История Мценска в первой половине ХХ века 11

5.3 Литература и Мценский край
5.3.1 Мценские загадки

В 1932 г. в издательстве Академии наук вышел крупный сборник загадок, составленный Марией Александровной Рыбниковой. В нём содержится большое количество мценских загадок. Они были собраны в самом Мценске, а также в ближайших деревнях Сомово, Стрелецкая Слобода, Зароща, Подбелевец, Ядрино. Коллекция была собрана Г.Г. Анциферовым, преподавателем мценской школы II ступни, и А.Б. Дыжгальвисом.

Анатолий Павлович Дыжгальвис, литовец по национальности, был коренным жителем Мценска. Его отец служил мировым судьёй. Анатолий Павлович закончил Мценскую гимназию, в годы граждан-ской войны работал инструктором физического воспитания при воен-комате, а затем учителем физкультуры в школе №1. Закончив заочно литературный факультет Курского педагогического института, он стал преподавателем русского языка и литературы. В 1931 г. А.П. Дыжгальвис перешёл работать в педагогический техникум в г. Мценске. Он занимался преподавательской деятельностью до 1956 года.
 
Большую помощь экспедиции по сбору загадок оказали также семья рабочего Ивана Ивановича Худина (68 лет), состоявшая из жены Марьи Михайловны (52 года) и дочери Александры (17лет), и житель деревни 2-е Меркулово Андрей Волков (р. 1914 г.).

Тематика загадок охватывает природу, животных, насекомых, растения, человека, еду, одежду, дом и хозяйственные постройки, орудия труда, рукоделье, советскую действительность, болезни и смерть.
Сравнения в загадках тесно связаны с повседневностью крестьянского и городского быта:

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собаки лают,
Никак не достанут. (Луна)

***
Влезет в окно,
Растянется как сукно,
Не прогонишь
Ни перстом,
Ни шестом,
Пора придёт,
Сам уйдёт. (Солнечный луч)

***
Пришли мужики в лес без топоров
Срубили избу без углов. (Муравьи)
Загадки отталкиваются от зрительного или слухового впечат-ления человека от предмета, схватывают наиболее яркие и характерные его признаки:
У нашей бабуси
Сидит зверь у кожуси,
Возле печки греется,
Без водички моется. (Кошка)

***
Жёлтая хозяюшка
Из лесу пришла,
всех кур пересчитала
 и с собой унесла. (Лиса)

***
Под мостом-мостом
Стоит барыня с хвостом. (Крыса)

           ***
Не масло, а жёлтое,
Не мышь, а с хвостом. (Репа)
Некоторые загадки имеют комплексный характер, то есть под-разумевают в качестве отгадки несколько связанных между собой предметов:
Стоит стоянка,
На стоянке висят висяки,
Под стоянками ходит ходяка
И просит у стоянки висяку. (Яблоня, яблоки, человек).

           ***
Брат брата трёт,
Белая кровь течёт. (Жернова и мука).

           ***
Мать толста,
Дочь красна,
А сын улетел
Под небеса. (Печь, огонь, дым)

          ***
Лысый дед в небо глядит.
«Ах, погода-то хорошая», - говорит.
Пришёл Лука,
Пришёл Федот, по лысине старого хлоп!
«Ой-ой-ой, - говорит –
Не буду больше погоду хвалить». (Молотьба на току)
Отдельные предметы определяются через функции, которые они выполняют в хозяйстве:
Утром встану, -
Скачу, скачу,
В угол встану –
стою, стою. (Веник)

           ***
Туда-сюда снуёт,
Что в зубы возьмёт,
На две части разжуёт. (Пила)

***
Песку хвачу –
Зубы наточу,
Травы хвачу – зубы вытуплю. (Коса)
Некоторые загадки описывают технические изобретения:
Золотой рот
Во всю глотку орёт. (Граммофон)

***
До чего народ доходит:
Самовар по речке ходит. (Пароход)

Иногда в текстах загадок отражаются определённые историче-ские события:
Кругленькая, светленькая
В 1917 году сквозь землю провалилась,
А в 1924 году
Опять на свет появилась. (Серебряная монета)
Для загадок характерна особая, поэтичная выразительность. Городские загадки стремятся придать её тексту литературность и ритмичность.

