Жизнь Сэмюэла Рутерфорда
Анонимное предисловие к изданию трактата Lex Rex 1844 года
Наиболее выдающиеся черты общественной жизни человека обычно характеризуются духом времени, в котором он жил. Если период был мирным и не нарушаемым партийными разногласиями и спорами противоборствующих фракций, то все течет гладко и спокойно; умы людей отдыхают, не тревожатся и не возбуждаются общественными раздорами и ссорами; есть возможность для развития полезных ремесел; вкус проявляется в погоне за наукой и литературой, а усовершенствования и открытия во всех областях науки и искусства быстро продвигаются вперед.. Такого положения вещей люди цивилизованных наций, собственно, и желают. Тем не менее период, подобный нынешнему, когда был «мир на земле», оглядываемый
из грядущей эпохи или прочитываемый как глава истории, кажется пресным и однообразным. Нет ничего, что могло бы привлечь внимание или пробудить чувства, когда единственное, что у нас есть о человеке, это то, что он жил, умер и был похоронен. Но иначе обстоит дело, когда времена были ареной анархии, гражданской войны или гонений. Тогда спокойствие и покой общины нарушается; люди возбуждаются волнующими дух событиями, происходящими вокруг них; каждый должен принять свою сторону; именно тогда их характеры раскрываются и проявляются в истинном свете. слабые, робкие и нерешительные остаются позади, в то время как
мужественные и смелые люди смело выходят вперед.
В истории человечества во все века существовали два великих противоборствующих принципа - борьба заблуждения с истиной и борьба истины с заблуждением. С одной стороны - заблуждение, с жестокостью угнетения делающее все, что может сделать преследование, в стремлении истребить добродетель из нравственного мира; а с другой- истина, с благородным мужеством и возвышенной твердостью сохраняющая чистоту своих принципов от невежества и гонений. Более 4000 лет она боролась с суевериями, идолопоклонством и фанатизмом, и с помощью морального оружия она подтвердила справедливость своих принципов, на которые ее врагам было легче ответить мечом, чем аргументами. Во все времена заблуждения имели большинство, ибо у истины было мало последователей; но, в конце концов, она торжествовала даже на костре или на эшафоте. И все же хворост будет гореть еще более яростным пламенем, а гильотина будет более глубоко окрашена кровью мученика, чем когда-либо , прежде чем мир согласится с истинностью ее доктрин.
Оглядываясь назад и анализируя гражданскую и религиозную историю нашей собственной страны, мы наблюдаем могучую борьбу между папством и реформатской доктриной, мы видим страшный конфликт между добром и злом, и мы видим истину, что с гигантским усилием разорвала оковы, которые так долго держали людей в умственном рабстве и невежестве. Опять же, мы наблюдаем борьбу между пресвитерией и епископатом на протяжении большей части второй половины XVII века; одна партия, побуждаемая духом оппозиции и фанатизма, попирала религиозные права и привилегии людей и делала все, что в их силах, чтобы снова поставить их под железное господство Римской церкви; другая, с великим нравственным мужеством и твердостью, смело выступает вперед, вопреки преследованиям, тирании и
угнетению, за дело и продвижение истинной религии; и начиная с мученической смерти Гамильтона, первого шотландского мученика, многие благородные души были принесены в жертву и освобождены за правое дело и у святилища Истины; -
Однако немногие помнят их. Они жили неизвестными
Пока гонения не прославили их до небес.
Сэмюэл Рутерфорд родился в приходе Нисбет, в Роксбургшире, в 1600 году. О том, какую сферу жизни занимали его родители, у нас нет возможности рассказать точно. Г-н Рид упоминает, что он «родился от респектабельных родителей» , а Вудроу утверждает, что он произошел от «низкого происхождения, но честных родителей». Однако вероятно, что его отец занимался земледелием; во всяком случае, он должен был занимать приличное положение в обществе, иначе он не мог бы дать сыну такое превосходное образование.
В юности Сэмюэл обнаружил не по годам развитый талант, что родители предназначили его для служения. В 1617 году он был отправлен в Эдинбург и поступил в университет, где, по-видимому, преуспел в исследованиях, которыми занимался, поскольку через четыре года он получил степень магистра искусств; а в 1623 году, после жесткой борьбы с тремя конкурентами, он был избран одним из регентов колледжа. Таланты, которые он проявил в этот ранний период, были справедливо оценены его современниками. Нам говорят, что «все регенты, исходя из их особого знания мистера Сэмюэля Реутерфорда, ибо он продемонстрировал им [судьям] свои выдающиеся способности ума и добродетельные наклонности, так что судьи, будучи удовлетворенными, объявили его преемником профессора гуманитарных наук». По окончании учебы он посвятил себя изучению богословия под руководством г-на Эндрю Рэмзи.
