Что варилось в горшке у Джона и Мэри?
В.Вилинбахов. В феодальном замке. М. 1966.
Ж.Флори. Повседневная жизнь рыцарей. М. 2006.
Э.Фараль. Повседневная жизнь в эпоху Людовика Святого. М. 2017.
М.Дефурно. Повседневная жизнь времён Жанны д'Арк. М. 2002.
Это - дополнительное занятие. Если есть время, интересно и немаловажно поговорить с учениками о повседневной жизни Европы и Востока в средние века.
Мы чаще всего говорим о правителях, имущественных отношениях, законах, военных походах, восстаниях того времени... А вот как жили тогда разные люди, задаём вопрос себе не всегда. Но без этого мы не представим себе картины средних веков. На чём сидели люди, что ели, что любили делать в свободное время? Это - и представления о мире, и психология, и содержание культуры.
Начнём с той же английской песенки, с которой начинается одноимённая статья А.Шевеленко в старой "Книге для чтения по истории средних веков".
Скажи нам, Джонни, без прикрас,
Чем Мэри угостит всех нас?
Что ты припас в своём мешке?
Что варится в её горшке?
Конечно, у простых Джона и Мэри, Жана и Мари, Ганса и Марихен 800-1000 лет назад варилась, скорее всего, просяная каша и овощная тюря, а припас в мешке состояли из скромного урожая на небольшом участке земли. Совсем не то было у знати.
Вспомним ещё одну английскую песенку в переводе Маршака:
Много-много птичек
Запели в пирог:
Семьдесят синичек,
Сорок пять сорок.
Это не досужие выдумки - именно такими были королевские блюда 500-800 лет назад! А был ещё салат с рублеными скворцами, жареные ежи, тушёные трясогузки и дорогой соловьиный паштет. Иногда из пирога вылетали живые голуби. Уже представляются лица юных слушателей, дёргающиеся от ужаса. Но это было... Как и умопомрачительные по размерам блюда на пиру, состоящие из дичи, добытой на только что проведённого охоте, и мяса скота и птицы, забитых к приёму гостей в замке. Например, в тушу быка вставлялась рубленая поросятина, а добавлением служили ножки жареных каплунов. Или фазаны, начинённые сливами. Настоящие дворяне требовали к своему столу дрофу, в которую в строгой последовательности засовывались индейка, гусь, фазан, утка, курица, цесарка, чирок, вальдшнеп, куропатка, зуёк, чибис, перепёлка, дрозд, жаворонок, овсянка и славка. Всего в бедную дрофу, как в матрёшку, утрамбовывали до 17 птиц. Называлось это «жаркое, которому нет равных». А в приморских краях могли подавать к столу молоко, сцеженное из сосцов кита... Туши оленей лежали на столе прямо с рогами.
Феодальные охоты в конце-концов сильно истребили дикого зверя. К концу XV века в Восточной Европе почти исчезли дикие лошади - тарпаны, дольше всего сохранявшиеся в Польше и возрождённые там уже в наши дни. До минимума сократилось количество диких быков - зубров, в основном оставшихся в районе Беловежской пущи - на границе Польши и Белоруссии.
Знать могла себе позволить изысканные замены скоромной пищи во время постов. Например, тем, кому хотелось яиц, манускрипт с рецептами 1430 года из Харлеанской библиотеки в Лондоне рекомендовал поступить следующим образом: выдуть содержимое яичной скорлупы, а затем наполнить её желе из миндального молока вместо белка. Желток имитировали миндальные хлопья, подкрашенные шафраном, корицей и имбирём. Рыцарь мог при этом сказать своей даме, что это - яйцо дракона, добытое в бою...
Со времени крестовых походов Европу завоёвывали арабские блюда. Например, «тарид» — мясной бульон с плавающими в нём кусками пресного арабского хлеба, считавшийся любимейшим блюдом Пророка. Пищу богатых людей стали, как на Востоке, приправлять имбирём, добавлять в блюда шпинат.
До открытия Америки самые распространённые овощи в Европе - репа, капуста и лук. Виноград и фрукты в основном были характерны для южных стран. На Руси в XI-XII веках лишь в Поднепровье высаживали яблоневые и вишнёвые сады, семена и сеянцы привозили из Причерноморья по пути "из варяг из греки". При первых великих князьях владимирских выходцы из-под Киева принесли сорта вишен в Ополье - плодородный край севернее Клязьмы.