Кто таков,
Иван Пятаков,
Сел на конь
И поехал в огонь. (Чугун, который на рогаче ставят в печь)

***
Красная девица
Под окно ходила
Ключи обронила;
Месяц увидал –
Ничего не сказал,
А солнце увидало,
На небо подняло. (Роса)



5.3.2 Иван Алексеевич Новиков

          Самым крупным писателем первой половины ХХ в. в Мценском крае был Иван Алексеевич Новиков.
Иван Алексеевич Новиков родился 1 января 1877 г. в д. Ильково Мценского уезда. Его отец, Алексей Петрович, происходил из кре-стьян, приписавшихся после отмены крепостного права к мещанам г. Мценска, а мать, Анна Васильевна, – из однодворцев. Родителями писателя через Крестьянский банк был приобретён участок земли, платежи за который растянулись на много лет. Через сказки и колыбельные песни няни Екатерины Ефимовны Иван Алексеевич с детских лет полюбил народное творчество. В семье существовала традиция совместного чтения художественной литературы долгими зимними вечерами.

По окончании Мценского городского училища, Новиков поступил в Московскую земледельческую школу, где впервые попробовал писать стихи и прозу. Там же он попытался создать пособие для крестьян «Физиология растений». Пройдя агрономическую практику в Вятской губернии, Новиков поступил в Московский сельскохозяйственный институт, который закончил в 1901 году. Во время каникул он подрабатывал частными уроками в семьях помещиков Смоленской и Тульской губерний.
Во время голода, разразившегося в 1898 – 1899 гг. студент Новиков отправился в Татарию и Бессарабию, где участвовал в устройстве столовых для бедных. В душе его укрепилась мысль о долге ка-ждого интеллигентного человека бороться за лучшую жизнь для на-рода. Эта идея была проведена в первом изданном рассказе писателя «Сон Сергея Ивановича», опубликованном в журнале «Народное бла-го».
По окончании института около трёх лет И.А. Новиков работал в агрономической лаборатории в Киеве, создав научную работу «Метод лимоннокислых вытяжек как приём определения плодородия почвы». Также он служил редактором журнала «Земледелие» и исполнял обязанности секретаря Киевского общества сельского хозяйства. Позже он исполнял сходные обязанности в Орле.

Во время первой русской революции Новиков находился на службе в Киеве. Там он принимал активное участие в общественной жизни, участвуя в демонстрациях и публикуя публицистические очерки в прессе. Его статья о почтово-телеграфной забастовке стала причиной закрытия газеты «Киевские новости». подвергся Сборник рассказов писателя «К возрождению» был приговорён к уничтожению как политически вредная книга по приговору суда. Повесть «Искания» попала под запрет цензуры. Свои впечатления от этого периода жизни И.А. Новиков отразил в романе «Между двух зорь», высоко оцененный З. Гиппиус. В нём он изображает молодёжь эпохи безвре-менья после революции 1905 г.: «Роман Новикова «Между двух зорь» преследует цель укрепить в читателях желание жить и одновременно оправдать каждого ослабевшего духом в трудную для него минуту и попытаться поддержать в преодолении этой слабости».

Писатель создал ряд поэтичных рассказов и повестей, действие которых происходит в родных местах («Калина в палисаднике», «Яблочный барин», «Неопалимая купина»). В них в ткань реальных событий явственно вплетаются нити местных легенд и фольклора, ос-нованного на христианских традициях. Р.С. Спивак и Ю.А. Кропоткина выделяют как характерную черту творчества писателя дидактичность, вытекающую из близости писателя к философии символизма: «Новиков разделял веру символистов в способность искусства прямо воздействовать не только на сознание личности и общества, но и на сам «состав» Вселенной, преображать существующую действительность в новую, «грядущую» жизнь, основанную на новых принципах, а человека – в Богочеловека».  Раннее творчество писателя высоко оценивал Борис Зайцев, считая писателя «самым лучшим человеком».

Период перед первой мировой войной Новиков, переживавший глубокий духовный кризис, как в личной жизни, так и по отношению к происходящему в стране, провёл в родных местах.

1917 г. писатель  встретил в Москве. Октябрьскую революцию он воспринял, как множество других образованных русских людей, как очищение старого мира через страдания и испытания. Реальная жизнь разочаровала его, но писатель сознательно решил остаться на родине, чтобы бороться с окружающими бедствиями и служить со-хранению культуры и её распространению. Горько переживая гибель  культурных ценностей и культурных миров старого усадебного быта, он назвал одну из своих книг, вышедшую в 1929 г. «Последние усадьбы».

