Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 34

Глава 34. Бухарский колорит

– Знаете, Лира Павловна, а я бы даже от водочки под плов не отказался.

– Не знаю, подают ли здесь, но вообще у мусульман табу на спиртное, вы же знаете. И если мы у них в гостях, наверно, не стоит портить о себе впечатление банальной водкой. Кстати, Бухара – древний центр мусульманства, ещё с восьмого века. Арабы захватили Бухару в 709 году. Вот с тех пор там стали взводить мечети, минареты, медресе. Это ужасно давно. Бухара один из древних центров цивилизации. Если сравнивать с Русью, то дата основания Киева – 930 год. Сами видите.

– Мне трудно укладывать в голове эти столь разные даты. Может, потому что так учили в школе. Всегда казалось, что Средняя Азия – отсталая территория, где живут нищие дехкане с мотыгами и ослами и шайки головорезов с саблями и маузерами. Вот Европа – это культура и наука! Только теперь начинаю осознавать, что многое, мягко говоря, не соответствует...

– Пропаганда – великая сила! Помните, что сказал по этому поводу Геббельс?

– Да. Наверно, он хорошо разбирался в людях. Давайте лучше о Бухаре. О той Бухаре, в которой сейчас мой Светлан.

– Хорошо, опустим завоевания до монголов. Их было много, начиная с персов в шестом веке до нашей эры, Александра Македонского в 329 году до нашей эры, ну и так далее... В начале 1220 года Бухару захватил Чингисхан, который, говорят, въехал на коне в главную мечеть города. Потом Бухара отстраивалась и вновь разрушалась только в том же тринадцатом веке ещё, как минимум, трижды. Тем не менее, Марко Поло, живший в Бухаре три года, не помню точно, где-то в 1260-х годах, отзывался о Бухаре как о «городе большого величия». Незадолго до интересующего вас времени, в 1316 году Бухару вновь разорили монгольские войска. Наверно поэтому известный вам Ибн Баттута, побывавший там в 1333 году, писал, что мечети города в развалинах за редким исключением. Получается, что ваш Светлан мог наблюдать последствия разрушения города, поскольку был там (если был) после 1327 года.

– Вот бы увидеть то, что видел Светлан!

– Увы. Разоряли Бухару и после монгольского владычества неоднократно, поэтому из домонгольского осталось несколько строений, по-моему, всего четыре или пять. Но и время внесло свою долю в разрушения. Ведь строительство в Средней Азии издревле велось из самана или из сырцового кирпича – попросту, из сухой глины. Лишь очень богатые люди могли позволить себе строительство из кирпича обожжённого, потому мало что уцелело. Но из древности дошли документы. Конечно, тоже далеко не все.

– Документы?

– Бухара – древний культурный и научный центр. Вот я вам только одно расскажу. В девятом веке в Бухаре жил имам Мухаммад аль-Бухари, который среди прочего прославился тем, что всю жизнь собирал хадисы. Это изречения пророка Мухаммада, передававшиеся до того времени в устной форме. Так вот, представьте: он опросил более тысячи шейхов и других людей, помнящих изречения, и собрал в общей сложности 800 тысяч хадисов! Из них он выбрал около семи тысяч наиболее достоверных и таким образом создал первый классифицированный сборник хадисов. До сих пор этот сборник считается среди многих богословов второй книгой после Корана.

Я прочитала об этом человеке, когда корпела над диссертацией, которая казалась мне титаническим трудом. С тех пор мне стыдно называть мои научные потуги работой.

– Безусловно, труд гигантский! Прочитать, систематизировать почти миллион текстов! Невообразимо. Но это религия, а другие сведения?

– А другие сведения уникальны! Бухара – единственный город Средней Азии, чья доисламская и раннеисламская история была подробно описана. И написал её среднеазиатский историк Наршахи*1, живший в Бухаре в десятом веке! Это ли не документ?

Если уж говорить о великих бухарцах, то первый, кто мне приходит на память, это Рудаки*2. Вижу по вашей мимике, что не знаете. Он один из первых персидских поэтов, начавший сочинять стихи на новоперсидском языке. Работал в Бухаре в десятом веке.

Другой, надеюсь, вам известный – Авиценна*3 тоже не миновал Бухару.

