Эсэр - либеральным демократам пример!

На заставке фото лидера партии российских социал-революционеров (эсэров) Виктора Михайловича Чернова. Фото находится в свободном доступе в Интернете.


Получив, как минимум среднее образование благодаря социализму, современные россияне нередко интересуются политикой. Они желают знать историю своей страны и понимать, как мы докатились до того, что американцы привели к власти в России Ельцина, и его стараниями заработали более пяти тысяч процентов прибыли от вложенных в него затрат. Аналитики США признали, что это был самый выгодный проект в истории их государства. То есть, этот бывший «товарищ», ставший в 90-х господином, продал за гроши нашу Советскую Родину, чтобы войти в историю России как первоисточник благословенной «демократии». Слово то красивое, а результат трагический – многомиллионное сокращение населения, развал промышленности, уничтожение русского села, разгул преступности и безработица. И, понятное дело, народ хочет знать – кто виноват? Мы все наслышаны о том, что и в свержении царя, и во всех революциях виновата интеллигенция и примерно знаем что это за люди, а точного ответа не могут дать даже знатоки наук. Хотя, казалось бы – всё просто, зайди в интернет, введи в поисковую строку это слово и вот тебе ответ: «ИНТЕЛЛИГЕНТ — человек, профессионально занимающийся интеллектуальным видом деятельности, преимущественно сложным творческим трудом. А интеллигенция - люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины, а так же - врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты не физического труда». То есть это те, кто не сеет и не пашет, а имеет хорошее образование, культурное воспитание и приличные манеры. И, до революции, это всё были набожные люди. А это парадокс! Как могли культурные и религиозные люди свергнуть царя, «помазаника Божия»? А любая революция – это массовые жертвы, даже если это «революция роз». Как могли самые культурные и образованные люди России взять в руки оружие  и покушаться на святое. Ну, ладно большевики – безбожники-атеисты, устроили Октябрьскую революцию и установили диктатуру пролетариата. Пролетариат то кто? Рабы капиталистов – неимущие, не грамотные, голодные и бесправные русские люди, которым было нечего терять, кроме своих оков. А кто же те русские интеллигенты, вершившие историю на свой лад? Явно, это радикалы, а не паиньки, боящиеся прикоснуться к оружию.  Чтобы понять ситуацию конкретно, а не в общих чертах, я решил обратиться к научным трудам специалистов в этой области и перевести на общедоступный простым россиянам язык. Для этой цели я обратился к работе Покровского Михаила Николаевича «Идеология эсеров за два последние года (1921–1922 гг.)». Покровский М.Н., это революционер, советский историк-марксист, общественный и политический деятель. Он умер в 1932 году, а этот научный труд писал, видимо, в 1922-м, то есть сто лет назад. Поэтому, его работа сводится к утверждению того, что главенствующую роль в управлении промышленностью должен занимать пролетариат, а не владельцы заводов-капиталисты, и не интеллигенция в виде заводской администрации, инженерного состава, технологов и так далее. Но при чём тут «эсэры»? Кто это? Опять обратимся к Интернету и видим – «ЭСЕРЫ – члены российской партии социалистов-революционеров (записывалось: «с.-р.-ов», читалось: «эсеров»). Партия сформировалась путем объединения народнических групп как левое крыло демократии в конце 1901 – начале 1902 г.г.». А начиналось всё во второй половине 1890-х. Это были небольшие, преимущественно интеллигентские по составу народнические группы и кружки, которые существовали в крупных городах России. Стартовало это движение по-скромному – интеллигентно, но, в начале 20-го века, интеллигенты перестали быть скромными и решили разрушить монархию и построить социализм при помощи террора. То есть – стали радикалами, жертвами которых пали многие высшие чиновники царской России, в том числе и Столыпин. Но, что такое социализм, ради построения которого образованные и культурные люди стали стрелять в элиту русской монархии? Опять погружаемся в Интернет и «вуаля» - «Социали;зм (от лат. socialis — «общественный») — политическая, социальная и экономическая философия, направленная на реализацию социальной справедливости, достижение которой предполагается в том числе через общественную собственность на средства производства. В более широком смысле социализм можно определить как политическую тенденцию, основным принципом которой является стремление к миру, основанному на гармоничной социальной организации и борьбе с несправедливостью. В экономическом плане социализм характеризуется общественным и/или государственным контролем над экономикой — как над средствами производства, так и над процессом распределения ресурсов. В зависимости от контекста слово «социализм» может определять идеологию, экономику, политический режим или социальную организацию». Так ведь эти эсэры и большевики «одного поля ягоды», раз решили строить в России социализм и оставить буржуев «с носом»! Ничего подобного! Есть ещё одна трактовка того, кто такие эсэры - это выходцы из класса мещан. А мещане кто? Интернет, ну, что там? Вот цитата – «Мещанин из польск. mieszczanin «горожанин», от miasto «город» - представитель городского сословия ниже купеческого». А кто до революции были городские жители сословия ниже купеческого? Это общество городских обывателей, включавшее в себя мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих, домовладельцев и тому подобных лиц. Вот тут и заглянем в работу М.