И.А. Новиков и писатель Б. Зайцев были друзьями и единомышленниками. Б.Зайцев изобразил Ивана Алексеевича под именем Алексея Петровича Христофорова в повести "Голубая звезда" (1918). Ему посвящён рассказ «Душа» (1921) . В 1926 г. он последний раз выводит своего друга в рассказе «Странное путешествие», в конце которого главный герой умирает. М.В. Михайлова пишет: « Так "символически" похоронил Зайцев своего самого близкого друга, оставшегося в мятежной России, так он навеки распрощался с человеком, к которому единственному мог обратить слова о душе, который един-ственный полностью понимал его и разделял его убеждения и веру, который, как и он, в своих произведениях стремился к воссозданию православной картины мира, рисовал подстерегающие христианина искушения, падения, искания и заблуждения. "Похоронил" –  потому что понимал: тем писателем, каким прежде был Новиков, ему не суждено остаться. Он воскреснет – но в другом обличии, в другой ипостаси – как писатель страны Советов».
Н.А. Новиков, по мнению исследовательницы, тоже литературно «попрощался» со своим другом в рассказе «Возлюбленная – земля» (1922). Он был посвящён тем людям, которые не смогли пережить крушения старых ценностей и покинули свою родину. Писатель печалился об ожидающих их на чужбине одиночестве и заброшенно-сти, но не осуждал.

В 1930-е гг. И.А. Новиков посвятил своё творчество жителям деревни, отмиранию старого и нарождению нового мира. Таковы темы его книг «Красная смородина» (1928), «Живое кольцо» (1933), «Страна Лекхорн» (1933). Писатель создаёт трилогию о революции 1905 г. («Повесть о Спиридоновых», «Феодосия», «Заовражье»).
Главными произведениями его жизни стали романы «Пушкин в Михайловском» (1936) и «Пушкин на юге» (1943), которые выдвинули Новикова в первые ряды ведущих писателей в жанре исторического романа.
 
«О Пушкине написано немало талантливых художественных произведений до и после Новикова. Однако, как правило, во многих из них творческий процесс и духовную жизнь поэта нередко заслоняют внешние, бытовые детали; поэт недостаточно показан как творец, художник», - отмечает Я. Волков. Напротив, Новиков воспринимает поэта «прежде всего как натуру творческую, тончайшую и чис-тейшую». Он исключает захватывающие повороты сюжета, избегает анекдотов из жизни писателя: «Не этим, а более важным волнует он читателя – тонким анализом психологии героя, развёрнутым показом его богатейшего духовного мира».

В период Великой Отечественной войны писатель, выступая с лекциями о Пушкине, собрал 100.000 руб., которые передал на по-стройку военного самолёта. Самолёт «Александр Пушкин», управ-ляемый капитаном Юрием Гороховым,  в боях под Орлом и Мценском сбил 9 вражеских самолётов.
И. А. Новикову также принадлежат научно-популярные эссе «Пушкин и “Слово о полку Игореве”», «Человек и художник» (о
А. П. Чехове), воспоминания о встречах с В.Брюсовым, В. Короленко, А. Блоком, книги очерков «Тургенев – художник слова» (1954), «Пи-сатель и его творчество» (1956), в которых рассматривается стили-стическое искусство русских писателей.
Умер И.А. Новиков 10 января 1959 г. в Москве.

5.3.3 Мценск и мценские жители в произведениях о
Великой Отечественной войне

Мценск периода Великой отечественной войны упоминается в творчестве многих известных писателей. Очерки об освобождении Мценска в период Великой Отечественной войны написали Б.Полевой, К. Федин, И. Осипов.
22 июня 1943 г. была опубликована баллада тульского поэта
М. Аметистова «Девушка из Мценска».  Жанр военной баллады пре-дусматривает рассказ о драматическом случае, который, с одной сто-роны, призывает слушателя к состраданию, а, с другой стороны, по-буждает его к активным действиям. Баллада М. Аметистова расска-зывает об оставшейся безымянной девушке из Мценска, которая, появившись ненастной ночью, сообщает нашим войскам о располо-жении противника, а под утро умирает от ранений. Баллада оканчи-вается горячим обещанием:
И мы друг другу слово дали:
Как только с боем Мценск возьмем,
На боевой горячей стали
Ее мы прах перенесем,
На лучшей площади положим,
Цветов прольем душистый дождь,
Чтоб муравой весенних стежек
К ней приходила молодежь.
За всё, за всё с врагом расплата!
Его наш штык везде найдет.
За то, что в белом ладном платье
Она к подружкам не придет.