Церковь Шотландии в этот период почти полностью находилась под
юрисдикцией епископов. Установление епископата происходило постепенно, начиная с восшествие на английский престол Якова , который употреби всю свою помощь и власть для достижения этой цели.Те, кто не принял церковное правительство, которое было им навязано, были жестоко подавлены. Многие были заключены в тюрьму, а их имущество конфисковано; другие были изгнаны с родной земли; и многих поволокли на эшафот или костер. После смерти короля Якова в 1625 году трон унаследовал его сын Карл, и люди надеялись, что теперь их жалобы будут услышаны, а их обиды управлены; но они были разочарованы. «Безумие отца, - говорит Стивенсон, - заложило основу для несчастий его преемника, и сын в точности пошел по стопам отца» . Свои понятия о Церкви он внушил сыну , и был, к несчастью, слишком успешным; ибо, получив власть, Карлн в самой нетерпимой степени проводил в жизнь те же самые принципы , которые были причиной стольких бед и беспорядков в странеи навлек на себя те несчастья, которые сделали его правление столь убогим, а его конец столь трагическем.
В 1627 году Рутерфорд получил лицензию проповедника Евангелия и благодаря влиянию Джона Гордона из Кенмура (впоследствии виконта Кенмура) был назначен в церковь прихода Анвот в Кирккадбрайте. Есть достаточные основания, чтобы показать, что он не был введен в должность епископским рукоположением. Будучи прочно привязанным к пресвитерианской форме правления с юности он проявлял большую неприязнь к прелатству и никогда не мог склониться к тому, чтобы опуститься до авторитета епископов, уклониться от которого в то время было очень трудно. Стивенсон говорит нам, что «до начала 1628 года несколько влиятельных проповедников были допущены к служению без соответствия, и мы полагаем, что в это число можно включить мистера Рутерфорда, потому что он был рукоположен до того, как двери стали закрываться перед честными проповедниками». В том же духе можно было бы процитировать и другие авторитеты. Здесь он выполнял обязанности своего священного призвания с большим усердием; и, без сомнения, с успехом. Он привык подниматься очень рано, в три часа утра, и все свое время посвящал
духовным нуждам своей паствы и своим личным религиозным обязанностям. Его
труды не ограничивались собственными прихожанами, к нему прибегали многие из окрестных приходов. «Он был, - говорит Ливингстон, - великим укрепителем всех христиан в этой стране, который был плодом служения мистера Джона Уэлша во время его пребывания в Кирккадбрайте».
В 1630 году Рутерфорд перенес тяжелое горе из-за смерти своей жены после мучительной и продолжительной болезни тринадцати месяцев, едва ли через пять лет после их свадьбы. Ее смерть, кажется, была источником огромного горя для него, поскольку он часто отмечает ее в своих письмах с большим чувством, спустя много времени после его болезненной утраты. Вдобавок к этим страданиям он сам страдал от лихорадки, которая длилась более трех месяцев, из-за которой он был настолько ослаблен, что долго не мог выполнять свои священные обязанности. Джон Гордон, виконт Кенмур, который долгое время был другом и покровителем Резерфорда, к которому он питал величайшее уважение и почтение, в августе 1634 года заболел болезнью, которая стала причиной его смерти в сентябре следующего года, к глубокому огорчению Рутерфорда, который был с ним в его последние минуты. Кенмур был дворянином любезным и благочестивого нрава; и, как можно предположить, испытывал большое удовольствие от общения с Резерфордом. Леди Кенмур Рутерфорд написал многие из своих знаменитых «Писем».