В кармане во время многочасовой работы у труженика был, конечно, хлеб - краюшка или ломоть. Пшеница в основном выращивалась на юге Европы, ячмень - на севере, рожь - на востоке. Утоляли жажду кружкой воды, в южных странах разбавляли водой вино, в северных - пили отвары из мёда. Подслащали продукты тем же мёдом или сладкими травами - сахар(свекловичный) был редкостью. Широко применялись копчение и соление пищи - ведь не всегда её удавалось сохранить в холодильнике со льдом, какие встречались в подвалах замков.
Главной едой считался завтрак, а обед нередко соединялся с ужином - недаром по-английски ужин - "саппер", то есть еда с супом, и по-русски ужин - это еда, когда солнце на юге.
Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.
Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.
("Салернский кодекс здоровья")
Теперь вообще о распорядке дня. Время было принято считать с восхода солнца, поэтому утренняя служба в церкви называлась третьим часом, а дневная - шестым часом. Эти часы отмечала тень на солнечных часах, устанавливавшихся в городах на видных местах, например, на городском правлении или соборе.
После захода солнца не только в средние века, но и позже закрывали городские ворота, не принято было никого впускать в город, и вообще полагалось спать. Иначе было только в жарких странах, где ночь, наоборот, была временем активности, а днём был "тихий час", известный в Испании как сиеста.
Кроме солнечных часов люди применяли песочные, огненные и водяные. Это было характерно в ночное время и во время работы в помещении. Чаще всего песка засыпали из расчета на то, что часы будут работать по тридцать минут или по часу, но были и модели, работающие три и даже двенадцать часов. Оригинальны водяные часы, напоминающие скорее скульптурное изображение, чем механизм, сделанные арабским инженером Аль-Язари. Показателями времени на этих часах были четыре павлина, расположенные ромбом: внизу — павлин, над ним — два молодых павлина и сверху — пава. Верхняя фигурная часть украшена 15 стеклянными шарами, расположенными полукругом. С рассветом пава занимала определенное положение (клювом на запад), а затем медленно поворачивалась в обратную сторону и начинала двигаться. Это движение она совершала за полчаса. В это время управляющий движением стеклянных шаров механизм поворачивал первый из них красной стороной, и оба молодых павлина поднимались над павой, издавая громкий свист.
В это же время находящийся внизу павлин начинал медленно поворачиваться и раскрывать веер своего хвоста. После этого пава снова возвращалась на свое первоначальное место, процесс начинался заново и повторялся каждые полчаса до захода солнца. Количество стеклянных шаров с красной поверхностью указывало на количество прошедших получасов. Многие правители держали у себя в покоях свечные часы. В фитильных часах прошедшие часы отбивались падением шариков со сгоревших нитей. Всё же солнечные часы были самыми точными, но, конечно, самыми непостоянными.
Одежду можно назвать архитектурой человека. И она поразительно повторяла особенности зодчества. В романскую эпоху (XI-XIII века) в Европе были распространены приземистые головные уборы, плащи и платья строгих цветов, а в эпоху готики (XIV - XV века ) головные уборы стали островерхими, как здания, кафтаны и платья - более украшенными и разноцветными, обувь и воротники - более затейливыми. После крестовых походов и с развитием торговли распространилось ткани и ароматические вещества с Востока.
Кстати, и в мусульманских странах характер одежды менялся с теми же тенденциями, что и на Западе - приземистые и круглые чалмы и бурнусы более ранних веков сменились высокими тюрбанами. А в русской традиции приземистые шапки князей и бояр заменили высокие горлатные шапки, а женские ленты вокруг головы - кокошник (от слова ко;кошь - «курица»). В христианских странах женщины обычно не закрывали своё лицо, но покрывали голову фатой, дымкой или вуалью.
Часто та или иная одежда называлась по месту первоначального изготовления - плащ болонья по городу в Италии, феска по городу Фес в Марокко, тюль - по городу во Франции. А одеколон - по-французски означает "вода из Кёльна".
Конечно, люди тех времён не очень часто путешествовали, но по необходимости странствующие рыцари, торговцы, ремесленники, паломники, ваганты отправлялись в дорогу. На чём и как ездили?
