В Альманах РСП 2022

--- Русский Мир - надежда человечества ---

(Редакция Предисловия к электронной книге - Сборник
стихов "Русский Путь. Выпуск 3"
на базе Портала "Галактический Ковчег"
https://online.pubhtml5.com/ucdb/hllc/.
Сокращённый вариант - книга Творческого Союза
"Серебряная нить", координаторы: М. Бардинская и
О. Василенко (Красницкая)) serebryanaya/nitb.mail.ru
   Русский Путь – много тысячелетняя история
соединения на этом пути судеб народов, населяющих
евро-азиатские пространства между трёх океанов:
Атлантического, Северного, Великого (Тихого). Уже в
названиях океанов видятся основные признаки Русского
Мира: наследие античной, славянской, православной,
русской и советской культур;  менталитет,
воспитанный не только суровыми условиями жизни в
северных широтах, но и великими победами на Полях,
ставшими для России именными, историческими;
уникальный сплав генофондов народов, живущих искони
на приполярной половине северного полушария планеты;
величие духовных помыслов и свершений в стремлении к
гуманизации человечества. Это Путь на Юг (к тёплым
морям), на Север (к легендарной прародине -
Гиперборее), на Восток (к Великому океану и до
Америки), в Космос (к тайнам Вселенной) – физически,
а ещё, нравственными помыслами, к Небесам – духовно.
   В 20-м веке на этом Пути Россия дважды
разделялась в себе. В начале века разделение привело
к революционному слому Российской  Православной
империи. Но потом Россия, в почти восстановленных
безопасных границах Исторической России, взлетела до
высот второй экономической державы мира после
Великой Победы над европейским фашизмом, победы во
имя спасения от фашистского порабощения себя и всего
мира. Эта часть Русского Пути, героическая и
трагическая, была достойно и славно пройдена уже
новой исторической общностью людей - советским
народом, как начало дороги  к планетарному мирному
сообществу, где все народы, взаимно обогащаясь
генофондами и культурами, могли бы жить в мире, в
условиях социальной справедливости, в благоденствии,
как равноправные хозяева планеты, независимо от их этноса.
Именно Россия в формате СССР стала тем Русским Миром, который
возник, по факту, как предпосылка такого гуманного
развития человеческой цивилизации.
   Но в конце 20-го века, вновь разделившись в себе
смыслами и целями социального развития, отягощённая
опять возникшим вопиющим социальным неравенством,
Россия, получив себе на голову попутно беду
разделённого русского народа, разошлась, упразднив
советский народ, по территориям
национально-этнического окраса, продолжая
оставаться, по сути, Русским Миром. Естественно, всё
это находит отражение в творчестве пишущих на
«великом и могучем» (русском) языке поэтов и
писателей  творческого  содружества «Галактический
Ковчег» в издаваемых тем сборниках, например, в
выпусках серии «Русский Путь».
   В его Третьем выпуске представлены как обращение
в глубины прежних времён Русского Пути, гордость за
русскую культуру, воспоминания о жизни и людях родом
из СССР, так и актуальные события новых времён на
этом Пути. И всегда - разговор об покоряющей русской
природе, о восхищении родным языком, о гордости
своей малой родиной, оставшейся в детстве.
   Новые времена «собирания камней» для возрождения
России проявились  воссоединением с Крымом (и тому
событию уже 8-я годовщина!), произошедшем по воле
подавляющего большинства крымчан и к огромной
радости русского народа, принявшего Крым, как
родного сына, наконец-то возвратившегося домой. К
русской культуре, в том числе к литераторам на борту
"Галактического Ковчега»,  добавилась немалая
когорта  крымских поэтов и писателей с богатыми
традициями творческого вдохновения от впечатляющей
истории Крыма и Его удивительных красот.
   Всё яснее становится необходимость надёжной
защиты и сохранения высоко духовной культуры
многонационального Русского Мира от разлагающего
влияния  чуждого ей стяжательства, торгашества,
вульгарности, бескультурья, расчеловечивания и
бездумного потребительства.  Авторы из разных стран
Русского Мира, представленные порталом
«Галактический Ковчег», способствуют этому своим
личным творчеством, а также плодотворным
сотворчеством в издаваемых сборниках  произведений,
в том числе по теме «Русский Путь», чтобы на полях
русской культуры «свеча не гасла».
           Член Российского Союза Писателей (РСП)
Александр Сергеевич Беличенко (Александр Белислав)