В ряде фронтовых и послевоенных очерков упоминает Мценск военный корреспондент и поэт Яков Хелемский. Ему принадлежит очерк о командире роты  Михаиле Фомине, простом солдате, который за боевые подвиги был произведён в офицеры и представлен к награде («Рота Фомина»). Писатель рисует образ скромного героя, который с трепетным почтением осматривает разгромленную усадьбу И.С. Тургенева в окрестностях Мценска и  с благоговением снимает шапку перед бюстом писателя. Я. Хелемский пишет, что когда он видит тургеневские места, то словно бы видит своего героя, живого и усталого, который навечно в его памяти сливается «с этими старыми деревьями, со святым клочком земли за рекой Зушей, сейчас тихой и спокойной».

Здесь же, в тургеневских местах, поэт написал стихотворение, посвящённое фронтовому товарищу Ерванду Аванесовичу Арзума-няну:
У Спасского, в тургеневском лесу,
Деревья пьют июньскую росу.
Укромная поляна. Аромат
Цветов и трав, смолы, прохлады, мира.
Но гаубицы в круглых капонирах
Под сетками зелёными стоят.
Повернутые к высотам, к большаку,
Их жерла держат под прицелом запад.
Они, как бы присев на мощных лапах,
Готовятся к тяжёлому прыжку.
В овраге перекопана земля
Землянки, щели, ровики для связи.
В укрытьях тягачи и коновязи,
И ящиков снарядных штабеля.
Здесь каждая былинка начеку.
Всё жаждет той благословенной даты,
Когда на штурм идущие солдаты
Потребуют: «Прибавьте огоньку!»

В 1966 г. вышла книга Б.А. Егорова «Повесть о тёплом ветре», рассказывающая о молодёжи в годы Великой Отечественной войны. Писатель, некогда командир батареи, в образе санинструктора Любки из Минска выводит образ жительницы Мценска Любови Семёновны Коноваловой. Любовь Семёновна мечтала стать учительницей,  окон-чила педучилище, однако война заставила её пойти на курсы медсестёр. Госпиталь, где она служила, перевели сначала в Тулу, а потом в Саратов. После Сталинградской битвы появилась возможность от-правиться в действующую армию. Она попала  312-ю артбригаду санинструктором. Девушка часто находилась в самом пекле боя, ей было страшно, но она создала себе образ весёлой и бесшабашной девчонки, развлекавшей однополчан песнями и плясками, и уверявшей, что её нельзя убить, потому что она вечная.  Любовь Семёновна прошла Украину, Венгрию и закончила боевой путь под Прагой 14 мая: «Немецкие части, оставшиеся в Карпатах, не думали сдаваться и старались перейти в американскую зону. Они тихо, в основном по ночам, без выстрелов, пробирались из окружения и по пути уничто-жали всех, кто им встретится на пути. Убивали десятками наших солдат, иногда заставая их врасплох, так как многие расслабились, думали, всё – Победа! Враги не смотрели, кто перед ними: стар или млад, девушка ли».

Вернуться домой Л.С. Коновалова смогла только в 1947 г., так как её оставили работать в лагере для немецких военнопленных. По возвращении она исполнила свою мечту и стала работать учительни-цей. Л.С. Коновалова была награждена орденом Отечественной войны 1 степени, медалями  «За боевые заслуги »,  «За Победу над Гер-манией».
В «Повести о тёплом ветре» Л.С. Коновалова изображена как отчаянно смелая и весёлая медсестра, стремящаяся не унывать, не смотря на то, что она потеряла всех близких и несчастлива в любви. Одно появление Любки рассеивает тяжёлую моральную обстановку. Она готова задушевно спеть и станцевать, чтобы поднять окружающим настроение, и особенно любит песню о тёплом ветре. Глядя на неё, бывалым бойцам стыдно жаловаться на фронтовые тяготы.