С сайта "34 travel":
"По суше тащись пешком, верхом (если позволяет положение) или на повозке. Последнюю, если живешь в эпоху раннего Средневековья, советуем тебе запрягать быками. Но если чуть позже – можно брать лошадь, потому что твои современники уже научились впрягать её так, чтоб хомут давил не на шею, а на плечи, изобрели железные подковы, дышло и спицами модифицировал колесо, чтоб езда стала быстрее. Но не забудь взять парочку запасных, чтоб заменять их в пути. Для знатных дам есть лакшери-повозки: закрытые, украшенные бархатом и шелком. А на Средиземноморье все так же запрягают мулов и ослов, а, если везёшь товар, к примеру, на рынок, придется по старинке телепаться вслед за повозкой.
Как повезем твой багаж? Скорее всего, упакуем вещи в мешки и перебросим их через спину мула или осла: лошадь – удовольствие подороже.
Дороги Средневековья меняются незначительно, путешествие возможно только в хорошую погоду. Переждать дождь путникам помогают специальные приюты (особенно – в горной местности): их смотрители в непогоду звонят в колокол и выходят на дорогу, чтобы встретить заплутавших, дать им ночлег или провести через опасные места.
В городе по-прежнему можно остановиться в гостиницах, а с популяризацией христианства – в любом монастыре и, в общем-то, в любом доме. Если ты путешествуешь мирно, можешь рассчитывать на тарелку горячего супа и постель где угодно.
Если в твоих жилах течет голубая кровь, почему бы не остановиться в замке своего вассала или любого из горожан? Для хозяина это, конечно, будет разорительно, но весьма почетно."
В XIII- XIV в.в. в Европе уже значительно распространились фамилии. Нужно записывать всё больше людей, и просто растёт население - одни имена и прозвища уже не определяют человека. Ранее всего родовые фамилии получают знатные феодалы, затем - горожане, в последнюю очередь - крестьяне.
Вот как, например, было у англичан: "Фамилии получили широкое распространение лишь спустя довольно долгое время после норманнского завоевания Англии. Социальные нормы, сформировавшиеся к XII веку, предписывали: не иметь фамилии — позор для человека благородного звания. Позднее фамилии распространялись, пусть и неравномерно, с введением при Ричарде II подушного налога... К середине XIII века значительная часть крупных и средних землевладельцев в Англии уже имела наследуемые фамилии."
"Во Франции логика и география распространения «вторых имен», а затем постоянных фамилий, мало отличалась от того, что происходило в Англии или Флоренции. В средневековом Лангедоке, к примеру, чуть ли не три четверти населения носили всего несколько имен (Гийом, Бернар, Раймон, Пьер, Понс). В дворянских семьях все чаще использовались вторые имена-прозвища (еще не настоящие nomdefamille), чтобы выделить старшего сына-наследника. Таким способом эти имена, а затем фамилии, распространялись сначала среди дворянства, жителей крупных городов и владельцев собственности."(Дж.Скотт)
Фамилии как знатных, так и простых людей образовывались от имен собственных, личных имен отца или деда (Джонс, Томсон, Юхансон, Хансон, Мишле, Фернандес, Родригес, Джусти), характеристик человека, географических названий (Винер, Милано, Кастильо, Сакс), от прозвищ (Росси, Руссо - "рыжий", Блан - "белый", Лонге - "длинный"), от рода занятий (Смит, Шмидт, Сметс, Фабр, Ковач, Ковальский - кузнец, Мюллер, Миллер, Милн - мельник, Фишер - рыбак).
Помимо обращения к человеку по имени, нужно обозначить его статус в обществе, называя титул, звание или добавляя почётную частицу. Обычным обращением к знатному человеку становится "господин", "хозяин". По-латыни господин - "доминус", отсюда испанское "дон" и итальянское "донна". По-французски же госпожа стала "дамой". Ещё одно частое обращение к элите - "старший", по-латыни "сеньор". Так произошло испанское "сеньор", итальянское "синьор" и португальское "сыньор". Сокращение этого обращения "сир" стало употребляться в разных странах к королю, а английское "сэр" - к людям рыцарского звания. Испанский конный рыцарь - кабальеро стал в ряде языков "кавалером"(соответствует французский дворянский титул "шевалье"). Распространённое в ряде славянских стран обращение "пан" восходит, скорее всего, к скифскому слову "пастух", "управляющий". В Венгрии, Румынии, Хорватии, Сербии отсюда пошло "бан" - правитель области. Впрочем, часто вспоминают легенду, по которой "пан" - потомок славян, вышедших из Панннонии на Дунае.