--- Общая судьба Крыма и России ---

(к восьмой годовщине воссоединения Крыма с Россией)
Восьмая годовщина! Враг решился на реванш.
Поддержанные НАТО, оживились наци -
Даёт им Запад русофобии карт-бланш,
Вооружает пыл фашиствующей мрази.
  Готово было нападение на Крым, Донбасс,
  Там комиссарят нэзалэжные бандеры,
  Накоплено всего, чтоб сотворить кромешный ад
  Для люда русского и Православной Веры.
Но грянуло возмездие, те планы упредив.
Признание! Готовы к праведному бою
Республики Донбасса, так опору получив,
Пример им Крым с его российскою судьбою.
  В Крыму был мир с развитием все эти восемь лет,
  Упрочил базу флоту Город Русской Славы,
  Теперь они Донбасс прикрыли от военных бед.
  И сделав, чтобы воду Днепр давал каналу!
Немало сделано в Крыму, есть планы наперёд,
На новый город-порт, на сельское хозяйство.
Где Русский Мир, судьба хорошая Крым ждёт!
Россия с Крымом - морю Чёрному хозяйка!
  Есть радость общая и праздник духа для славян!
  Единство им необходимо, как лекарство,
  И заявить концертом-митингом об этом дан
  Столичный кров для музыки и песен царства!
Ранее по теме - http://stihi.ru/2017/11/30/2794

--- Трагическое столкновение ---

Славян столкнули злые "доброхоты",
Добавив "нэзалэжности" обман
В сознание страдающих от гнёта,
Что навязал бездушный капитал.
  Кто виноват в том? А подсказка тут же:
  "Цэ москали", извечные враги
  (В истории, если заглянем глубже,
  Найдём следы потомственной вражды).
Так тридцать лет корёжили сознание...
Тем временем жиреет олигарх,
Тот не славянского, в основе, звания,
А для славян творит захват и крах.
  Советская забыта справедливость -
  Опять кипит гражданская война,
  Меж братьями возникла нетерпимость,
  И горе терпит вся семья, сполна.
Войну Отечественную, славяне,
Давайте вспомним - был наш общий бой
Против врагов Европы окаянной,
С фашистской смертоносною ордой.
  Воспряли недовырванные корни
  На деньги тех, кто Гитлера растил,
  Науськали бандеровскую дворню -
  Майдан реванш фашистов учинил.
Восстал люд Юго-востока Украины,
Одесса, Харьков, Крым , Луганск, Донецк,
И проявилась низость Галичины -
Бандеровский притон назначил им конец.
  Одессу, Харьков подавили наци...
  Крым наш(!), Донбасс сражался восемь лет!
  Теперь возмездие всем слугам НАТО -
  Русь вызволяет братьев из тенет!
Но что потом? Какой быть Украине?
Сменить всех олигархов и опять
Построить общество основ наживы
Грабёж народа дальше продолжать?
  Исток беды для русского народа,
  Кто триедин в столетиях судьбы,
  В грабительстве творящего невзгоды
  Олигархата, где врагов следы.

--- Вторая русско-фашистская война ---

(Z+O+V) vs (OTAN + бандеровщина, как (оба)
наследники III Рейха)
Опять взрастили натовцы фашизм,
Взяв Украину полигоном,
Крепя извечный национализм
В бандеровских нацбатальонах.
  Европа в русский целится народ
  Их  США  на это вдохновляют,
  Всё русское претит им наперёд,
  Враждебность память отшибает.
У внуков руки чешутся опять
(Чьи деды биты в славном прошлом),
Им Украиной хочется нас взять,
Рознь сея, развращая пошло.
  В заложниках украинский весь люд,
  Чьи корни в прошлом тоже русы,
  Их нацики давно жестоко жмут
  В угоду нэзалэжной сути.
Теперь их главный инструмент – террор:
В заложники берут невинных,
И прячутся за их «живым щитом»,
Презрев жизнь мирной половины.
  Когда их выбьют, "выжженной земли"
  Стиль изуверы применяют -
  По мирным людям долбят дикари,
  Структуру жизни разрушают.
Нацистский виден почерк в тех «делах»,
Ведь так вели себя фашисты
И террористы, в Сирии, в свой крах  –
Позорны те  дела нечистых.
  Родной народ, несчастная страна
  Захвачены нечистой силой –
  России Свыше миссия дана
  Спасти народ, по духу милый.
Не выйдет, паразиты всех мастей,
Бандерить нашенские земли –
Метлой поганой вымести чертей
Взялись войска, присяге внемля!
  Их героизм творит наш Русский Мир,
  Народам многим мирная основа,
  От них герои бьются за кумир,
  Россию-Мать,  для жизни новой.
С полей войны придёт другой народ!
Сражался он за справедливость!
Ему претит от олигархов гнёт –
Угроза для державной силы!

--- Вернулась жизнь! ---

(к возвращению в крымский канал днепровской воды)
Годами Крым сражался с геноцидом,
Того истоком стала пресная вода,
Канал Днепр-Крым, в порядке мести вида,
Был перекрыт, и грянула беда...
  Кто людям враг, научит тех лишь сила
  (Добро за слабость нагло они мнят),
  Таких "спецоперация" скрутила -
  Запрет на жизнь с водой той силой снят!
По-миротворчески, но мощной дланью,
Дан укорот "хозяевам воды" -
Канал, наш общий, от советских планов,
Работает для всех, долой межи!

