Самовар

 Варя вернулась с кладбища и устало села за стол. За большими окнами, выходящими в сад, было огромное разнообразие цветов, которые они вместе с мамой посадили. А теперь уже как год, Варвара приносила эти  цветы к ней на могилу.

Девушка вспомнила, как когда она ещё была маленькой, они уехали из этого дома в другой город, чтобы мама смогла устроить свою жизнь. Но у неё так и не получилось забыть Вариного отца, который их бросил и ушёл к другой женщине.

А когда заболела бабушка, они с мамой вернулись в этот дом. Бабушки давно нет, а теперь и нет мамы – болезнь забрала ещё совсем молодой.

Варя оглядела большой круглый стол, за которым собирались они втроём: бабушка, мама и она.

Варенька мечтала, чтобы когда-нибудь за этим столом сидела большая семья. Ей хотелось иметь сестру или брата, хотелось, чтобы мама сидела нарядной рядом с новым мужем и бабушка, которая радовалась бы за них. Ещё Варя мечтала, что выйдя замуж, обязательно будет приезжать в этот дом на семейные чаепития с вкусными бабушкиными блинами.

Но судьба сложилась иначе и теперь Варвара сидит здесь одна.

Девушка грустно вздохнула.

-Я скучаю по  вам, - прошептала она и смахнула слезу.

Ночью Варя проснулась от лёгкого прикосновения. В комнате никого не было.

Из открытого окна доносились ароматы цветов, пели соловьи и впервые за долгое время, Варвара вдруг почувствовала, что она ни одна. Ей даже показалось, что вот сейчас она выйдет на веранду, а там мама с бабушкой пьют чай, как делали они часто, когда им не спалось.

Варя обула тапочки и, распахнув дверь, от удивления застыла на месте: за круглым столом, который сейчас казался нереально большим, сидело много людей в разнообразных одеждах, будто вышедших из разных веков, среди них были и мама с бабушкой.

-Варенька, проходи, попей с нами чайку, - сказала, улыбнувшись, мама.

Девушка протёрла глаза, но видение не исчезло.

-Не бойся, это всего лишь сон, - улыбнулась мама и пододвинула стул. – Помнишь, ты всегда мечтала, чтобы мы все собирались за этим столом? Вот, видишь, сколько гостей к тебе сегодня пришло? Это всё – твоя родня.

-Какая родня? – спросила Варя.

-Это предки твоего Рода, мы все пришли помочь тебе,  - сказала мама и показала на стул. – Садись, не бойся.

Девушка медленно подошла.

-Это всё сон, - прошептала она и села за стол.

-Правильно, сон, - улыбнулась мама и протянула чашку с ароматным чаем.
-Я очень хочу, чтобы ты стала счастливой, - она снова улыбнулась. – Я всю жизнь винила твоего папу и этим разрушила свою жизнь. Мне надо было его отпустить, простить ему всё, а я…, - она тяжело вздохнула. – Вот и болезнь к себе обидами притянула….  Если бы я отпустила бы его, то моя и твоя жизнь сложились бы иначе, - она печально улыбнулась. -  Ты прости его, доченька.

-Но он забыл не только тебя, но и меня, - сказала Варенька. – Папа ни разу не поинтересовался, как я живу.

 -Не вини его, он уже своё получил. У него жизнь тоже не сложилась и мне его очень жаль, что он так и не научился  любить. А любить – это самое главное, что мы должны делать, живя на земле.

-Я люблю тебя, - прошептала Варя. – А папу я же совсем не помню, пусть живёт, как хочет, я не держу на него зла.

-Я всегда рядом, доченька, - улыбнулась мама. – Мы все рядом,   - она показала на сидевших рядом предков.  – Ты вот что, если хочешь, чтобы за этим столом собирались твои любимые и дорогие люди, тебе надо приобрести самовар. Но не новый самовар, а – старинный, ты его найдёшь в антикварной лавке, на нём будет твоя фамилия.

-И чем он мне может помочь? – удивилась Варвара.

-Он сделает тебя счастливой, - ответила мама. – Вот когда его купишь, завари чай, напеки блинов и, сев за стол, поблагодари и пригласи  своих предков. Мы все придём, а ты помолись за нас и увидишь, как твоя жизнь начнёт меняться. Мы поможем тебе, родная кровь притянется в твою жизнь, и вместе с ней ты обретёшь и любовь. Делай этот ритуал раз в неделю, пока одна, а потом с теми, кто войдёт в твою жизнь. И поверь мне, придёт время, когда за этим столом будет собираться твоя большая семья. Всегда помни о предках, и мы тебе поможем во всём. Знай, ты ни одна, мы всегда рядом.

Варя почувствовала любовь, исходящую от всех, кто находился здесь. Люди были разные, но такие родные. Слёзы радости потекли по щекам, ей захотелось обнять всех здесь присутствующих, но они… растворились

Она открыла глаза на рассвете. За окном пели соседские петухи, небо окрасилось оранжево-золотистым цветом.

Варвара сладостно потянулась. Сегодня воскресенье и можно поваляться подольше, но спать уже не хотелось. Она  немного загрустила, вспоминая сон.