5.4 Художественное творчество


Художественное творчество жителей Мценска и Мценского района сохранилось крайне плохо. Нам известно имя лишь одного художника этого периода – Валерия Михайловича Заревича. Сначала он работал в школе №1 г. Мценска, а затем перешёл  в педагогический техникум преподавателем рисования, черчения, чистописания и труда, где работал до 1948 г. до своей смерти от туберкулёза.
В.М. Заревич на вечерах в училище талантливо музицировал на пианино, красиво пел, организовывал танцы. Стены училища были украшены выполненными им копиями картин великих художников. Писал он и собственные картины. Его работа «На пороге сельской школы» долго украшала актовый зал средней школы №1. На настоящий момент место-нахождение всех его работ неизвестно.

Долгое время в зале ожидания городского вокзала висели огромные пейзажи, изображавшие картины северной природы (скалы и море, штормовое море) высокой художественной ценности в тяжёлых золотых рамах. В  начале 2000-х гг. они бесследно исчезли.
Единственным сохранившимся видом художественного творчества жителей нашего города и  района являются вышитые рушники.
Рушники – это старинные полотняные полотенца, которые играли важную роль в хозяйстве. Помимо своего прямого назначения – вытирания рук и лица, они использовались в качестве ритуальных предметов на свадьбе и в поминальном обряде, служили памятными подарками. Вышивки на рушниках восходят к далёкому прошлому и полны символического значения. Многие из них хранятся в частных коллекциях.

Интересную смысловую пару составляют два свадебных рушника, болховский и мценский, мужской и женский, вышивальщицы которых копировали более ранние сюжеты.
На мужском рушнике изображён рисунок в виде трёх гор, на  вершинах которых изображены цветущие родовые (райские) деревья, а между ними – стилизованные изображения крепостных башен с флагами. Под  башнями расположены стилизованные изображения диких зверей. Внутри гор, символизирующих подземный мир, – опрокинутые увядшие родовые деревья. В верхнем ряду – мужчина, держащий за поводья двух коней, на спинах которых стоят другие мужчины. Позади коней стоят собаки. В нижнем ряду размещены перевёрнутые танцующие женские фигуры – берегини. По мнению ряда исследователей, на рушнике изображена сцена пограничного дозора. (Илл.18)

 Илл.18.Мужской свадебный рушник с сценой пограничного дозора. Болховский район.
 Материалы: Холст, атласные ленты, вышивка крестом, старинное мценское кружево.
Описание: По краю – розовая атласная лента, слой кружев с рисунком в виде шестилепестковых ромбовидных цветов, затем синяя атласная лента и слой кружев с рисунком в виде перевёрнутых колокольчиков.

Один из самых древних узоров в русской вышивке сохранился бла-годаря копированию на  женском свадебном рушнике, предназначенном невесте. (Илл.19) Узор имеет обережный характер. В центре мы видим стилизованную фигуру богини Макоши (Берегини) с двумя конями. Фигура богини с поднятыми руками на наших глазах словно превращается в дерево. Именно в виде дерева она станет присутствовать на более поздних узорах. Кони в древности олицетворяли два других древних божества – Рожаниц, покровительниц рода, определявших судьбу человека. Рожаниц могло быть две, а могло быть и четыре.
В нашем случае кони, скорее всего, уже потеряли смысл в качестве древнего религиозного символа. За ними осталась лишь функция обережных животных. Рожаницы присутствуют в виде четырёх женских фигур.

Илл.19.Женский свадебный рушник. д. Подбелевец. Мценский район.
Холст, вышивка крестом, кружево.
Выполнила Мария Георгиевна Гончарова (д. Подбелевец Мценского района). 1930-е  - на-чало 1940-х гг. Частное собрание.

Сложную смысловую структуру несёт свадебный рушник с ярусным рисунком. В верхней части вышивки изображены заросли клёна. В верхнем ярусе второй части вышивки, который обозначает Небо, изображены четыре стилизованные распластанные женские фигуры в позах рожающих женщин – это богини Рожаницы. По крайней мере две фигуры соединены с перевёрнутыми фигурками, напоминающими оленей, которые изображены в следующем ярусе наряду с танцующими растительными фигурами, напоминающими женщин. На территории нашей страны известны древние петроглифы, изображающие фигурки рожающих женщин, между ног которых помещены фигурки маленьких оленей. Для вышивальщицы, копирующей древний узор, связь оленьцов и распластанных женских фигур не очевидна, поэтому лишь две из них остаются связанными между собой. Что касается танцующих фигур, то исследователи фольклора определяют их как низших божеств – берегинь. В третьем ярусе находятся восьмилепестковые цветы, словно перечёркнутые крест-накрест. Эти фигуры олицетворяют движение небесного светила – солнца или луны. Ниже мы видим пары птиц, охраняющих родовые деревья. Вазон, уходящий в землю, означает предков. По направлению веток и их количеству раньше можно было узнать всё о родне жениха и невесты.