Н. Покровского: «Идеология всякой общественной группы всегда определяется ее общественным бытием. Мы твердо помним, что эсеры — мелкобуржуазная партия: и этого нам достаточно, чтобы физиономия партии казалась ясной. Как французские радикалы представляли собою последнюю по времени фазу революционного движения французского мещанства, движения, имевшего свой героический период в якобинстве 1793 г., свою пору расцвета и возмужалости в эпоху борьбы за третью республику, в 1870;х гг. — и переживают теперь свой период упадка, тот же путь, только гораздо быстрее, прошло и русское мещанство. Оно тоже имело свою героическую эпоху в Народной воле и свой период расцвета в 1905 г., когда эсеры стояли во главе массового движения, если не крестьянства — к этому они только стремились — то мелкобуржуазной интеллигенции с ее «профессионально–политическими союзами», сыгравшими, не приходится этого отрицать, свою роль в октябрьской забастовке 1905 г. В эту пору они были еще, действительно, революционерами — фразой был только их социализм, но невинная страстишка украшать себя этим титулом свойственна всем мещанам, под всеми долготами и широтами; недаром и левое крыло французских радикалов приклеило к себе эпитет «радикалов–социалистов».  Как и для их французских предшественников, для наших эсеров пагубно было непосредственное прикосновение к власти.  Французские радикалы, по всей своей истории, несомненно, мелкобуржуазная партия. Французский мелкий буржуа ненавидит крупного капиталиста, как своего конкурента: отсюда всем известное немцеедство французского мелкого буржуа, так как именно германский крупный капитал являлся самым опасным конкурентом французской мелкой промышленности. А отсюда совершенно естественна наличность во главе французских радикалов такой шовинистической фигуры, как Клемансо. Клемансо был радикалом только по партийной кличке, пока он был лишь вождем оппозиции. Но когда он стал министром, осталась только партийная кличка — что и дало повод к злому «крылатому словцу»: «бывают министры из радикалов, но не бывает радикалов–министров». То есть – мещане это мелкие буржуи, агрессивно завидующие крупным и готовые с оружием в руках отобрать у «крутых» их собственность, чтобы утроить за их счёт хорошую жизнь бедным слоям населения. И, выясняется, что наши социал-революционеры брали пример с французов, а это обычное дело – наша интеллигенция всегда подражала французам и даже сносно разговаривала по-французски, общаясь между собой. А на примере Клемансо, Покровский утверждает, что эти борцы за светлое будущее народа, обретая власть, о народе забывают и их невозможно отличить от тех, с кем они боролись. Тут можно привести в пример слова из песни про гороховые зёрна «… Зерна, превращайтесь в пули. Пули, превращайтесь в гири. Таким ударным инструментом, мы пробьём все стены в мире!... Гири, превращайтесь в камни. Камни, превращайтесь в стены. Стены окружают поле… В поле зреет урожай…». А конкретно – лидеры движения за свободу народа, добиваются власти, чтобы его эксплуатировать с целью обогащения, забывая о социальной справедливости. И тут Покровский не преминул обратить свой взор в сторону Германии, где после социалистической революции 1918 года случился парадокс: «Несомненный факт мелкобуржуазного происхождения французских радикалов отнюдь еще не дает нам ключа к объяснению всей их политики. Возникши на определенной классовой почве, партия, в своем дальнейшем росте, может привлекать к себе другие общественные силы, имеющие мало общего с той, которая ее родила. Влияние этих попутчиков может оказаться настолько сильным, что партия попадает даже в прямое противоречие с естественной политикой породившего ее класса. Под влиянием мелкобуржуазных попутчиков, «рабочая» партия германских шейдемановцев в 1918–19 гг. «вооруженною рукою защищала буржуазный строй», как, с большим удовлетворением, констатируют теперь наши эсеры». Значит, наши эсэры «кидали камень в огород» большевиков, заостряя внимание на том, что рабочий класс не до конца революционный, и он может бороться с оружием в руках на стороне крупных капиталистов. Ой, вряд ли эти немецкие пролетарии, которым «было нечего терять, кроме своих оков», стали стеной за капиталистов совершенно бескорыстно. Несомненно, немецкие буржуа пообещали им райскую жизнь безо всякого социализма, но не всем пролетариям, а только этим «шейдемановцам», предоставив им наличными некий задаток. Немецкие богачи и дальше не оставили предателей без присмотра и стали управлять ими при помощи национал-социалистической (фашистской) партии. А