-Надо же, приснится же такое, - улыбнулась она, наливая себе кофе.

Варя села за стол и поставила на него кружку. Из открытого окна слышно было пение птиц, и девушка вдруг, как во сне, почувствовала чьё-то присутствие. Она ощутила радостное спокойствие и улыбнулась солнечному лучику, дотронувшемуся до её лица.

-Самовар, - вспомнила Варвара и улыбнулась. -  Кто же сейчас в наше время самовары держит? Смешно даже…

Она давно наметила поездку на выходные в город, поэтому решила её не откладывать и с первым автобусом уже ехала по просёлочным дорогам, благо до города езды всего сорок минут.

На городских улицах стояла утренняя прохлада. Город просыпался. Многие магазины были ещё закрыты, и Варя отправилась в кафе, где она часто завтракала перед работой.

Она заказала какао и блинчики со сметаной и вновь вспомнила своё детство, отметив, что у бабушки блины получались вкуснее.

Варя часто бывала именно здесь, в этом кафе. Оно было ровно посередине между остановкой, где останавливался её автобус и работой.  И сегодня она очень удивилась, что раньше не замечала антикварной лавки, вывеска которой смотрела на неё с другой стороны дороги.

-Так что правда такие магазины в наше время существуют? – удивилась Варвара. – А вдруг там мой самовар? – она мысленно засмеялась, понимая, что сегодня ночью был лишь сон, и никакого самовара она не собиралась искать. 

Варя доела свой завтрак. Всё это время её распирало любопытство, поэтому она, не удержавшись, всё же направилась в антикварную лавку.

Магазин оказался закрытым.

-Значит не судьба, - подумала она и вдруг дверь распахнулась.

-Мы ещё не открылись, – сказал молодой человек. – Вы что-то конкретное ищите?

-Нет, просто мне стало любопытно, - улыбнулась Варя. – Я раньше никогда не бывала в таких магазинчиках.

-Мы открываемся через два часа, - ответил молодой человек. – Но я могу вас впустить и сейчас, - он улыбнулся.

Девушке стало неловко отнимать его время, но любопытство было сильнее.

-Посмотрю, что здесь нет никакого самовара, и уйду, - подумала она и растерялась, увидев на прилавке пузатого, отливающего серебром красавца.
- О, вы никогда не видели самовара? – спросил молодой человек. – Мне только вчера его принесли. Я его как раз готовлю к продаже, собираюсь почистить, поэтому пришёл пораньше, да ещё разобрать нужно кое-что…

Варвара будто не слышала его, она схватила самовар и стала крутить его, разглядывая со всех сторон. Сердце бешено колотилось, а потом будто замерло, когда она, перевернув находку, обнаружила клеймо мастера, фамилия которого была – Васильев.

Варя понимала, что её фамилия, данная отцом,  довольно распространённая, но чтоб такие совпадения?

Она на миг даже побледнела.

-Вам плохо? – засуетился молодой человек.

-Откуда он у вас? – спросила Варя.

-Принесла какая-то женщина, я её толком не запомнил. Хотела даром отдать, объясняя, что видеть этот самовар уже не может, но выкинуть жалко. Видно, что он сделан очень качественно, но особой ценности не несёт.

-Я у вас его куплю, можно? – Варвара ещё крепче прижала к себе самовар, будто боясь, что его заберут и очень обрадовалась, что молодой человек запросил смешную сумму.

-Только давайте я вас домой отвезу, а то мне кажется, что вы сами не доедете, - предложил он.

-Я живу за городом, - тихо ответила она. – Я сама доберусь, спасибо.

Она, расплатившись, как в тумане, вышла из магазина.

-Ну, уж нет, - молодой человек догнал её. – Я всё же вас довезу, моя совесть будет спокойна, если вы благополучно доберётесь домой.

-Меня зовут Юра, - представился он дорогой.

-Варя, - тихо ответила она.

Всю дорогу Варвара прижимала самовар и почти не слушала Юрия. Поняв, что  девушке никто не интересен, кроме этого пузатого предмета, молодой человек замолчал и больше не проронил ни слова. Хотя его распирало любопытство – странным было, что такая симпатичная молоденькая девушка может интересоваться в наше время никому ненужным самоваром.

-Спасибо, - сказала Варя, выходя из машины.

-Пожалуйста. В моей лавке есть ещё много чего интересного, - ответил Юра, но девушка уже закрыла за собой калитку.

Она  влетела в дом и поставила покупку на середину стола.

-Ага…, блины! – вспомнила Варвара и, найдя в интернете рецепт, напекла блинов.

Отмыв и начистив до блеска серебристое сокровище, девушка с ужасом поняла, что подключить это чудо в розетку не возможно.

-Блин…, - простонала она и плюхнулась на стул. – А всё так красиво начиналось.

Варвара тоскливо посмотрела на приобретённое, важно стоящее посреди стола, создание, но потом, взглянув на электрический чайник, улыбнулась и, накипятив в нём воды, перелила её в самовар.

Довольная сама собой, она села за стол. Варя, уплетая блины, которые, на удивление, получились вкусными, почти такими же, как у бабушки, вспоминала своих родных.