Илл.20. Женский свадебный рушник. Мценский район.
Холст, вышивка крестом, кружево.
 Выполнила Кирикова Прасковья Дмитриевна. 1930-е  - начало 1940-х гг. Частное собрание.


Однако для вышивальщицы этого узора картинка уже утратила свой смысл, поэтому она больше заботилась о сохранении симметрии. Самый нижний ярус  –  это подземный мир. Что же мастерица поместила в него? Мы видим извивающиеся травы, которые ждут своего часа, чтобы ожить и выйти на поверхность. Копируя и компонуя древние узоры, вышивальщица воссоздала, хоть и не вполне осознанно, образ языческого представления об устройстве мира.  Рисунок кружев в верхнем ярусе: стилизованные звёзды, в нижнем – ромбы.  (Илл.20)
В верхнем ярусе ещё одного свадебного рушника между двумя пи-рующими парами заключено родовое дерево. Ниже находятся пары це-лующихся голубей, над головами которых вышиты венцы, означающие божье благословление. Они символизируют молодых. Во втором ярусе изображён ряд васильков – хлебосольный символ, ниже идут крупные стилизованные розетки, словно перечёркнутые элементами узора крест-накрест. Они означают движение Солнца, смену дня и ночи. Ниже расположена волнистая линия – знак воды. (Илл.21)


Илл.21. Свадебный рушник с изображение пирующей пары.
Лён, красные и черные нитки, кружево.
Выполнен Кириковой Прасковьей Дмитриевной. Мценск. До конца 1930-х гг. Частное собрание.


Вышивальщицы любили изображать  гигантский цветок, растущий в вазоне. Это дерево жизни, или так называемое райское дерево. (Илл.22)
На одном из рушников верхний ярус вышивки представляет два родовых дерева. Нижние ветки, склоненные к земле – это умершие род-ственники, поднятые вверх ветки – живые. Во втором ярусе изображены розы – символ красоты и любви. Сверху и снизу вышиты обереговые знаки – берегини. (Илл.23)
На некоторых вариантах изображения родового дерева в ветвях его поют птицы, а подножие охраняют маленькие собачки. (Илл.24) Райское дерево чаще всего присутствовало на свадебных рушниках. В этом случае над ним вышивались  свадебные венцы.

В одном из вариантов данного сюжета верхний ярус рисунка пред-ставляет собой стилизованные танцующие женские фигуры – берегинь. В среднем ярусе в центре  мы видим  цветущее родовое дерево, на ветвях которого поют обращённые друг к другу птицы. У подножия дерева в двух сторон сидят ещё две птицы с поднятыми головами.
В нижнем ярусе, среди цветов, изображены обращённые друг к другу пары голубей. Вышивка содержит пожелание молодым прожить всю жизнь в согласии и продолжить род. (Илл.25).

Илл.22. Рушник с изображением дерева жизни.
Холст, вышивка крестом красными и серыми нитками, кружево.
Выполнила Бирюкова Елена Андреевна. Мценск. Частное собрание.
Илл.23. Свадебный рушник с изображением двух родовых деревьев в верхнем ярусе и вью-щихся роз в нижнем ярусе.
Холст, нитки малинового и чёрного цвета, цве-та,
Мценский район. Частное собрание.