И уж точно у вас на слуху Омар Хайям*4. Я вам тут приготовила… вот, слушайте, что он писал о бухарской библиотеке: «Я нашёл в этой библиотеке такие книги, о которых не знал и которых не видел больше никогда в жизни. Я прочитал их, и мне стало ясно место каждого учёного в своей науке. Предо мною открылись ворота в такие глубины знаний, о которых я и не догадывался». Представляете, в те времена и такое собрание познаний! А вот то, что Омар Хайям создал календарь, которым пользуются до сих пор, вам точно неизвестно!

Мне показалось, что Лира Павловна даже показала мне язык. Но, честно говоря, я этот момент упустил, потому что поглядывал на официантку, которая вот-вот должна была принести долгожданный (гораздо больше десяти минут) плов.

– Вы заработаете страбизм.

– Что?

– Косоглазие – по-научному страбизм. У вас один глаз на меня, другой на официантку.

– Лира Павловна, она просто элемент интерьера, добавляет колорит этому ресторану. Ничего личного, честное слово.

– Считайте, я вам сразу поверила.

– Я ведь вас внимательно слушаю. Эта библиотека и сейчас в Бухаре?

– Нет, к сожалению. То, что я вам зачитала, это всё, что о ней известно. Наверно, сожгли при очередном разорении великого города.

Наконец, принесли плов!

– Послушайте, а чем же есть? Нам не дали вилки.

– Не позорьте меня! Вы что, не знаете, что плов едят руками?

– Ну, это когда совсем нечем, наверное. Он же жирный и горячий! Девушка, будьте добры, принесите мне вилку.

– Ложка вас устроит?

Заметив моё возбуждение, подошёл «управляющий».

– У вас всё хорошо? Есть проблемы?

– Мой коллега не привык есть руками.

– Простите нас. Мы придерживаемся узбекских обычаев. У нас кушают руками, вот так, – он показал, как берёт воображаемый плов щепотью четырьмя пальцами. – Но нет проблем, сейчас исправим.

Я посматривал на Лиру, которая довольно искусно отправляла в рот внушительные щепоти ароматного риса с мясом и морковью. Даже хотел повторить этот приём, но тут передо мной возникла ложка, положенная тонкими пальчиками. Лира Павловна взглянула на меня и усмехнулась одними глазами.

– Вы не могли бы с нами немного посидеть? – обратилась она к стоящему у стола «управляющему». – Например, попить с нами чаю. Видите ли, мы пришли сюда именно из-за вашей родины. Мой коллега интересуется средневековой историей Бухары. Я кое-что знаю, но сама ваши места не посещала. Может быть, вы нам расскажете что-то интересное? Гостей у вас сегодня немного.

– Да, гостей мало, вечером будет много. Я с удовольствием с вами посижу. Наргиз, завари мне кок-чой. Я готов ответить на ваши вопросы.

– Расскажите о Бухаре, о древней Бухаре.

– О, Бухара – старый город. Иногда говорят, что он был всегда. Древний бухарский историк Наршахи писал, что Бухаре три тысячи лет, представляете?

– И это надёжные данные? – надо же было мне показать свою умность.

– У нас раскопки делали. Всегда думали, что Арк стоит на естественном холме. Арк – это наша крепость, очень-очень старая. Её недавно отреставрировали – очень красиво! Когда раскопки стали делать, прокопали двадцать метров вглубь, а там везде старый город. Только стены старой крепости несколько раз встречались, пока копали. Не всё выкопали, там вода стала топить. А то, что на дне нашли, оказалось две с половиной тысячи лет! Если ещё копать, точно три тысячи будет. Такой уважаемый человек Наршахи обманывать не мог!

Слушая, я с удовольствием уплетал плов и запивал кисловатым холодным айраном, действительно очень подходящим для этого. А наш бухарский собеседник продолжал.

– В Арке теперь музей. Вся крепость музей. Там и природа Узбекистана, там история. Очень интересно.

– Вы там бываете?

– Конечно! Детей вожу туда обязательно. Там старинная бухарская посуда, деньги старинные, золотые даже есть, одежда, много чего там в Арке. Нам всегда рассказывают очень интересно. Историю своего места, где живёшь, знать надо.

– Много у вас детей?

Почему женщин всегда интересуют чужие дети?

– Четыре. Старший школу заканчивает. Потому и работаем здесь, чтобы детей обеспечить.

– Четверо детей – это очень хорошо. Вы хороший отец, если обращаете внимание детей на историю. Там, в музее, наверно, и ковры?

– Нет, ковры в другом месте. Есть специальный музей бухарских ковров в очень старой мечети Магоки-Атари.

