Мои наставники

                Мои наставники

 26 июня 2014 года мы, выпускники, теперь уже далёкого, 1974 года школы 53 города Томска, отметили очередной юбилей - 40 лет со дня окончания школы. Было много воспоминаний, эмоций, ностальгии, грусти, смеха. Зашла речь о нашей старшей пионервожатой Людмиле Петровне Башкировой. Что в ней было такого особенного? Чем притягивала к себе эта гиперактивная личность с красным галстуком на груди?
 Конечно, через 40 лет можно довольно осмысленно ответить на все вопросы, однако думаю, что без эмоциональной составляющей не обойтись.
 Людмила Петровна - неиссякаемый источник энергии, причём, энергии исключительно положительной. Даже с двоечниками, с оболтусами, со шпаной она всегда разговаривала спокойно, по - доброму, вникая в их проблемы. Любой детский вопрос решался креативно, с пониманием. С большой уверенностью могу назвать её детским психологом.
 Мы её любили, уважали и боялись одновременно, ну, примерно, как относятся к своим родителям. Поэтому, ещё одной особенностью её характера была многогранность: она педагог и лучшая подруга, психолог и вторая мама, заводила во всех делах и доверенный собеседник.
 Кто - то скажет, что это общие слова. Тем не менее, за общими фразами скрываются  тысячи конкретных ситуаций, сотни эмоций и воспоминаний, оставшихся на всю жизнь. Наверное, стоит упомянуть о дипломатичности Людмилы Петровны, в том смысле, что она являлась нашим адвокатом в конфликте с учителями, посредником между детьми и взрослыми, арбитром в наших нескончаемых детских спорах. Справедливость - вот ещё одна величайшая особенность её характера.
 Чем Людмила Петровна притягивала к себе? А тем, что с ней можно было говорить обо всём на свете, не боясь огласки и насмешек. Я имею ввиду, что учителя - это строгие родители, а она, как бы старшая сестра, подруга, "свой парень в доску". Уверен, что в глубине души многие старшеклассники были влюблены в неё, только боялись в этом признаться.
 Без всякого пафоса, доверительные отношения у нас сложились, когда мы стали членами вожатского отряда "Муравейник". О том счастливом времени можно вспоминать до бесконечности: "Винегреты" по праздникам, разговоры и споры до бесконечности, походы на природу и много чего ещё.
Петровна, так мы её звали всегда, ненавязчиво, деликатно учила нас общению  с подшефными, коими несколько лет назад были мы сами. Удивительное дело, она обладала уникальным чутьём на лидеров, не на активистов - отличников, а на тех, кто всегда впереди школьной массы, кому больше всех надо, кто искренне воспринимал девиз: "Любое дело творчески, иначе зачем?". Совет дружины или заседание комсомольского бюро с участием Петровны всегда превращались в интересный диспут с откровенными высказываниями.
 В десятом классе меня выбрали секретарём комсомольской организации школы и если что - то не клеилось в делах, если нужен был совет, я шёл к Людмиле Петровне. У неё хватало времени на каждого. Приходишь утром в школу, она уже там, уходишь вечером, она ещё там. Наверное, семья и личная жизнь, увлеченья и друзья, работа и досуг для Петровны вмещались в одном слове "школа". Школой она жила, радовалась и огорчалась. Школа, ученики - это и была её настоящая жизнь и судьба. Может быть, сказано слишком пафосно, но, тем не менее, это моё твёрдое убеждение, которое я пронёс через всю жизнь.
 Пытаюсь вспомнить хоть какие - то негативные моменты, связанные с Людмилой Петровной, прихожу к выводу, что ничего подобного не было и в помине. Так бывает. Уму не постижимо, прошло столько лет, а воспоминания о школе, об одноклассниках, об Людмиле Петровне не тускнеют до сих пор и будоражат мою память.
 Несколько лет назад прилетал в Томск -  город детства и юности из солнечного Тель - Авив заходил в родную школу, погулял по этажам, посидел за партой в кабинете физики, вышел в коридор и тут же поймал себя на мысли, что сейчас летящей походкой пронесётся мимо меня Старшая пионервожатая Людмила Петровна и скроется за углом, оставив на миг в памяти, красное пятно пионерского галстука...   










 


Рецензии