Албанская символика у эфталитов

НЕКУМЫКСКИЙ МИР АЛБАНИИ КАВКАЗСКОЙ.

Албанская символика у эфталитов

Среди лезгинских культурных обществ разгорелась дискуссия насколько правомерно использование Московским Лезгинском Культурным Обществом символики албанского царя Арсвагена. Мы поддерживаем идею московских лезгин и видим такой выбор оправданным,так как символика абсолютно подлинная и имеет отношение к Дагестану и лезгинам. Причин для критики не видим. Кстати, в монг. языках "албан" кроме взимания подати, что по нашему вниманию подразумевает изначально "соль" в некоторых реликтовых словах монгольского языка сохранило своё значение "сила", напр. халха-монг. ALBATAN "силой", т.е. этот термин полностью совпадает с ав. AGH "сила", при арм. AGH "соль".

То что цари Албании могли быть связаны с парфянами или эфталитами- вполне нормальное явление. В Кавказской Албании, на наш взгляд, было в языковом плане представлен всё то же самое, что и в Дагестане (Чечне тоже) в целом. Все те же самые явления и особенности в языке.

Если мы сами, в том числе Москвовские лезгины,не будем использовать наше наследие, то его обязательно будут использовать чужие. Вакуум долго не продержится. Поэтому всё правильно и мы одобряем решение Москвовских лезгин. Они вправе сами выбирать и ничего чужого и чуждого для дагестанских а равно ширванских лезгин они не выбрали. Лезгины по любому и и так ближе всех к Кавказской Албании/Агвании.Если им ещё начать запрещать и эту тему, а что тогда им останется? Где их корни в таком случае? У других дагестанцев этой символике нет,но мы не должны исходить из того,что всё у всех должно обязательно совпадать.

Албанское дохристианское прошлое должно было быть связано с культом Луны. Поэтому и белизна и соль - хорошо укладывается в общую культурную канву как албан так и эфталитов. И вовсе не случаен рефрен типа "белый" (о термине alb-) и "белые гунны (хионы)" у части эфталитов. А красные или тёмные хионы должно было ассоциироваться с "незрелостью,сыростью", т.е. отсутствием царской власти или незнакомством должным образом с культурой. У белых гуннов как и албан имелась царская власть, а вот красные гунны скорее всего должны были быть собраны в конфедерации, а с другими имели связи через договора и соглашения. То есть приказы царей на них не распространялись если всё это не было изначально оговорено- какие приказы и что за приказы, в каких случаях они могут быть выполнены "красными гуннами". К тому же в отличии от белых гуннов китайские современники отметили наличие  на встоке Эфталитской державы (среди "красных"?) - полумонголоидный элемент.

Если пусть даже чужое или несовсем чужое проникло к нам, и это чужое отстаивало наши коллективные интересы- то честь им и хвала.

Сама лунная символика также связана с понятием "соль, вытяжка, сила, суть". Это и её цвет и эффект приливов и отливов, когда Луна подобно соли вытягивает. кроме того,здесь можно видеть и манифестацию понятия "соль земли", т.е. "отборное, лучшая, основопологающая часть"

В он-лайн Encyclopaedia Iranica в статье HEPHTHALITES сказано,что на западе эфталитской державы был заметно представлен кавказский элемент.

Покрытая золотом диадемма с полмесяцем найдена в одном из вархонитских погребений на территории нынешней Венгрии. Предпологается, её надевал каган в особо торжественных случаях. Связь этого головного убора с эфталитами признаётся как общий элемент в культуре и традициях. У эфталитов заметна и причёска монгольской (сяньбийской, парамонгольской) знати.


Рецензии