Легендарная Волочаевка

Волочаевка, как и все сёла  Смидовического района ЕАО, хранят рубцы не только от Гражданской войны и от прокладки Транссиба и «царской дороги» (почтовый тракт, сейчас современная автотрасса «Амур»), но и душевные раны от репрессий и арестов, от Великой отечественной войны.

Волочаевка1 – одно из первых поселений на просторах Приамурья. Все события происходили в действительности, и большая часть из них вошли в общую историю страны. Не в столь далёкие времена, изрезанные протоками и затянутые болотом берега Амура, представляли собой места достаточно отдаленные от всякой цивилизации – можно сказать, они были неизведанные, заброшенные, непригодные для земледелия и садоводства. Левый берег Амура Китай не заселял – государство только отправляло грабительские походы. В основном от набегов страдали малочисленные народы, населяющие Приамурье. Заселение приамурских земель стало происходить сразу после заключения Айгуньского договора между Россией и Китаем. Муравьёву-Амурском принадлежит почин в возвращении Амура, уступленного Китаю в 1689 году. В 1858году 16 мая Амур был возвращён России. В 1904 – 1905 годах, в связи с русско-японской войной, переселенческое движение на Дальний Восток почти прекратилось. Возобновилось оно с 1906 года.

Народ западной России рвался на свободу, он верил чудесной дальневосточной сказке, где не было тиранов-помещиков. Условия жизни в деревнях царской России были ужасающими. Тяжелому физическому труду и скудной, в основном растительной пище, сопутствовали бедность быта и болезни. Отсутствовала медицинская помощь, вспыхивали эпидемии. Быстро росла детская смертность. Большая часть губерний в России состояло из малолесья (всего 6–10%) – строились избы-мазанки с земляными полами и соломенными крышами. С 1901 по 1909 год между протокой Тунгуска и Амуром, согласно указом, утвержденным царским правительством 22 июня 1900 года, временным правилом для образования переселенческих участков было выделено 10 пунктов.
В Тунгусской волости, ближе к границе с Китаем, образовали 5 мест для поселения: Дежнёвка, Самаро-Орловка, Даниловка, Нижнеспасское и Волочаевка (последнее возле сопки Июнь-Корань – название тунгусо-маньчжурской этимологии, означающее «место встречи всех племён», было и второе «место, где можно заготовить бересту»).             

Волочаевка1 основана в 1908 году у протоки Тунгуска, она же притокАмура (одноимённая Волочаевка2 образовалась в 1938 году). Носит село имя инициатора переселения обедневшего казака Волочаёва (Волочай) Макара Семёновича, прибывшего из Кубани и ставшего вскоре старостой. Его годы жизни (1848–1926). Строительство домов началось сразу. Первое время село голодало, за продуктами приходилось ездить в Хабаровск. Через два года почти все семьи имели дома. В деревне было три ружья, одно из которых находилось в распоряжении Макара Волочаёва. Главные заработки населения составляли продажа скота и сельскохозяйственной продукции, отчасти помогала охота, рыбный, лесной и отхожий промысел. Строительство Транссиба и «Колесухи» увеличило доход населения. Первые поселенческие деревни являлись убогими. В годы Первой мировой войны у Макара Волочаёва погибли два сына. В  Гражданскую войну сыновья Яков и Павел помогали партизанам. Павел участвовал в штурме Волочаевских укреплений, был командиром взвода. Макар Волочаёв умер в 1926 году, похоронен у подножия Волочаевской сопки, в 200 метрах от кладбища.

На всем Дальнем Востоке (в частности Приамурья) не было заводов и фабрик, которые производили бы предметы  обихода, кирпич, листовое железо, цемент. Не существовало конных дворов и кузницы, а самое главное почтовой трассы (тракта). Не было лесозаготовочных пунктов, а были тысячи километров болот, бурных рек и сопок. Надо сказать, переселялась сама беднота, без гужевого транспорта, а мастеров по дереву были единицы. Чтобы наладить связь молодого Хабаровска с западом, России нужен был колёсный тракт – левый берег Амура оброс сёлами, разросся Благовещенск, стоящий на левом берегу. В 1898 г. началась прокладка самой значительной грунтовой дороги вдоль Амура царскай колесухи.
 Строительство самой восточной части тракта начиналось у села Покровка (п. Приамурский). Шла дорога на Волочаевку и далее тянулась в юго-западном направлении, до Благовещенска.
 Строительство тракта завершилось в 1909 году. Николаевская «колесуха» или «царская дорога»  вскоре стала историей, её функцию исполняла железная дорога. Прослужил почтовый тракт всего 9 лет в мирное время, и 6 лет в Гражданскую войну. 

В конце 1905 года, началась прокладка железной дороги – Транссибирская магистраль и закончилась в 1916 году. В это время был сдан в эксплуатацию Хабаровский мост через Амур. 28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Правительство не отправляло переселенцев с Дальнего Востока на фронт. Жители должны были укреплять границу с Китаем – рядом дышала Япония. Но беда пришла вторая. Неожиданно, небывалое наводнение Амура в 1914 году, заставило жителей приамурских деревень эвакуироваться в Покровку, Николаевку и Волочаевку – население села увеличилось.
 ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
В 1917 году в стране свершилась Пролетарская революция, а за ней пришла кровавая Гражданская война, которая длилась в Приамурье до 1922 года, но продолжалась в Приморье до 1925 года. 

