённых земель со сбром дани -полюдье.
Самое прославленное событие его княжения - поход на Византию 907 г. В нём участвовала как княжеская дружина из славян и варягов. так и ополчение почти из всех восточнославянских племён, мерян и чуди.
"И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу".
Руси добились выплаты греками дани и заключения мира на условиях привилегий для Руси в торговле через черноморские пролив.
В 911 г. послы Олега, прозванного Вещим, заключили в Византии договор на греческом и русском языках. Познакомимся с этим документом в сокращении.
"Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему... Об этом: если кто убьет, - русский христианина или христианин русского, - да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет...Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову. Если же случится около Греческой земли такая же беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи, то пусть вынесем (на греческий берег) мы, русские. И когда приходим (мы, русские) в Греческую землю для торговли или посольством к вашему царю, то (мы, греки) пропустим с честью проданные товары их ладьи. Если же случится кому-либо из нас, русских, прибывших с ладьею, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть будут виновники присуждены к вышесказанному наказанию..."
Любопытно, что большая часть приближённых князя - служившие у него варяги.
Упоминание текста на русском языке свидетельствует о появлении на Руси славянской азбуки, первые археологические памятники которой относят как раз к первой половине X века (надпись кириллицей на горшке, найденном в Гнёздовском городище под Смоленском, - "гороуща" - то ли это "горчица", то ли имя владельца).
В "Повести временных лет" далее следует знаменитая легенда о смерти князя Олега от укуса змеи, выползшей из костей его любимого коня. После этого сказания, по которому написал свою знаменитую "Песнь о вещем Олеге" Пушкин, летопись отмечает: «другии сказывают, будто ушёл он за море…».
Почему-то византийские авторы не оставили упоминаний о походе Олега. Сведения о могущественном воителе Олеге подтверждают восточные источники.
Аль-Масуди:«Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом..."
По другой летописно версии, Олег умер в 922 году, и не под Киевом, а в Старой Ладоге,
Были ли наследники у Олега? -Вообще хронология здесь крайне запутанная - Игорь, княживший после Олега с 912 по 945 годы, не может быть сыном Рюрика - иначе к моменту гибели ему было бы чуть ли не 70 лет, а был лишь малолетний наследник - Святослав, сын Ольги, на которой будто бы Игорь был женат с 903 или 904 г.г. Тут явно пропуск одного поколения! Картину ещё более запутывают сведения у чешских и польских авторов о каком-то русском князе Олеге, изгнанном из Руси примерно а годы княжения Игоря. Многие считают, что это - сын Олега Вещего.
Польские авторы:«В год 967. Олег, последний король Моравии, некогда ставший изгнанником в России, сломленный возрастом и заботами, там же окончил свои дни…»
Известно, что при Игоре Старом киевскому князю оказались подчинены уличи и тиверцы, отбиты вторжения печенегов. В 941 и 944 г.г. были совершены новые походы на Византию - неудачный и окончившийся подписание нового, относительно выгодного для Руси договора. Это фиксируется и в византийских источниках.
"В год 6452. Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. "
«Разве знает кто — кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть.»
В 945 г. Игорь был убит древлянами, выступившими против уплаты Киеву непомерной дани.
«Поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё“. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“ […] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».
Происхождение Ольги, жены Игоря, взявшей власть в свои руки в малолетство сына Святослава, её личность окутаны многими противоречивыми легендами. В летописи указано, что её взяли в жёны Игорю из-под Пскова, но возникают и другие географические версии.
Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги. Если верить этому источнику, то получается, что князь Олег переименовал Прекрасу в своё имя (Ольга — женский вариант имени Олег).Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискарёвский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега!
Учащимся можно порекомендовать посмотреть фильм 1983 г. "Легенда о княгине Ольге", где рассмотрены все варианты сказания об Ольге, все основные версии её происхождения и истории замужества.
Ольге пришлось долго и жестоко усмирять непокорных древлян. В летописи - четыре рассказа о мести Ольги. Упомянут маленький Святослав, символически, по обычаю, первым бросающем в сражении копьё.
"…[бросил] копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».
Совсем удивительно, что в легендарном месте могилы Игоря в начале XX века был найден клад, в том числе меч образца времён Киевской Руси. Однако находка была кем-то присвоена и утеряна...
Важно, что Ольга установила после этого точный размер "уставов и уроков"(даней и оброков)по Руси, а также учредила "становища" и "погосты"(места остановок князей и дворы княжеских приказчиков- тиунов). «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места её для ловли птиц и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев и там жила с ним в любви».
В 955 г. или 957 г. Ольга крестилась во время пребывания в Константинополе.
"И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой"- пишет византийская хроника тогдашнего императора-историка Константина VII Багрянородного. В русской летописи есть немало интересных подробностей:«И пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: «Я язычница; сюда приехала услышать и понять закон христианский и, познав истину, желаю быть христианкой, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее цесарь с патриархом. [...] И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее цесарь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь». И сказал ей цесарь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И поднес ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своею дочерью".
«Когда император воссел с августою и своими багрянородными детьми, – говорится в византийской «Книге о церемониях», – княгиня была приглашена из триклина Кентурия и, сев по приглашению императора, высказала ему то, что желала».