что, разве наши эсэры не нуждались в деньгах, раз капиталисты не обращали на них внимания? А кто сказал, что толстосумы их не замечали? Покровский и об этом молчать не стал: «Власть приводит «радикала» в непосредственное соприкосновение с крупным капиталом. А мещанин не может видеть крупного капитала рядом с собой, в одной плоскости, чтобы не поддаться его обаянию. Он совершенно забывает, как он громил этот капитал еще вчера, в качестве радикального или эсеровского агитатора. Ему, «социалисту», кажется, что без капиталиста он погиб — и все погибли: ибо мещанину всегда кажется, что если гибнет он, то гибнет весь мир. И у этого цеплянья за капиталиста есть некоторое реальное основание. Имея под собою не массу, экономически сплоченную, каков пролетариат, а мириады мелких производителей, разобщенных объективными условиями мелкого производства, мещанская партия гораздо больше нуждается во внешне–организационной связи, чем пролетарская. Бюджет партии с.–р. всегда был крупнее бюджета партии с.–д. — с эсдековским бюджетом эсеры не могли бы существовать уже в свой революционный период. Став массовой партией, поставленной в обстановку «демократии», где все приноровлено к тому, чтобы окончательный выигрыш остался за денежным мешком, мещанская партия объективно почти не может обойтись без услуг этого мешка. Идеологическая тяга мещанина к крупной собственности находит тут себе и оправдание, и реальную почву одновременно. Эта зависимость «социалистов» от денежного мешка определила всю политику, внешнюю и внутреннюю, партии эсеров, начиная с марта месяца 1917 г. Суть этой политики так хорошо охарактеризована одним из их вождей — и тогдашних, и теперешних — что мы можем воспользоваться его формулировкой: короче и ярче, пожалуй, не напишешь. Партия с.–р. «от февраля по октябрь 1917 г.» «топталась и вокруг реорганизации армии, и вокруг мирной политики, и вокруг земельного вопроса, безнадежно «зацепившись за пень» коалиции с кадетами». Почему же этот «пень» оказался роковым? Да потому что иначе как от этого пня, от денежного мешка, танцевать не умели. Заключить мир? А как капитал обидится? Социализация земли? Но среди кадетов столько помещиков — да и с земельными банками как быть? Чернов не коснулся еще одного: созыва знаменитого Учредительного собрания. Этого тоже не позволили кадеты, ибо собрание непременно потребовало бы и мира, и земли. Словом, ничего не оставалось, как «топтаться» — делать революцию, остриём направленную против империализма, — это все мало–мальски чуткие люди понимали с первых дней, — в союзе с империалистской буржуазией, было задачей хуже квадратуры круга. И, конечно, попытка Чернова свалить вину партии на каких–то «кунктаторов» из ее правого крыла явно недобросовестна и обречена на неудачу заранее: Керенскому ничего не стоило напомнить зарвавшемуся «социалисту», что, ведь, «сам–то обвинитель В. М. Чернов был членом Временного правительства целых четыре месяца, т. е. половину всего времени его существования». «И я смею свидетельствовать, — ядовито прибавляет Керенский, — что за все время своего пребывания в правительстве министр земледелия (т. е. Чернов. — М. П.) ни разу по всем общим и принципиальным вопросам не оставался при особом мнении, ни разу не расходился с его большинством. А, следовательно, за преступное топтание Временного правительства на месте, В. М. Чернов несет в партии с.–р. наибольшую после меня, пробывшего в составе Временного правительства все восемь месяцев, ответственность»». Я и раньше знал, что Чернов был лидером партии российских эсэров в период революций 1917 года и начала Гражданской войны, которую социалисты эсэры объявили социалистам большевикам, но Покровский добавил конкретики. А точнее - Чернов входил в состав Временного правительства Керенского. То есть – представитель интеллигентного класса мелкой буржуазии работал в правительстве крупной буржуазии (февральская революция ведь была буржуазной). А чем он хуже Клемансо!? Только что не француз. Замашки мелких российских буржуев, на первый взгляд кажутся наивными, ведь мещане, как класс были малочисленны. Какая тут вооружённая борьба с отлаженным механизмом власти российской монархии? Но из научного текста следует, что Чернов был министром земледелия, или сельского хозяйства. Отсюда становится понятным, что его ребята хотели установить диктатуру самого многочисленного класса крестьян, которым на государственном уровне руководил этот товарищ, и кинуть их в бой на меньших числом пролетариев. А победой планировали воспользоваться мелкобуржуазные интеллигенты. Но они ведь, на тот период времени уже были у власти – Чернов был министром огромного государства. И Керенский не зря «тыкал его носом», ставя перед фатом отсутствия способностей управлять русскими крестьянами. Тут напрашивается вывод – Керенский мешал Чернову заниматься руководящей работой! Вот, если бы Чернов руководил всей страной, тогда бы дело пошло! Но, ведь, Чернов был ещё первым и последним председателем Учредительного собрания, от имени которого объявил о социализации земли (земля крестьянам!) и о создании Российской федеративной демократической республики. Но как отдать землю крестьянам министр земледелия не знал. Да ещё, ходят слухи, что ему помешали большевики со своей Октябрьской революцией. Как говорится - «плохому танцору ноги мешают». Признать этого лидер эсэров не захотел, и дело дошло до вооружённой схватки. Предверие которой, Покровский описал так: «Потеря власти, казалось, должна была бы разорвать цепь, приковавшую эсеров к золотому мешку. Но, увы, коготок увяз, — всей птичке пропасть! Партия не в силах была расстаться со своим другом, и вся ее политика в ближайшие после октября месяцы носит определенную печать «дружбы». Вместо того, чтобы идти в массы с пропагандой, формальная возможность которой в то время имелась целиком, — в подполье партия должна была уйти только в июне 1918 г. — эсеры занялись организацией самой дорогой и наименее демократической вещи на свете, — организацией генеральско–офицерского военного заговора, материал для которого приходилось перевозить из Москвы и Питера на Волгу по чрезвычайно дорогому тарифу, — не считая прокорма и прочего содержания. Это опять требовало денег, денег и денег — и их опять можно было достать только из того же мешка. Что денежные средства, получавшиеся через «Союз возрождения» — куда входили кадеты — шли именно на эту перевозку, в этом эсеры (Гоц) открыто признавались на своем процессе, и настаивать на этом не приходится». Не дешёвое это было дело не дать построить большевикам свой социализм, но ведь они мешали строить «правильный» социализм эсэрам. Так как в Москве и Питере рабочий класс преобладал, пришлось затевать войну на сельскохозяйственной Волге, где крестьянского населения было большинство. Чтобы объявить войну официально, на VIII Совете партии эсеров был взят курс на ликвидацию диктатуры большевиков. В июне 1918 года, вместо Самары, где после занятия города чехами был создан Комитет членов Учредительного собрания (КОМУЧ), Чернов был в последний момент направлен в Саратов. Вот это номер! Интервенты отстранили от власти лидера партии эсэров и возглавили её сами. Но ничего странного в этом нет – «кто платит, тот и танцует девушку». Выходит, что в Поволжье социализм для россиян стали строить иностранные капиталисты, руками вооружённых русских крестьян, руководимых эсэрами, но без Чернова. А что им было делать? То, что Чернов ни на что не способен, кроме как клянчить деньги, они уже успели разглядеть. Вскоре выяснилось, что денежки в КОМУЧ капиталисты вложили зря – одолеть большевиков эсэры не смогли. Не смотря на то, что с мая 1918 года население, в большинстве своём, ненавидело атихристов большевиков, заключивших с немцами позорный Брестский мир, к осени мнение о ленинцах изменилось. Стало ясно, что Ленин обманул немецкого кайзера и тот войну союзникам России проиграет, но не погибнут многие десятки тысяч русских солдат, спасённых большевиками от немецких пуль и снарядов. То есть Ленина надо на руках носить, а волжане воюют с Красной Армией. В армии КОМУЧа, возглавляемой Каппелем началось повальное дезертирство, а мужчины призывного возраста уклонялись от мобилизации. Чтобы избежать разгрома, социалистическим революционным каппелевцам пришлось проситься под «крышу» к монархисту Колчаку. Но Колчаку нужны были только самарское золото царской династии, Каппель и его войска, а верхушка эсэров была ему ни к чему. И он поставил их «к стенке». Правда, Чернова и нескольких его соратников чехам удалось перехватить на пути расстрельной команды и демократично вывезти за рубеж. Покровский так же заметил, что и после поражения, эсэры не перестали попрошайничать у богатых капиталистов, хотя официально изображали непримиримых борцов с крупным капиталом, особенно иностранным: ««Десятый (последний в истории партии эсэров) «Совет» нашел нужным «уточнить» еще более вопрос о «цепких иностранных руках», твердо заявив: «Задача восстановления производственных сил страны не может быть разрешена без участия иностранного капитала».  И вот ещё: «Процесс восстановления производительных сил в России объективно определяется как процесс, в котором необходимо должны принять творческое участие государство, местные самоуправления, кооперация и отечественные и иностранные предприниматели».  Вообще то, на этом «Совете» происходили довольно странные вещи - то они настаивали на том, что стране иностранный капитал не повредит, то им были не нужны деньги даже русских капиталистов, а «за кулисами» вели переговоры с иноземцами:  «X Совет партии социалистов–революционеров торжественно наклеивает на свою основную резолюцию фиговый листок, громко заявляя, что «как в первый подготовительный период, так и в дальнейшей борьбе, партия должна строго отмежевываться от всех элементов справа, отказаться от какой–либо, хотя временной, хотя бы тактической коалиции с буржуазией. Это было напечатано в августе 1921 г. А в декабре того же года Зензинов писал Роговскому из Праги: «Вчера я имел 50;минутную беседу с Романом (чехо–словацкий министр Бенеш. — М. П.). По–прежнему мил и любезен — и, мне кажется, искренен. Мне очень не хотелось говорить с ним о Тамаре (деньгах. — М. П.), хотелось ограничиться одним информационным и «принципиальным» разговором, но положение здесь наше таково, что на такую роскошь мы пойти не могли, и потому с общего решения я должен был затронуть и весь вопрос о Тамаре. Сначала, я дал ему подробную информацию и, конечно, особенно внимательно остановился на роли Феликса и его друзей (партии эсеров. — М. П.). Конечно, тут нет и следа какой бы то ни было, «хотя временной, хотя бы тактической коалиции с буржуазией». Просто буржуазный министр одной из держав Малой Антанты, находя «работу» эсеров для Малой Антанты «полезной», обещал деньжонок. Но когда, хотя бы и не очень успешно, обращаешься к буржуазному кошельку за деньгами на «работу», следует ожидать, что обладатель кошелька поставит определенные условия — потребует, чтобы работа велась «по определенному хозяйственному плану». И едва ли в этот «хозяйственный план», одобренный буржуазным министром, может входить в какой бы  то ни было мере, какая бы то ни была «социализация» или хотя бы пропаганда оной»». Историк Покровский в своей работе упустил тот факт, что интервенты «прогорели» на эсэрах ещё раз в январе 1920 года. Так как он описывает период до 1922 года, то не знать об этом он не мог. Случилось это в Иркутске, где под опекой Высоких комиссаров и французского генерала Жанена был приведён к власти эсэровский Политцентр, 15 января арестовавший своего обидчика Колчака вместе с «золотым эшелоном». Возглавлял Политцентр Федорович Ф.Ф., а правил этот Политцентр «буферным государством» в Иркутской губернии, Забайкалье и Дальнем Востоке всего неделю, опять же по причине отсутствия поддержки населения. Да ещё к Иркутску прорывались десятки тысяч каппелевцев, намереваясь освободить Колчака. Пришлось за эсэров, Колчака и каппелевцев браться иркутским большевикам и поднимать восстание, задвигая «буфер» за Байкал. Если бы западные «воротилы» пододвинули к эсэрам «золотой пирог» один раз – это могло бы показаться случайностью. Но они вернули эсэрам царскую золотую казну повторно и это уже неспроста. Но почему западные демократы делали ставку на эсэров? Тут стоит обратить внимание на тот факт, что эсэры, отстранив от власти правительство Колчака, бежавшее в Иркутск поперёд самого адмирала, намерены были впоследствии передать власть Национальному собранию. А это зародыш фашизма, судя по примеру Германии, где всё начиналось так же, а впоследствии Национал-социалистическую рабочую партию Германии возглавил Гитлер. Значит, из российских социал-революционеров в Прибайкалье хотели сделать национал-социалистов со всеми вытекающими отсюда последствиями.   То есть – в 1921 году, Бенеш понимал с кем имеет дело и денег не дал. Но обратите внимание, какая наглость тогда царила в стане эсэров – они проиграли Гражданскую войну и не обладали никакой властью, а просили денег на восстановление экономики России. Представляете – страной правят большевики, а эсэры борются с разрухой! Притом их лидер находится в эмиграции за границей. Но, всё-таки эсэры Гражданскую войну не проиграли! В марте 1921 года, Лениным был объявлен НЭП, захвативший временной период до 1928 года. То есть – политическая власть, армия, тяжёлая промышленность, крупные предприятия лёгкой промышленности, электростанции и другие жизненно–важные для государства предприятия были национализированы, а мелкий и средний бизнес был в руках мелкой буржуазии (ну, то есть, эсэров). Казалось бы – победить этих мелкобуржуазных интеллигентов нельзя, но Сталин имел другое мнение. Он железной рукой провёл национализацию всех предприятий, либо закрыл «мелкие лавочки», на селе вступила в силу полная коллективизация с конфискацией земли, сельхоз-инвентаря, скота и птицы. Сталин готовился к Мировой войне, и ему было не до церемоний. Всё, что могло способствовать победе в войне, должно было принадлежать государству и управляться на основе планирования на ближайшие пять лет. А планировалось, что обиженное раскулачиванием население не разъедется по городам в поисках лучшей жизни, а останется «на земле». Поэтому был применён метод тирании – колхозники не имели права выехать на другое место жительства без разрешения властей. Исключение делалось для учеников сельских школ, с отличием закончивших десять классов и молодёжи, стремящейся поступить в профтехучилища. То есть – Сталин прибегнул к опыту Петра Первого, который сделал государственными крепостными крестьянами тех жителей деревенек, что не были в собственности барина и использовал их подневольный труд на благо государства. Во время «хрущёвской оттепели» свобода передвижения по стране и смена места жительства стали не ограниченными. А при Брежневе и частная собственность стала более доступной. То есть уже можно было купить «кооперативную» частную квартиру, легковой автомобиль, мотоцикл, металлическую моторную лодку, дачу (шесть соток земли с дачным домиком) и кое-что ещё «по мелочи». На этом диктатура пролетариата закончилась, и социализм стал интеллигентно