Выборы. Записки провинциального политтехнолога-14

     ЗАДУМАЛ БЫВШИЙ ГЛАВА УСТРОИТЬ РЕВАНШ

   В 1999 году я зарегистрировал в Москве региональную газету «Рейтинг».  Название это оказалось удачным, потому что при разговорах с кандидатами на выборную должность уже не надо было объяснять, какая тема в газете главная,  В результате на выборах глав районов и депутатов Государственной Думы области 2000 года (именно так называлась тогда наша законодательная власть)  довелось подготовить и выпустить 15 номеров газеты.
   Многих кандидатов на выборную должность того года я знал лично, так как  многократно бывал в районах и хозяйствах области, писал о них и рассказывал по областному и Всесоюзному радио. Готовясь к выборам, я внимательно сделил за ходом компании: в областной научной библиотеке по сложившеся привычке читал не только областные газеты, но и районные. Итоги выборов в соседнем районе меня смутили. Мой старный знакомый Матвеич глава  района, в прошлом преседатель колхоза. 1-й секретарть райкома комсомола, после первого тура оказался на втором месте. Это была для меня неожиданность. Я понял, что ситуация для него критическая и надо бы ему помочь сохранить свои позиции в районе, поэтому я   позвонил  Матвеичу (фамилия изменена), который в 1996 году впервые стал на выборах главой района и прямо по-товарищески спросил:
   – Почему проиграл первый тур выборах  главы администрации муниципального округа?
   – Я недооценил сложившуюся ситуацию.- ответил он.- У нас  на главу района  пошли 9 кандидатов. Думал, что  конкуренты растащат голоса, и я как глава района,  при любом раскладе окажусь победителем. Но не  так случилось. Проиграл 6 процентов бывшему  главе района Аникову(фамилия изменена). Он решил взять реванш за проигрыш мне в 1996 году. Теперь во втором туре будем с ним бодаться.
   – Почему соперник оказался первым? - задал я уточняющий вопрос.
   – Он сошелся с «новыми русскими» нашего района. Они дали ему денег на выборную компанию и на  всякий компромат газетах против меня.
   – Разрыв в процентах между вами приличный, но  не катастрофичный. Как же теперь думаешь побеждать?
   – В моем распоряжении до следующего тура осталось только две недели.  Если по-старому буду вести выборную компанию, то наверняка проиграю. Нужны  новые подходы.
   – Это хорошо, если  понимаешь, что надо что-то менять,- оценил я ситуацию. – Значит, дело можно поправить. Какой-то план есть?
   – Пока думаю. Может, вы,  подскажете. Помните, в   1991 году вы снимали  про нас  документальный   фильм к празднованию 60-летия нашего колхоза «Луч» об истории, современности  делах и людях хозяйства. Вы написали интересный сценарий и отсняли его.
   –  Материал  у вас был хороший. Под вашим руководством  колхоз «Луч» работал рентабельно. В числе передовых по надоям молока, по урожайности зерновых и заготовке кормов. Немало было сделано  по строительству объектов социально-культурного назначения хозяйственным способом. Словом, было из чего лепить образ передового хозяйства.  А сейчас-то на выборах есть, что предъявить избирателем?
  – В принципе-то есть. – ответил Матвеич.- За 4 года сохранил управляемость территории, разделенной рекой Волга на две неравные части. Экономика района стабилизировалась на средних областных показателях. По ряду позиций  мы в районе на верхней части турнирной таблицы области.
   –  Избиратели-то знают об этом?- поинтересовался я.
   –  В принципе-то знают. В районной газете писали.
   –  Не все читают её, многие забыли заслуги администрации. Надо бы концентрировано напомнить людям обо всем хорошем, что вы сделали за 4 года. Нужна перестройка вашей выборной компании.
   – Согласен. Только как? - озадаченно спросил Матвеич.
   – Надо встретиться. Прежде всего, выпустить содержательную газету,- сказал я и добавил согласие помочь: Приезжайте, в город, давайте с вами на машине поездим по району. В дороге поговорим, что и как делать надо – это не телефонный разговор.

     НАДО СЪЕХАТЬ С  НАЕЗЖЕННОЙ  КОЛЕИ

   Было понятно, что Матвеич  в первом туре выборной компании вел себя по привычке, как действующий  глава округа. А ситуация изменилась. У него было 8 конкурентов. И для каждого из них он соперник По опыту знаю, что руководителю съехать с наезженной  колеи всегда непросто. Только шоковый удар – проигрыш  в первом туре мог привести его в чувства и заставить меняться и обновляться. С Матвеичем  и был имеено такой случай.
    После телефонного разговора с кандидатом я обратился  к своим архивам, в поисках материалов, когда в разное время я  писал о колхозе «Луч», которым руководил Матвеич, а также к сценарию того фильма о колхозе. Освежил в памяти образ кандидата в главы района, чтобы при встрече с ним был у нас предметный разговор и реальные идеи по ведению выборной компании. Тут было без   домашних заготовок было не обойтись, потому я  набросал план разговора и основные предложения по ведению выборной компании.