– А у вас висят тоже бухарские? – Лира Павловна показала на стены заведения.

– Да, это бухарские, конечно.

– Интересно, чем бухарские отличаются от узбекских? На мой взгляд ковёр и ковёр – мягко, пёстро, – это уже я влез в разговор со своим «личным мнением».

– Это вы просто не знаете. Если знать, сразу видно разницу. Я слышал, некоторые говорят, что в Бухаре вообще не умеют делать ковры. Но в музее сказали, что ещё при Чингисхане бухарские ковры покупали и везли во все страны.

– Я с вами согласна. У Марко Поло есть строки, что-то вроде: «Тут выделывают самые тонкие и красивые ковры на свете».

– Вот, верно! Спасибо вам! Бухарский ковёр очень мягкий, ворс блестит, сложный рисунок, цвета разные, но все красные от тёмного до светлого. Смотрите на них, видите? Как такую красоту не пожелать? В музее есть очень старые картины, на которых шахи сидят на фоне бухарских ковров. Чтобы делать ковёр, берут самую нежную шерсть от овечек с равнины, которые кушают самую мягкую и сочную травку. Потому что овечья шерсть лечит болезни. Красят ковры настоящими красками, не химией. Берут кору дуба, или ореха, или граната, или корни особой травы. Тогда только такие краски получаются.

– Да вы знаток ковроткачества!

– Да, немножко знаю. Бабушка ковры ткала сама. Такой станок у неё был большой. Год один ковёр делала! Она много рассказывала. Ай, теперь никому не интересно такое дело, жалко. Я вам ещё расскажу, какие узоры бывают – называется правильно орнамент. Вон тот ковёр слева, на нём такие рисунки: это солнце, знак солнца, а на том присмотритесь, рога архара. Такие знаки берегут от плохого глаза, от разных бед. На бухарских коврах часто делают человечков, видите? А на том ковре восьмиугольники, а вокруг них звёзды – это только бухарский рисунок, нигде такие ковры не делают. Сейчас старинные способы вспомнили, стали даже из шёлка ковры ткать, и ковры без ворса стали делать, да! Извините меня, мне идти надо – гости пришли. Работа.

– Спасибо вам большое. Так много интересного!

– В следующий раз ещё расскажу.

Мы доели и отяжелели. Столько вкусного съесть сразу! Попить бы ещё чаю, но Лире нужно было в институт. На выходе подошёл попрощаться «управляющий». Преподнёс каждому по красивому пакету.

– Это настоящая бухарская халва, чтобы вам сладко было вспоминать нашу Бухару! Приходите вечером, сможете насладиться настоящим бухарским танцем живота!

– Катта рахмат! Мы постараемся посетить ваш прекрасный ресторан именно в вечернее время.

– Лира Павловна, вы правда хотите посмотреть танец живота? – спросил я с надеждой, когда мы спускались с крыльца. – Так может, сразу определиться со временем и заказать столик?

– Ага! Чтобы вы весь вечер пялились на животы узбечек, а я в это время читала вам лекцию о караванных путях Евразии? Нет уж, теперь я сама выберу место встречи в каком-нибудь мужском клубе, где грубые мужланы пьют пиво и курят, и чтобы красивые официанты были только мужского пола.

– Лира Павловна, помилуйте, я в такое не пойду. Это же может быть только гей-клуб, не иначе!

– Ах, да, этого я не учла… Тогда лучше уж на Коврижку.



  *1 Абу; Бакр Муха;ммад ибн Джафа;р Наршахи; (899-959) – среднеазиатский историк X века, автор исторического труда «История Бухары», который является ценным источником сведений по истории и топографии Бухары и оазиса реки Заравшан
  *2 Абу; Абдулла;х Джафа;р ибн Мухаммад Рудаки; (860-941) – персидский поэт, певец, основоположник персидской литературы. Считается «отцом персидской поэзии»
  *3 Абу; Али; Хусе;йн ибн Абдулла;х ибн аль-Ха;сан ибн Али; ибн Си;на, известный на Западе как Авице;нна (980-1037) – средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом эмиров и султанов, некоторое время был визирем
  *4 Гийяс-ад-Ди;н Абу-ль-Фатх Ома;р ибн-Эбрахи;м Хайя;м Нишапури; (1048-1131) – персидский философ, математик, астроном и поэт. Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи. Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей


Рецензии