К учёным людям с XII-XIII в.в, на Западе стали применять степенные звания. Низшее - бакалавр - означает "увитый лаврами".Следующее - магистр - от латинского "главный, ведущий". От этого слова пошёл и "мастер" - звание ремесленника, и "маэстро" - во многих языках уважаемый человек, часто - учитель. С лёгкой руки музыкантов из Италии в русском языке это слово относят прежде всего к музыкантам. Как и "доктор" стало позднее в России восприниматься как название врача, поскольку иностранцы, носите эту степень, были прежде всего медиками. Однако во многих странах Европы доктор - высшая учёная степень в любой науке; по-латыни это слово означает "преподаватель".
Интересно происхождение восточного звания "мирза". Изначально это - "сын эмира" по-персидски (мирзаде). Но впоследствии мирзами стали именовать не только принцев, но и секретарей и прочих придворных чиновников. Тоже - "дети государя"...
В те времена люди, даже знатные, редко мылись - они поддерживали гигиену другими способами. Все гигиенические мероприятия сводились к лёгкому ополаскиванию рук и рта, но не всего лица. Думали, что от мытья лица ухудшается зрение. Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Некоторые вовсе не следили за собой... Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость сильно напьётся, и еле-еле отмыли. Почему-то считалось дурным тоном добела чистить зубы. Кто богаче, часто менял бельё (правда, появилось оно в Европе не ранее XIII века), но бедняки носили годами одно и то же. А проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Впрочем, в ряде стран - как правило, более северных - распространились бани, куда ходили по праздникам. Либо очищали себя в печи, где и грелись от холода.
Под видом медиков часто по городам разъезжали откровенные шарлатаны... Одного такого изобразил чешский автор Смиль Фляшка в комедии "Продавец мазей".
Вы узнайте, стар и млад,
К вам приехал Гиппократ...
У кого здесь что болит,
Он вас вмиг оздоровит.
Из далекого он царства
Захватил с собой лекарства...
Много разной здесь посуды,
В каждой склянке — просто чудо!
В банке первой, например,
Мазь такая, что размер
Изменить способна зоба:
Раз мазнуть довольно, чтобы
Зоб разросся вглубь и вширь.
Но возьми второй пузырь,
И от бешеного роста
Он излечит очень просто...
В этой склянке порошок
Будет тоже очень впрок:
И составлен он неглупо,—
Воскрешать им сможешь трупы.
А состав из банки пятой
Сделан ведьмою проклятой,
Хоть та ведьма и стара,
Но из жира комара
Умудрилась мазь сварить,
Чтобы недуги лечить.
Вот еще здесь два флакона,
Эликсир из Вавилона...
Клад лекарств здесь непочатый,—
Так торгуй и будь богатый!
Но, пожалуй, в самый раз
Увеличить их запас:
Покупателей немало,—
Надо, чтобы всем достало.
Так вели-ка Пустерпалку,
Взявши пестик или палку,
Натолочь уже заране
Порошков из всякой дряни,
И, набрав погуще грязь,
Запасную сделать мазь.
Но, конечно, развивалась в средневековье и серьёзная медицина.
Ещё в IX веке в Салерно на юге Италии возникла высшая медицинская школа. Её рецепты, основанные на античных традиуциях, были весьма популярны. Вот фрагменты из трактата "Салернский кодекс здоровья", адресованного королю Англии:
Школа салернская так королю англичан написала:
Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,
Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться,
Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным
Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая...
Будешь за этим следить, — проживешь ты долго на свете.
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище...
Воздух да будет прозрачным и годным для жизни, и чистым.
Пусть он заразы не знает и смрадом клоаки не пахнет...
Козье, по мненью врачей, молоко и верблюжье — полезны:
Больше питанья, однако, дает молоко от ослицы,
Больше еще — от коровы и в мере такой же — овечье.
Если ж болит голова в лихорадке, — любое негодно...
Газов скопленье наружу выводит от фенхеля семя.
Благ от маратра четыре: он яд с лихорадкою гонит
И очищает желудок, а зрение делает острым.