Она почувствовала теплоту на сердце и слёзы, почему-то потекли по щекам. Варя не знала слов молитвы, она своими словами помолилась за тех, кто ушёл в мир иной.

Каждое воскресенье теперь в её доме пахло блинами, вот только угощать ими было не кого, но, не смотря на это, Варваре уже не было так одиноко.

А однажды, ранним воскресным утром, в калитку настойчиво постучали. Это оказалась молодая девушка.

-Меня зовут Софья, - представилась она. – Мне сказали, что у вас мой самовар.

-Как, ваш? – удивилась Варвара. – Я его купила и мне сказали, что от него хотели избавиться.

-Это моя мама его продала, - ответила девушка. – Он ей напоминал о моём отце, который нас бросил и ушёл в другую семью. Когда умер  мой дедушка, папа принёс самовар домой. Это всё, что осталось от моего папы, - Софья умоляюще посмотрела на Варю.

-Мне кажется, что вы ищете другой самовар, на этом клеймо мастера. У нас с ним одна и та же фамилия, возможно, это мой какой-нибудь прапрадед, - сказала Варвара.

-Но это и моя фамилия, - тихо ответила Софья.

-Знаете что, пойдёмте в дом, я угощу вас блинами, и мы всё выясним, - предложила Варя и девушка согласилась.

-А он у вас тут хорошо смотрится, - сказала гостья. – У меня он пылился на антресоли.

-А  у меня он непросто так красуется на столе, - Варвара улыбнулась и налив кипятка в самовар, через кранчик разлила его по кружкам.

-Хитро придумали, - улыбнулась Софья.

За чаепитием девушки разговорились. Варя рассказала про сон, про то, как она купила это чудо, а гостья сообщила, что узнала у Юрия её адрес.

-Как хорошо, что он вас тогда подвёз, - улыбнулась Софья. – А так бы где я вас искала? И всё же, с такими же фамилиями, как у нас, много людей, но тут такие совпадения…. А как зовут вашего отца?

-Сергей, - ответила Варя, и гостья от удивления даже привстала.

-И моего папу также, - ответила Софья. – Мама говорила, что у него была до нас другая семья, может…? – девушка посмотрела на Варю. – У вас есть его фото?

Когда Варвара достала фотографии, все сомнения растворились – оказалось, что у них один отец на двоих.

-Так мы значит сёстры? – сказала Варя и прослезилась.

Софья была младше на пять лет, всё сходилось.

-Так значит у него другая семья? – спросила Варвара.

-Да, и может у нас есть ещё брат или сестра. Вот бы их найти, - улыбнулась Софья.

-Так что будем делать с самоваром? – спросила Варя.

-Пусть останется у тебя, здесь ему лучше. А я буду часто приходить на чаепития, можно? – девушка нерешительно обняла сестру.

-Конечно, можно, - улыбнулась та и прижала к себе свою, неожиданно обретённую, маленькую сестрёнку.

Софья приходила каждое воскресенье. Они вдвоём пекли блины, заваривали чай и поминали предков.

-Родная кровь притянется, - вспомнила Варя слова мамы и улыбнулась.  – Мама, я счастлива, что у меня есть сестра.

А однажды в калитку настойчиво постучали.

-Ты кого-то ждёшь? - спросила Софья.

-Да, нет, никого, - пожала плечами Варвара.

-Тогда я сама открою, можно?

Варя лишь  кивнула и, выглянув в окно, зарделась румянцем, увидев гостя.

Это был Юрий. И она поняла, что он пришёл к ней.

-Я вот тут старинный сервиз принёс, - сказал он с порога. – К вашему самовару, - Юра улыбнулся, увидев его на столе.

-А как вы его растапливаете? – спросил он.

-Мы в него кипяток наливаем, - улыбнулась Варя.

-Ох, девочки, так не пойдет, - сказал Юрий и вынес самовар во двор, где его растопил и они, уже втроём уплетали блины, запивая их самым настоящим чаем.

А потом девушки всё же нашли отца, совсем одиноким и никому не нужным. В третьем браке, который продлился тоже недолго, детей не было.
Увидев его больным и жалким, они простили его.

С каждым годом Варе с Юрой приходилось приобретать стол большего размера, потому что для многочисленных родственников уже не хватало места.

А через много лет на этой маленькой веранде, удивительным образом умещалась огромная семья: Варя с Юрой, их четверо детей, семеро внуков; сестра с мужем, тремя детьми да  внуками.  Только мамы и уже отца с ними не было.

Варвара поправила свои седые волосы и улыбнулась.

-У меня и, правда, большая семья. Мама, когда ты мне тогда сказала, что так будет, я не поверила,  - подумала она. – И что было бы, если бы я тогда не купила самовар? – она посмотрела на мужа. – Была бы я тогда счастлива?

-Спасибо Богу, - тихонько прошептала Варя. – Спасибо Роду, - она на миг увидела, как комната заполнилась предками и, улыбаясь, посмотрев на своих детей и внуков, подумала, как хорошо, что после неё есть кому печь блины.


Рецензии