В ноябре 1917 года обсуждала русский вопрос «Антанта». США и Япония договорились о разделе Сибири и Дальнего Востока. С белогвардейцами, они активно приступили к открытой интервенции. Основная часть войск Британии, США и Японии находилась на территории Дальнего Востока с 1918 до 1922 год. Интервенты вплотную подошли к Хабаровску. V Чрезвычайный съезд Советов в  августе 1918 года в Хабаровске принял решение о переходе к партизанской войне из-за недостаточного вооружения и отсутствия армии на Дальнем Востоке. 4 сентября 1918 года Хабаровск заняли японцы и отряды Калмыкова.  Ранним утро в город вошли японцы торжественным маршем по улице Муравьёва-Амурского самодовольные и надменные, следом за ними американцы. Соединенные Штаты разорвали дипломатические отношения с Россией в августе1918 года.

Япония стремилась безраздельно эксплуатировать богатства востока России. Глаз на эти земли у неё горел давно. В войне приняло участие 11 японских дивизий, контингент которых включал более 120 тысяч (по другим источникам. 200) офицеров и солдат, которые расползлись по всему Дальнему Востоку, включая Сахалин, Курильские острова, Забайкалье. В городе начался жесточайший террор и расправы над населением. Большевики были почти небоеспособны, и слабо вооружены, да и армии не было. Приходилось добывать оружие у японцев. Японским войскам белогвардейцами была передана вся база Амурской флотилии в Хабаровске.
Большую роль сыграли партизаны (из Волочаевки, Покровки, Николаевки и других близлежащих сёл) – обозы, с добытым оружием у японцев, доставлялись в отряд Шевчука. На базе КАФ  интервенты заполнили склады снарядами и боевой техникой, охрана объекта состояла из двух тысяч солдат. 
            За несколько дней до вторжения интервентов в город, Народной Армией дан приказ отступать на левый берег к Покровке и Николаевке. В Архангеловке (левый берег Амура, возле Волочаевки) под командованием Шевчука в 1919 году был создан Тунгусский партизанский отряд.
В ночь на 20 апреля 1920 года два пролёта (12-й и 13-й) моста были взорваны отступавшими из Хабаровска партизанскими частями во время провокационного выступления японцев. В результате Транссибирская магистраль была разорвана на 5 лет. 
                ВОЛОЧАЕВСКИЙ БОЙ.
Последние бои Гражданской войны на Дальнем Востоке вела НРА и покрывшие себя неувядаемой славой партизанские отряды Приамурья. Борьба была тяжёлой и напряжённой, с горечью отступлений. Первый успех, под командованием С.М. Серышева, пришёл на исходе декабря 1921 года  в районе станции Ин, где было сорвано  наступление белогвардейских полков.
Наступил час решающей битвы. Белые надёжно укрепили район Волочаевки. Оборонительные позиции врага простирались на 18 километров с севера на юг, от Тунгуски к Амуру. Укрепления, возведённые на склонах Июнь-Корани, ощетинились многими рядами колючей проволоки, с возведёнными ледяными валами и блокгаузами – всё считалось непреступным. Буржуазные газеты вещали: «На подступах к Амуру создан дальневосточный Верден».

Но части НРА под руководством В.К. Блюхера  и партизанские отряды И.П. Шевчука  опрокинули вражеский бастион.
 Общее наступление началось 10 февраля. Три дня и две ночи продолжались бои, упорные и ожесточённые. В архиве сохранился ценный документ: « ОБЗОР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ». Он составлялся штабом НРА – в нём есть такие строки: «Трудно описать героизм и мужество, проявленные бойцами и комсоставом в эти тяжёлые дни: несколько суток без сна, под открытым небом, полураздетые и буквально голодные, они показали себя действительно бойцами-революционерами», по пояс в снегу под ураганным огнём противника  бойцы шли вперёд, разрывая прикладами винтовок колючую проволоку. По обледенелым склонам сопки раздавался призывный клич: «Даёшь Волочаевку!». В 11 часов 30 минут 12 февраля  укреплённые позиции белогвардейцев на сопке Июнь-Корань пали.
 
25 октября 1922 года части НРА вступили во Владивосток, закончив на Тихом океане свой славный поход. Следует отметить, что в Смидовичском районе прошли самые кровопролитные сражения, сыгравшие огромную роль на заключительном этапе Гражданской войны. К первой годовщине Волочаевкского сражения, в соответствии с приказом Блюхера, на сопке Июнь-Корань воздвигли временный памятник с символами штыка, сабли и снарядов. В мемориальной доске упоминался год сражения. 11 ноября 1928 года на со Июнь-Корань был открыт памятник-музей героям Гражданской войны.
 В память о заслугах партизанского движения в Приамурье в 1957году возле сосен привокзального  сквера  был установлен памятник. Скульптура партизана высотой 225 см отлитая из чугуна установлена на постаменте высотой 320 см. На лицевой грани постамента расположена чугунная доска с надписью:
«Этих дней не смолкнет слава,
Не померкнет никогда
Партизанские отряды
Занимали города».
Памятник сооружен на народные средства, автор неизвестен. Не забыты односельчанами погибшие на сопке 118 народоармейцев. Братская могила партизан находится на сопке Июнь-Корань, у  музея Гражданской войны.
 


Рецензии