приближаться к мелкобуржуазному строю. Покровский так и не узнал, что интеллигенты всё-таки не дадут рабочим участвовать в управлении производством. Начиналось то всё безобидно – получив образование, потомки рабочих и крестьян становились интеллигенцией – главами администраций, директорами заводов, фабрик, начальниками морских и речных портов, железнодорожных станций, аэродромов и аэровокзалов, домов культуры, библиотек, артистами эстрады, театра и кино, инженерами, врачами. Да мало ли профессий не физического труда. Значит, изначально, выходцы из рабоче-крестьянских семей, всё-таки управляли государственной собственностью. Но, получив образование, они становились интеллигенцией, а не рабочими и не крестьянами. А настоящие рабочие и крестьяне не имели возможности управлять производственными объектами, иначе кто будет работать, если рабочие будут вникать в производственный процесс? Формально, конечно, изображался рабочий контроль за администрацией предприятий – собирались общие собрания, где обсуждались бытовые и производственные проблемы, но решающий голос был за руководителем, официально являвшимся представителем государства, принявшим его на службу. Более тщательный контроль мог осуществлять председатель профсоюзного комитета, но он сам был уже интеллигентом и фактически членом заводской администрации, с которой из-за проблем рабочих старался не конфликтовать. То есть профсоюзные лидеры и представить себе не могли, что выведут рабочих на забастовку и потребуют увеличения зарплаты, или улучшения условий труда. В лучшем случае, они пытались договориться с начальством «по хорошему», ну а если не удавалось, то «начальству видней». Начальники, ведь, не капиталисты и собственных денег на повышение зарплаты и модернизации производства из своей прибыли выделить не могли. Зато они могли повысить денежное довольствие себе, правда, незаконно.  В отсутствии диктатуры Сталина, интеллигенция позволила себе расслабиться и прибегнуть к коррупции. У занимающих высокие должности чиновников и руководителей производств появилось много денег от того, что они стали воспринимать государственные предприятия как свою собственность. Но Сталин это предвидел и сделал рубль «деревянным», а спецслужбы бдительными. То есть украсть и наспекулировать можно было много, а жить нужно было не очень-то «выпираясь» за пределы своей зарплаты. Притом, почти каждый руководитель высокого ранга был коммунистом, и его контролировали органы партии. То есть начальство, имеющее корни пролетариев, было подпольными миллионерами, а внешне не очень отличалось от старателя золотых приисков, северного буровика нефтяных скважин, ну или капитана дальнего плавания. А ведь, среди советской интеллигенции были не только производственники, но и члены правительства СССР и Центрального комитета коммунистической партии, которых коррупция, тоже, не минула, и денег у них было столько, что они «не знали, куда их девать» в прямом смысле слова. И это при том, что западные капиталисты провоцировали их, демонстрируя товарное изобилие в Европе и США, где «человек при деньгах» мог себе позволить шикарные авто, яхты, самолёты, виллы на тёплых морях, пароходы, Да, что угодно, только плати. А наши «бывшие пролетарии» тоже хотели «пожить на широкую ногу», ведь, по сути, они были уже буржуа (а некоторые не то чтобы мелкие). Ну, чем вам не эсэры? Ситуация сложилась так, что цитата из работы Покровского 1922 года, стала отражать суть обстановки сложившейся в конце 80-х. Вот что получилось – интеллигенты, из бывших пролетариев, имея соблазн приобретения крупного капитала, поддались его обаянию. Они совершенно забыли, как их отцы и деды громили этот капитал ещё вчера, в качестве большевистских агитаторов, революционных рабочих и крестьян. Им, коммунистам, отказавшимся от идеи построения коммунизма, стало казаться, что без капиталистов они погибнут. Западные капиталисты десятилетиями выращивающие это поколение советской интеллигенции, только этого и ждали. Они предложили советской элите совместно жить в западном «раю», куда их обещали принять как равных. То есть – у наших «сливок общества» появилась возможность стать богатыми. Все средства производства, недра и природные ресурсы СССР были государственными, а по сути «ничьими». Тогда, в стране ходила шуточная присказка – «Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё». Но к 90-м эту поговорку, власть-имущие решили опровергнуть – «не твоё, а моё». И к этому их усиленно подталкивали собственные дети, которым показалось мало того, что родители их засыпали товарами западных производителей – деликатесными продуктами, «фирменной» одеждой, музыкальными центрами, видео-магнитофонами, сигаретами, алкоголем и прочими прелестями капиталистического мира. Дети хотели «на запад» - жить там, учиться, иметь свою яхту, виллу  с полем для гольфа, теннисным кортом, пальмами вдоль садовых дорожек. Для этого нужно было просто «продать родину». Но как присвоить себе всё советское имущество? А почему бы снова не сделать революцию? В 17-м году буржуи царя свергли, а тут