--- Поэзия или Проза - что сложнее создавать? ---

   Деление на обозначенные в названии жанры
достаточно условное, и прямое сравнение их будет не
корректным: Гоголь назвал роман "Мёртвые
души" поэмой, Макаренко написал
"Педагогическую поэму", а Горький назвал
рассказ о Соколе "Песней о Соколе". Все
созданы в прозе, в смысле, без рифмы. А по глубинам
психологии и затронутых чувств все эти произведения
действительно стали поэзией. Пушкин зафиксировал
свой труд "Евгений Онегин" ритмическими
строфами (пушкинскими!), но это всё же именно роман
о прозе жизни дворянского сословия. Грибоедов создал
"Горе от ума" в стихах, но это ведь
постановочная пьеса, где герои только общаются
ритмической речью, но разворачивается подлинная
проза жизни. И многие другие пьесы, в том числе
западно-европейских авторов, основаны на ритмической
речи.
   И как  разобраться, где поэзия, а где проза?
   А вот что говорит о курьёзах жанра (цитата)
известный писатель (вечная память!) Евгений Говсиевич:
 "«ВОЙНА И МИР» Толстого – вроде бы роман или
повесть, но на самом деле, ни роман, и ни повесть, а
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭПОПЕЯ.
 «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Пушкина - РОМАН, но в стихах.
 «МЁРТВЫЕ ДУШИ» Гоголя и «МАДАМ БОВАРИ» Флобера –
ПОЭМА, но в прозе.
 «БЫЛОЕ И ДУМЫ» Герцена – не то мемуары, не то
политическая история Европы, не то психологический
роман.
 «ШИНЕЛЬ» Гоголя, «ПРЕВРАЩЕНИЕ» Кафки, «ДОКТОР
ДЖЕКИЛ и МИСТЕР ХАЙД» Стивенсона – ФАНТАЗИИ.
 «ТЁРКИН» Твардовского назван не ПОЭМОЙ, а «КНИГА
ПРО БОЙЦА».
 «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» Тургенева – это не сборник
новелл, а своеобразный РОМАН-НОВЕЛЛА
(Шкловский)" (конец цитаты).
   Стихотворение для меня, например, это импульс
чувств, чтобы выразить впечатление или мысль
максимально коротко, но ёмко и доходчиво. Здесь
очень тяжело даётся первая строка, зачастую
определяющая и размер всего стихотворения.
Посмотрите стихи Сергея Есенина, которые без
названий - сколько замечательных первых строк!
Например:
 "Выткался на озере алый свет зари..."
(1910)
 "Гаснут красные крылья заката..." (1917)
 "Не жалею, не зову, не плачу..." (1921)
 "Отговорила роща золотая..." (1924)
 "Улеглась моя былая рана..." (1924-1925)
 "Клён ты мой опавший, клён
заледенелый..." (1925)
   Первая строка в стихотворении содержит замысел,
порождает вдохновение! Удача, если получится целый
экспромт! Но после первой удачной строки необходим
большой труд, чтобы по-песенному, без досадных сбоев
ритма (мешающих восприятию спотыканием на них),
тщательной шлифовкой, порой весьма мучительной,
наиболее эмоционально и доходчиво сформировать
импульс (именно импульс - выплеск!) чувства и
содержащейся в нём мысли. Окончание работы зависит
только от автора! Но полное погружение во внутренний
мир автора, без резонанса понимания со стороны
читателя, тоже не удовлетворяет. Для этого автор,
работая над стихотворением, должен уметь ставить
себя в положение читателя. Такова поэзия, с жанрами
от ямба до белого и вольного стиха, и даже
стихотворение в прозе.
   Поэзия - труд, результат которого определяется
мастерством, необходимым, чтобы и все строки
получились удачными. Но, кроме мастерства, есть ещё
и "внутренний редактор", выпускающий
стихотворение в мир. Сколько людей из-за этого
беспощадного "редактора" годами  пишут
"в стол", пока не ощутят доброжелательного
отношения людей к своему творчеству! Ведь здесь надо
владеть не только языком, но и его красками:
глубокими чувствами, горячими эмоциями, меткими
метафорами, сочными эпитетами, искрящейся мыслью, и
просто любить русский (родной) язык, априори не
сомневаясь, что в нём обязательно найдётся для рифмы
искомое слово, и что родной язык достаточно
плодотворящий даже для новаций словотворчества, что
само по себе увлекательное занятие, а ритмическая
речь только способствует рождению звучных и точных
находок.
   Проза - уже не импульс, се выстраданные
размышлениями и кропотливым трудом построения
доходчивых и ёмких предложений, чтобы представить
читателю заявляемый сюжет: жизненную коллизию,
поучительную ситуацию, развёрнутую жизненную эпопею
реальных или придуманных персонажей, несущих в своих
высказываниях мировоззрение автора, а также и ответы
на возражения оппонентов этому мировоззрению.
Поэтому проза вынашивается и создаётся годами,
требует не импульсного вдохновения, а длительной и
напряжённой работы сознания, погружения в жизнь
персонажей произведения. И заканчивается проза или
исчерпанием сюжета, или смертью героя, или
завершением ситуации, и т. п., то есть она, с
некоторого времени, начинает жить уже как бы без
автора, по своей внутренней логике.
"Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!".


Рецензии