Илл.24.Рушник с изображением дерева жизни.
Холст, вышивка крестом красными и чёрными нитками.
Выполнила Гончарова Мария Георгиевна.
Д. Подбелевец, Мценский район. Конец 1930-1940-е гг.  Частное собрание Илл.25. Свадебный рушник с цветами и
птицами, поющими на ветвях родового дерева.
Лён, красные, серые и чёрные  нитки.
Мценск. 1920-1930-е гг. Частное собрание

На обережных рушниках изображались петухи, чей крик прогоняет злые силы. (Илл.26)
Илл.26. Рушник с изображением вьющихся роз и петухов
Холст, красные, жёлтые, розовые, серые и черные нитки.
Выполнен Кириковой Прасковьей Дмитриев-ной. Мценск. До конца 1930-х гг. Частное собрание.
Илл.27. Рушник с изображением кустов клубники.
 Холст, красные, зелёные, синие, малино-вые, сиреневые, розовые нитки, тюль, кру-жево, атлас.
Выполнен Макаровой Надеждой Андреевной (р.1925).  До 1950 г.

На одном из таких рушников в верхнем ярусе изображены вьющиеся розы – символ любви и красоты. В первом ярусе кружев – изображения небесных тел, символизирующих смену дня и ночи. Во втором ярусе вышиты три петуха, а между ними – два родовых дерева. Сверху – инициалы владельца  – ДКП. Петухи идут по земле, изо-бражённой в виде чёрной дорожки, под ней – спящие в земле растения. Понизу идёт зубчатое кружево с ромбообразным рисунком.
Популярными оставались растительные узоры: розы, лилии ви-ноградные грозди, лилии, вишни, связанные с символикой девичьей чистоты и любви. Всё чаще старинные символы становились просто узорами. Среди сюжетов для вышивания появились клубника, клено-вые листья, бабочки. (Илл.27)

Заключение

История Мценска и Мценского района Орловской области в первой половине ХХ века развивалась в исключительно трудных и неблагоприятных условиях. К началу века Мценский край представлял собой сельскохозяйственную местность, большинство населения которого составляли малоземельные крестьяне, искавшие выход из создавшейся ситуации в отхожих промыслах. Мценск как городской центр потерял своё торговое значение из-за строительства сети же-\лезных дорог. Тяжёлое положение населения стало лавинообразно ухудшаться в связи с событиями Первой мировой войны, а затем в связи с событиями 1917 года. Жители приняли советскую власть мирно, скорее, в результате понимания, что нужно иметь какую-то власть, чем в результате уяснения разницы между позициями различ-ных политических сил.
В период Гражданской войны, начавшееся было недовольство советской властью, быстро сменилось её поддержкой, как только воз-никла опасность приближения белых и развертывания военных дей-ствий на территории Мценского края.

К началу 1920-х гг. Мценск и Мценский район представляли собой территории, истощённые испытаниями предыдущих лет. Их население, существенно сократившееся, представляло собой, в ос-новном, бедную полуобразованную массу. Государство, перед кото-рым стояла задача накормить страну и восстановить её хозяйство, по-стоянно подрывало сбором налогов и без того низкий уровень благо-состояния жителей. Это был период хозяйственного и демографиче-ского упадка данных территорий.
Некоторый рост благосостояния наметился в 1930-е гг., однако Мценск и Мценский район сохранили свою сельскохозяйственную направленность развития. Появились крупные колхозы, машинно-тракторные станции, были построены новые перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию предприятия. Произошли улучше-ния в области образования и здравоохранения.  Новый удар по разви-тию описываемой территории нанесли репрессии 1937 г., а затем практически все достигнутые результаты были уничтожены в ходе событий Великой Отечественной войны.

В период Великой Отечественной войны Мценск и Мценский район стали ареной ожесточенных и героических боёв, а затем пережили тяжёлый период вражеской оккупации. В результате этих событий погибла не только значительная часть населения, но и многочисленные материальные и культурные ценности.

В первой половине ХХ века происходил процесс медленного распада многопоколенной патриархальной семьи. Советская власть открыла рабочее-крестьянской молодёжи дорогу к образованию, чем существенно расширила её жизненные возможности. Введение новых ценностей шло параллельно с уничтожением старых, которые рас-сматривались как отжившие и не вписывающиеся в новый быт. Вследствие замедленного развития в Мценском районе сохранялось традиционное крестьянское мировоззрение, смешанное с современными знаниями и идеологическими установками.

Несмотря на то, что значительная часть культурных ценностей погибла, Мценский край в первой половине ХХ в. обогатил российскую культуру обширным собранием народных загадок и оригинальными образцами вышивки. Он стал родиной крупного советского пи-сателя И.А. Новикова, а его природа и  жители неоднократно вдох-новляли  авторов, создававших произведения о Великой Отечественной войне.


Рецензии