какие-то коммунисты. А ведь эти коммунисты они сами и есть! Выходит, что даже никого и свергать не надо. Дело за малым – переписать Конституцию, объявить курс на построение «демократии», раздать населению «ваучеры», изобразив законный передел собственности, и ворота в «западный рай» открыты. Сказано, сделано… И пошли Горбачёв с Ельциным обниматься с президентами «райского мира», отдали на растерзание социалистическую Западную Европу, разбазарили золотой запас, передали западным капиталистам в собственность значительные пакеты акций лучших предприятий (в том числе и оборонной промышленности). И плевать на то, что народ, в большинстве своём, стал нищим, что страны Варшавского договора вступили в НАТО, что нет больше пятнадцати союзных республик, а в странах Прибалтики по улицам торжественно идут ветераны СС. Но как же так случилось, что интеллигентные, образованные труженики интеллектуального труда «пустили по ветру» то, что сохранил и преумножил, ставший грамотным, но всё-таки не такой умный, пролетариат? Получилось как в литературном произведении «горе от ума». Перемудрили наши интеллигенты на почве жадности – самого сильного чувства, на которое способен человек. Ведь, ради наживы человек способен подвергнуть себя и окружающих смертельной опасности, способен убивать сам себе подобных, предать интересы государства, в котором живёт, разрушить семью и, даже, продать душу дьяволу (если он есть). А внешне всё выглядит прилично – разумно, интеллигентно, либерально и демократично. Только, потом не понятно, почему война на Украине, ведь «цэ Европа», образованная, культурная, демократичная, толерантная, хотя и немножечко фашистская. И уже не Чернов, а Зеленский просит денег у западных «благодетелей», но он просит настойчиво – не стесняясь в выражениях и угрожая нападением русских на европейские страны, если ему дадут мало денег и оружия. И он, то же, интеллигент. Он артист - человек не физического труда…, но и не очень умственного.

Постскриптум.
Товарищ Покровский в своей научной работе, опираясь на факты, подробно изложил политические особенности в деятельности партии социалистов-революционеров. Но он выразил недоумение по поводу выбора места для объявления войны большевикам. По его мнению, тратить большие деньги на переброску по железной дороге офицеров и генералов в район Самары из Москвы и Питера было не разумно. Тем более, что деньги они брали в кредит у кадетов. А, с его слов, элита кадетов – это богатые буржуа и помещики. Полагать, что богачи давали огромные деньги на войну с большевиками, не будучи уверенными в успехе предприятия, наивно. Они собирались получить с этой затеи просто баснословную прибыль. Но как? Они планировали начать войну с большевиками при поддержке чехословацкого легиона, поднявшего 17 мая 1918 года мятеж в Челябинске. Эсэровская армия КОМУЧа (Комитета членов Учредительного собрания) была создана в Самаре 8 июня – через три недели после мятежа. Разве это случайность? Не случайность и то, что чехи не спешили освободить царскую семью, укрытую большевиками в Екатеринбурге от друзей императора и его врагов. А ведь между Челябинском и Екатеринбургом было всего  двести километров. Однако они захватили Самару, преодолев с боями почти тысячу километров. И не успели они войти в город, как было объявлено об образовании союзных им эсэровских вооружённых сил. Но откуда планировалось получить горы золота. А они их получили, и довольно скоро – 7 августа захватив половину золотого запаса Российской империи в Казани, до которой от Самары 360 км. А это оказалось 521 тонна золота и платины, не говоря уже об ассигнациях и драгоценных камнях.  То есть – чехи, воевавшие с немцами в составе русской императорской армии, не спешили на помощь русскому царю, но немедленно вступили в союз с его внутренними политическими врагами и помогли им завладеть его казной. После чего, эсэры не только могли расплатиться по долгам, но и владели немыслимыми финансовыми возможностями, для осуществления своих политических планов. Но, не смотря на несметные богатства, победить большевиков в вооружённой борьбе, они не смогли. И чтобы не возвращать золотой запас  большевикам таким же идейным социалистам, как и они сами, эти социалисты-революционеры решили поделить золото с диктатурой класса эксплуататоров в лице Колчака. Куда, спрашивается подевалась их преданность идеалам социализма? А когда этих «идейных» стали расстреливать, они поняли, что жадность до добра не доводит! Но, разве кто ни будь, учится на чужих ошибках? Зеленский точно нет! Он увез золотой запас в Польшу, чтобы золото Украины не досталось русским. А поляки, исторически так же относятся к украинцам, как Колчак к социалистам. Судя по историческому опыту – часть золота расхитят западные «партнёры» украинского президента, две трети вернётся русскими на Украину. А Зеленского, как когда-то лидера эсэров, «сильные мира сего» попытаются «поставить к стенке», чтобы «отжать» покинувший родину драгоценный металл. Но Зеленский же еврей, а не украинец – как ни будь выкрутится. Чем он хуже Чернова?
