Первый Пандито Хамбо лама Бурятии

(1710—1776)

Дамба-Доржо Заяев, принёсший на бурятскую землю буддийское Учение, родился у подножья горы Отосан-хан, на берегу реки Чикой.
Гора отражалась в реке, река отражалась в сердце юноши,  и Дамба-Доржо, созерцая это двойное отражение, спрашивал себя:
– Кто я такой? Зачем пришёл на эту землю? И в сердце какого существа являюсь отражением отражения?

*
Народные предания, посвящённые Дамба-Доржо, приписывают ему мудрость не приобретённую, а изначально заложенную в нём. Так, одно предание утверждает, что едва научившись ходить, Дамба-Доржо достиг сознания семилетнего ребёнка.

*
Дамба-Доржо рос обычным бурятским мальчишкой. Но иногда обращался к родителям с просьбой, которая ставила их в тупик.
«Хочу уехать в Тибет», –  говорил он своим родителям, указывая в сторону Снежной страны. И принимался рассказывать про эту страну с такими подробностями, словно прошёл её вдоль и поперёк.
И родители понимали: в их семье родился необычный ребёнок. 

*
В 11-летнем возрасте Дамба-Доржо покинул юрту своих родителей.
Вместе с двумя своими друзьями, такими же подростками, как и он, Дамба-Доржо отправился в Тибет, желая учиться основам буддийской философии.
Достигнув Снежной страны, Дамба-Доржо около 20 лет проучился в различных её монастырях. Главные из этих монастырей – Балдан-Брэйбун и Гоман дацан.

*
В 20-летнем возрасте Дамба-Даржо получает обеты гелонга от Далай Ламы VII. А закончив курс обучения, удостаивается звания габжи. 
Учёная степень «габжа» – важная веха на пути духовного развития. Она присваивается ламам, сумевшим овладеть десятью буддийскими науками и выиграть философский диспут.

*
Пришла пора возвращаться на родину, и Далай Лама дарит Дамба-Доржо цветок лотоса, изготовленный из золота. В благопожелании, сказанном по этому поводу, говорится, что в стране, где будет храниться этот цветок, ламы прославятся своей учёностью.

*
Трое друзей, захватив с собой столько буддийских книг, сколько они способны были унести, держат путь в Бурятию.
Встречая на своём пути реки, через которые не было переправы, друзья прибегают к помощи сиддх, которыми одаряют человека тантрические практики. Друзья стелют орхимжи – ламскую накидку, превращая её в своеобразный мост, и по нему переходят на другой берег.

*
Дамба-Доржо Заяев является автором подробного описания своего путешествия в Тибет. Указанный труд был написан по просьбе императрицы Екатерины II и получил высокую оценку в кругу российских учёных.
Труд, написанный человеком, занимавшим в то время должность Хамбо ламы Восточной Сибири, явился первенцем бурятской литературы. За него Дамба-Доржо Заяев получил правительственную награду и разрешение строить на своей родине дацаны без каких-либо ограничений, по мере религиозной необходимости.


*
В 1776 году Дамба-Доржо Заяев уходит в Чистые Земли.
В небе поют степные птицы, вспыхивают радуги, освещая ему путь. Расставаясь со своими родными и близкими, Дамба-Доржо говорит о своём скором возвращении на родину.


*
Когда Далай лама XIV приезжал в Бурятию, ламы и прихожане обратились к нему с просьбой. Они хотели знать, кем был Дамба-Доржо Заяев в прошлых своих жизнях.
Сообщив, что Хамбо лама является высоким перерожденцем, Далай лама посоветовал за более точными сведениями о нём обратиться к своему оракулу.
В результате удалось узнать, что Дамба-Доржо Заяев 5 раз рождался в Индии святым и 5 раз – высоким буддийским служителем в Тибете. Среди перерождений Хамбо ламы было указано имя Дхармапы, одного из 84-х великих Махасиддхов.
Оракул также сообщил, что Дамба-Даржо Заяев дал клятву Будде Шакьямуни принести его Учение бурятскому народу.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)


Рецензии