Вечный афоризм?

   О начальнике ,как о покойнике: или хорошо, или ничего!
 Этот афоризм я придумал много лет назад после одного очень для меня поучительного и неприятного события.  В школе, в которой я только начинал работать в качестве учителя математики, объявили о проведении открытого партийного собрания, на котором обязаны были присутствовать все учителя.
Повестка собрания была спущена сверху и обязывала нас осудить, по возможности единогласно произведение А.И. Солженицына «Архипелаг Гулаг». Роман был напечатан за рубежом, автор за него получил Нобелевскую премию по литературе. Однако в то время его содержание не устраивало наше руководство, его прочтение приравнивалось почти к госизмене, так что осудить его было велено на всех уровнях, особенно в таких идеологических учреждениях, как средние школы.
 Объявив повестку собрания, наш учитель истории, секретарь парт ячейки, зачитала передовицу «Правды», где как раз предлагалось осудить роман и его автора. Но перед голосованием она опрометчиво спросила: «Есть ли у Вас вопросы?» Я встал и спросил: « Как можно осуждать то, что не читал?»
  Вот тут и произошло то, что привело меня тогда к написанию афоризма. С нашим секретарем случилась истерика. Она побагровела так, что я подумал, что ее хватит удар, потом она долго кричала, что не нашего ума дела, что он там написал, но если ЦК КПСС велел всем нам это произведение осудить, значит надо осудить, а не рассуждать. А со мной тоже пора разобраться и решить, можно ли меня вообще к детям допускать, хоть я их только математике учу. Так как я был беспартийным, скандал закончился ничем, но я для себя сделал вывод, что  в тоталитарном обществе правым может быть только власть в лице любого начальника, каким бы дураком он не был. Изменить это обстоятельство  пока нельзя, а связываться с ними себе дороже.
 Так тогда, да фактически и всегда, в нашей стране рассуждало большинство людей. В конце 80-х, 90-е годы и в начале 21 века мне показалось, что в стране нарождается демократия и мой афоризм становится неактуален. Увы, мне только показалось. Последнее десятилетие жизни людей у нас доказывает прямо противоположное. Что ж посмотрим, чем все это закончится


Рецензии