Зрение лучше и крепче желудок у нас от аниса.
Сладкий анис, несомненно, и в действии лучше гораздо.
Надо солонку поставить пред теми, кто трапезой занят.
С ядом справляется соль, а невкусное делает вкусным;
Ведь непригодна еда, что без соли на стол подается.
Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.
В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.
Нам Гиппократ говорит, отчего приключается гибель...
Кажется, нет у врачей о луке единого мненья.
Как сообщает Гален, для холериков лук не полезен.
Но для флегматиков лук, говорит он, целебное средство.
Лучше всего — для желудка; и цвет у лица превосходный
Тоже от лука. Растертым втирая его, ты сумеешь
Лысой вернуть голове красоту, что утрачена ею.
Лук приложи, — и поможет в леченье собачьих укусов,
С медом и уксусом только его перед тем растирают.
В XIV веке Джефри Чосер в "Кентерберийских рассказах" так описывает доктора медицины:
«Ученостью и знаньем был богат он.
Он Эскулапа знал и Гиппократа,
«Диоскорида, Цельса, Гильбертина,
Знал Руфа, Аверройса, Константина,
Дамаскина, Гали и Галиена,
Знал Авиценну, также Гатисдена,
Был осмотрителен, во всем умерен,
Раз навсегда своей диете верен:
Питательный, но легкий рацион».
Часто неграмотные или едва грамотные люди несли многие суеверия. Люди считали, что короли — существа сверхъестественные, а значит на теле у них непременно имеются таинственные знаки, обличающие их достоинство. Основным таким знаком, в их представлении, являлся так называемый «королевский крест» — родимое пятно, обычно располагающееся на груди или на правом плече. А тринадцатое число? К представлению о несчастии простого числа, следующего после двенадцати, делящегося на многие числа, добавилось и то, что массовый арест тамплиеров во Франции состоялся в пятницу, 13 октября 1307 года. С этого дня оставшиеся в живых храмовники стали отмечать 13 октября как роковую для ордена дату. Боялись встречи с духовным лицом, животных, перебегающих дорогу - не обязательно чёрных кошек, но жизни кошек века так с XIV, когда их стало много в Европе, совсем не позавидуешь...
От суеверий и мракобесия людей освобождало образование. Но письменная культура до появления в XV веке книгопечатания была ещё мало распространённой, за исключением городов-республик Италии и Германии. Если в раннее средневековье книги были уделом монахов, чиновников и знатных дам, то позднЕе образование было преимущественно мужским. Во многих странах редко люди писали письма. Яркий пример любовной переписки — письма известного средневекового философа Пьера Абеляра и его возлюбленной, а потом жены, Элоизы (XII в.). Письма Элоизы в следующем столетии считались подлинным произведением литературы и легли в основу сборников, которые учили юных влюбленных искусству эпистолы — письма. В Венеции, Флоренции, Новгороде Великом переписка среди горожан была, впрочем, частым явлением.
В некоторых местах на каждых трёх женщин приходилось по четыре мужчины.
Университетское образование и профессионализация знания оставляли женщин за бортом, но устойчивое распространение грамотности среди светского населения открывало им доступ к книгам. Многое давало самообразование. И мы знаем таких образованных женщин, как поэтесса Кристина Пизанская.
Переписчики книг и ученики в школах оставили нам не только свои каллиграфически выведенные тексты, прописи и упражнения. Часто можно увидеть приписки на полях, рисунки (маргиналии). Больше всего в России известны рисунки мальчика Онфима в Новгороде на бересте (XIII век). На неумелых, но по-своему выразительных картинках мы видим лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага. Под этим всадником Онфим (возможно, мечтавший сам стать воином), подписал своё имя: «Он;име». Под другим человечком он подписывает: «Павле». На полях средневекового манускрипта из неаполитанского монастыря ученые обнаружили странные рисунки — дьявола, лошади (или коровы) и человека. С помощью психологов историки смогли доказать, что каракули были нарисованы детьми.
Сохранились надписи, сделанные прихожанами, и на стенах храмов. Оказывается, "здесь был Вася" через 500-700 лет становится историческим памятником и источником... О предполагаемых рисунках юной Жанны из Домреми, будущей д'Арк, мы скоро поговорим.
Свидетельство о публикации №222072001674