Хочу дополнить свою публикацию тем, что попытка зарождения эсэрами национал-социализма в Иркутске не предусматривала преобразования его в нацизм и фашизм – тогда ещё не знали, что из этого получится. Но и в социалистической Германии 1919 года власть Национальному собранию передала та же рука, что планировала сделать это в Иркутской губернии. И это были победившие немцев в 1-й Мировой войне французы, в Конституции которых, провозглашённой ещё  3 сентября 1791 года, первою строкой записано: «Представители французского  народа,  образовав  Национальное собрание  и  полагая,  что  невежество,  забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий  и  пороков  правительств…». То есть фашизм, означающий превосходство одной нации над другими, дающий право угнетать и проводить геноцид в отношении последних, был закреплён в Конституции Франции. Ведь, эта Конституция, закреплявшая демократические права французов не распространялась на население французских колоний. А завоевания колоний, уже после 1-й французской революции, продолжил Наполеон Боонопарте и их присоединение к Франции не заканчивалось до 2005 года, когда были колонизированы острова между Мадагаскаром и континентом Африка (эта колония называется острова Эпарсе). Воистину – «благими намерениями устлана дорога в ад». Не исключено, что через эсэров французы планировали колонизировать и Иркутскую губернию, может быть это и была миссия эсэров в период с 1918 по 1920 год? Но это мои личные размышления, а статья Покровского, кроме изложения его понимания сути эсэровского движения, даёт понимание причины, по которой в Европе началась 1-я Мировая война – «германский крупный капитал являлся самым опасным конкурентом французской мелкой промышленности». А Франция, тогда, доминировала на континенте  (ведь Англия – это не континент) и не хотела уступать лидерство молодым и наглым немецким «хищникам». Кроме того, после свержения монарха в России, русские капиталисты, тоже могли уподобиться германским и представлять такую же опасность для Франции. В этом я и вижу причину, по которой французы россиянам навязывали эсэров – эсэровская власть, это власть мелких буржуа, как и во Франции, поэтому она не была бы губительна для французского общества. Но эта причина не является единственной. «К началу 1914 года примерно 2 миллиона французов владели российскими ценными бумагами в общей сложности на 12 миллиардов франков золотом! И это составляло более 50 % от общей суммы всех ценных бумаг во Франции. Когда грянула Первая мировая война, сразу же закрылась фондовая биржа». А Ленин, французским буржуям, ничего возвращать не собирался, а, тем более, с процентами. И это наводит на мысль о том, что генерал Жанен, руками чехословацких легионеров, дважды помогал российским эсэрам завладеть царской казной, чтобы у них была возможность вернуть французам царские долги, а, возможно, и стать сателлитами Франции.
Французам казалось, что Национальное собрание – это панацея от всех бед. Но почему проигравшая 1-ю Мировую войну Германия так быстро восстановила свою высокоразвитую промышленность, если победившая Антанта связала её непомерными репарациями? Сто тысяч тонн золота -  это просто «петля на шее»! Спонсорами расцвета немецкого нацизма и фашизма стали самые богатые люди США и Англии – они вложили немыслимые деньги в развитие немецкой военной промышленности, и не только военной. То есть – государство Германия выплачивала репарации странам победителям, а самые богатые граждане этих стран вкладывали в германскую промышленность значительно большие финансовые средства, чем тратились немцами на погашение репараций. Конечно, это была не бескорыстная помощь – высокоразвитая германская промышленность приносила большие прибыли. А большие прибыли – это и есть смысл капиталистического общества. Даже если сам чёрт пообещает олигархам большую прибыль, они с удовольствием будут с ним сотрудничать


Рецензии