Но, видимо, предложение брака императором - красивая выдумка, потому что вряд ли Константин думал о разводе с женой Еленой, по существу, управлявшей империей в то время, как он писал книги...
По расказам, Ольга хотела крестить Святослава и женить его на христианской иноземной принцессе, но тот противился этому, опираясь на языческую дружину. От официального брака с какой-то киевской боярышней у него родились сыновья Ярополк и Олег, а от ключницы Малуши(может быть, дочери князя древлян Мала, либо некого Малка Старого)- сын Владимир.
Непонятно, был ли Владимир старше Ярополка или моложе его.
«он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».
В .то же время попытки обращения Руси в христианство посланцами папы римского не имели успеха.
Продолжатель Регинона: "962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся".
"Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: «Иду на вы!" В 966 г. дружина Святослава подчинила Киеву вятичей на Оке, в это же самое время воевал в Волжской Булгарии и в 965 году разгромила Хазарский каганат, после чего пошла на Северный Кавказ, временно подчинив ясов (осетин) и касогов (адыгов). Следующий крупный поход Святослав предпринял в 967 г. в союзе с Византией против Восточно-Болгарского царства, которое и завоевал. В 968 г. он, по летописному рассказу, лишь после обращения киевлян вернулся на Днепр и отбил набегов на Киев печенегов.
"Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих". И Ольга заявляет сыну: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу". Святослав оставил на Руси в качестве наместников своих юных сыновей - Ярополка в Киеве, Олега - в неспокойной Древлянской земле, и Владимира - в Новгороде под началом дяди Добрыни.
Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов.
Вот слова князя о своих амбициях, сказанные тогда.
"Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы".
В 969-971 г.г. он снова воюет на Балканах, теперь уже против Византии, новый император которой Иоанн Цимисхий, испугавшись усиления влияния Руси, собрал против него большое войско. В 970 г. русы взяли Филиппополь(Пловдив), тогда скорее греческий, чем болгарский город, и произвели там полное опустошение. "И пошёл Святослав к столице, воюя и разбивая города..." Император пообещал князю за уход из завоёванных земель обещанное ранее вознаграждение за победу над болгарами. Но Святослав потребовал в ответ заплатить за все города, им взятые, или отказаться от владения ими. Он заявил в послании Цимисхию (по свидетельству византийского историка Льва Диакона):
«Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну — мы сами разобьем вскоре свои шатры у ворот Византия и возведем вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих, а мужи крови, которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами.»
Византийские авторы добавляют в картину событий много своих штрихов и описаний.
"Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой".— Лев Диакон.
Печально зрелище! Восстань же ныне, царь!
Пехоту собери, стрелков и всадников,
И войско все своё фаланги и полки,
Ибо идет оружье русское на нас,
К убийству жадно рвутся скифов племена.
Твой град - добыча всех племен, которых в страх
Когда то повергал один лишь образ твой,
Что был начертан у ворот Византия.(Эпитафия Никифора Фоки)
"Повесть временных лет" не сообщает о поражении войска Святослава под Аркадиополем у самого Константинополя, но по византийским хроникам мы знаем масштаб этой битвы, где греки потеряли больше людей, чем русы, но после этого Святослав отступил.
Перед императорскими силами князь заявил воинам:
«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь.»
В следующем году византийская армия осадила Преслав, где воевода Свенельд, известный ещё при Игоре и Ольге, оборонял болгарскую столицу с силами русов и болгар. Но греки взяли город и осадили Святослава и вырвавшегося из Преслава Свенельда в Доростоле на Дунае (ныне Силистра). Осада затянулась, ни одна сторона не могла одолеть. В июле 971 г. Святослав согласился уйти на Русь, заключив почётный для него договор с условием сохранения войска.
«Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на неё воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним. Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы неизменным договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне, и написали в хартии этой и скрепили своими печатями.»
Святослав выдал пленных, русы получили у греков хлеб.
По пути в Киев весной 972 г. Святослав был встречен у днепровских порогов печенегами, возможно, напавшими по тайной договорённости с Византией.
«И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.»
Легенды связывали со смертью Святослава окрестности острова Хортица на Днепре. В 1970-ые годы на месте предполагаемой гибели князя был поставлен мемориальный знак, а вскоре открыта диорама "Последний бой Святослава", за основу сюжета которой взят роман М.Скляренко. В 2011 году вблизи острова Хортица найден меч X века, отделанный золотом и серебром, безусловно принадлежавший какому-то князю. Многие доказывают, что это может быть меч Святослава...
Вопрос: Чем развитие ранней Руси похоже на "варварские королевства" в Европе, а что было особенного?
Дополнительный вопрос: Объясните, почему мы обращаемся при изучении начала Руси и к русским, и к иностранным источникам.
Задание на дом: Попробуйте обосновать свой взгляд на происхождения понятия "Русь", пребывание на Руси варягов и родственные связи между известными ранними русскими князьями.
P.S. Информация к размышлению.
В 2012 г. в России было отмечено 1250-летие российской государственности.
В 2013 г. в Украине отметили 1260-летие украинской государственности.
В Старой Ладоге в недавние годы были открыты памятники Рюрику, Олегу и Игорю Старому, в Любече - Олегу и Игорю.
Свидетельство о публикации №222072001260