    НАЧАЛ  С ДОМАШНЕЙ ЗАГОТОВКИ

   Когда  Матвеич  приехал ко мне, мы на машине отправились с ним  по левобережью района, потом на пароме переправились на правый берег. В дороге я хотел докопаться, почему же  мой собеседник проиграл в первом туре выборов.
   – Ваш район я знаю хорошо, - начал я. - бывал по корреспондентским  делам во всех хозяйствах, центральных усадьбах. Народ у вас очень разный, поэтому вопрос первый такой: как оповестил их, что снова идешь на выборы?
   – Мои агитаторы расклеили  плакаты с портретом и девизом на домах, заботах столбах.
  – Это неплохо, но этого мало. – сказал я и пояснил: У людей жизненные  проблемы разнокалиберные, поэтому одним плакатом даже со звонким лозунгом их не впечатлишь. Как глава района вы знаете, где и какие беды у жителей сел и деревень. Не так ли?- таким вопросом я закончил свой монолог.
  – Конечно, знаю.
  – Тогда же, почему не дал жителям надежду, что в предстоящие  4 года будете решать  их проблемы. Как минимум это нужно было подготовить адресные листовки для центральных усадеб колхозов и совхозов. В них надо было написать  о проблемах сельчан и путях решения. Сейчас сделать это не поздно. Прикиньте письменно, что реально возможно сделать по каждому населенному пункту. На это дня два вам. Привезете мне текст. Я отредактирую всё в нужной тональности, что бы монолог мог вызвать доверие к вам и вашим планам.

   Пока люди читают ваши листовки, нужно готовить газету «Рейтинг», в  котором многое должно быть необычным,  начиная с вашего портрета на первой полосе. Под фото основные эпизоды вашей жизни поместим  в датах под рубрикой «Страницы его жизни». В любом случае ваша биография более интереснее, чем у вашего соперника. Остается написать об этом живым, литературным языком.
   Там же нужно поместить ваше обращение к избирателям в стиле «Момент истины»,  какой урок  вы извлекли из поражения в первом туре выборов. И  всё это можно разместить на  той же первой полосе под девизом вашей выборной компании  «Сделайте свой выбор между прошлым и будущим». Этот призыв не случаен: ваш соперник олицетворяет прошлое, а вы – будущее, ради которого работаете или приближаете его. Вы сказали, что соперник выдумывал про вас всякие небылицы. Он что сам святой?
   –  Конечно, не святой. Когда был главой района, в народе говорили, что он злоупотреблял служебным положением (ускоренно решал свой квартирный вопрос),  Семейную проблему  решал за счет бюджета.  С этим разбиралась областная прокуратура в  писала в областной газете. 
   – С таким «багажом» снова пойти во власть  очень даже смело. Кем же он сейчас работает?- спросил я
   – Устроился заместителем  директора районной"Сельхозхимии".- ответил Матвеич.
   – Надо бы раздобыть газеты, где писали о прегрешениях Аникова и еще  какие выдумки писали он про вас.
   – Стоит ли поднимать эту тему?- озабочено спросил собеседник.
   – Стоит, Нужно прокомментировать каждый факт того времени. Люди должны знать правду. Не вы же первым начали войну компроматов.  На последнее странице газеты мы можем дать людям разъяснения.

   Продолжая разговор, я рассказывал Матвеичу, что нужно сделать за оставшееся время. Слушая, он стал понимать, что ситуацию можно поправить, только надо разобраться с ошибками первого тура  и повести с избирателями откровенный, прямой разговор. Чтобы подготовить обращение к избирателям по теме «Момент истины», я расспрашивал, какие чувства  у собеседника после проигрыша в первом туре, какие уроки он извлек для себя и случившегося. Для облегчения  восприятия такого текста, нужно было, чтобы было не больше пяти моментов истины. Каким должно быть обращение к избирателям,  я уже представлял, поэтому вопросы у меня были о чувствах, которые испытает проигравший.
  Разговор я закончил составлением списка домашнего задания Матвеичу, что он  должен подготовить к нашей следующей встрече (через два дня), а именно: что он собирается сделать для людей в селах и деревнях, кто из уважаемых в районе людей его поддерживает и почему, раскрыть тему "Сделать предстоит больше, чем сделано", собрать материал для подборки ответа на компромат в рубрике "Борьба на газетных страницах".

      P.S.
   Наш план сработал. Матвечич победил на выборах и принялся осуществлять, то что обещал перед выборами.Затем энергичного и опытного руководителя пригласилистать помощником (советников)губернатора области

    


Рецензии