Примерно в это же время доктрины Арминия начали распространяться
среди епископалов в вызывающих тревогу масштабах. Его принципы разделял Лод,
архиепископ Кентерберийский, а также многие шотландские прелаты во главе с Максвеллом, епископом Россским, поскольку только те, кто придерживался тех же принципов, имели шанс на повышение в Церкви. Рутерфорд с большим беспокойством следил за распространением этих опасных доктрин и делал все, что было в его силах, чтобы опровергнуть их и противостоять им. В 1636 г.появился его ученый трактат, озаглавленный «Апологетические упражнения; pro
Divina Gratia», посвященный виконту Кенмура, но опубликованный только через полтора года после его смерти. Эта работа сильно оскорбила правительство: в результате он был вызван в
суд Верховной комиссии, который был учрежден Томасом Сидсерфом, епископом Галлоуэя, человеком арминианских принципов, и собрался в Уигтоне в июне 1636 г.. и там бунтарь был лишен должности. Сидсерф, впитавший в себя закоренелую ненависть к нему, не удовлетворился этим, но снова вызвал его в суд Верховной комиссии в Эдинбурге, который заседал в следующем июле, и там Рутерфорд был обвинен «в несоответствие, за проповедь против Пертских статей и за написание книги под названием Exercitationes Apohgitic; pro Divina Gratia, что, как они
утверждали, отразилось на шотландской церкви; но правда заключалась в том, что
аргументы в этой книге перерезали сухожилия арминианству и задели епископское духовенство за живое, и поэтому епископ Людсерф не мог больше его терпеть».но, будучи твердым в своей невиновности, Рутерфорд оттолкнул их всех Лорд Лорн (брат леди Кенмур) и многие другие пытались подружиться с ним, но злоба Сидсерфа была такова, что он поклялся, если они не согласиться с его желанием, оннапишет королю. После трехдневного судебного разбирательства над Рутерфордом был вынесен приговор: он должен быть лишен пастырского служения и отстранен от проповеди в любой части Шотландии под страхом того, что после 20 августа 1636 г. он был заключен в тюрьму в Абердине "на столько, сколько будет угодно королю". Этому приговору он подчинился, но каким бы суровым и несправедливым он ни был, это не обескуражило его, ибо в одном из своих писем он говорит: «Я иду во дворец моего короля в Абердине; ни язык, ни перо, ни ум не могут выразить моей радости » ."
Во время заключения в Абердине он написал многие из своих знаменитых «Писем», которые пользовались такой популярностью. Действительно, мало библиотек в Шотландии, в которых они не находят себе места среди скудной, но избранной коллекции. Епископия и арминианство в то время владели единоличной властью в Абердине, и ученые доктора не без благосклонности отнеслись к приезду Рутерфорда. Все они усвоили принципы своего высокопоставленного покровителя Лода и проявили большую враждебность к Пресвитерианству, что и было основной причиной его отправки в этот город. Поначалу он встретил холодный прием, и его противники делали все возможное, чтобы воздействовать на умы людей против него. Он сам говорит , что «люди считали его странным человеком, и дело его
нехорошо». Однако его невиновность и истинность его дела стали, наконец, широко известны, и его популярность росла с каждым днем, что так встревожило докторов, что они желали, чтобы его изгнали из королевства. Они вступили с ним в несколько споров, но он, похоже, показал себя достойным противником. «Меня здесь беспокоят, - говорит он, - споры великих докторов (особенно с доктором Бэрроном, о церемониальных и арминианских спорах - ибо все здесь испорчены), но, слава Богу, не в ущерб истине. и не им дискредитировать мое исповедание».
Примерно в это же время в Шотландии царили большие волнения. Король Карл давно хотел ввести Служебную книгу и каноны англиканской церкви в богослужение пресвитериан.Шотландии. Соответственно, в апреле 1636 года он, применив непродуманную политику, начал приготовления к ее выполнению и отдал приказ архиепископу Ллду, епископам Джаксону и Рену составить литургию для особого использования Шотландской церковью. Соответственно вскоре был создан устав, который был почти аналогичен тому, который использовался в англиканской церкви, за исключением нескольких изменений; и везде, где это происходило, ход литургии был почти полностью взят из римского Миссала. В 1637 г. была выпущена прокламация, предписывавшая людям строго соблюдать эту новую форму поклонения, и, соответственно, был назначен день для ее введения в Эдинбурге, за которым, как предполагалось, последует соблюдение по всей стране. Чувства народа, как можно предположить, были возбуждены до предела; люди смело выступили против такого тиранического посягательства на их религиозную свободу и проявили такой твердый и решительный дух сопротивления, что Карл вскоре начал
видеть, когда было уже слишком поздно, что он слишком туго натянул поводья. Многие не соглашались ни на что, кроме совершенно свободной и ничем не ограниченной пресвитерианской формы богослужения, и последовала цепь событий, которые привели к обновлению Национального завета и отмене епископата.
Во время этих беспорядков Рутерфорд смог покинуть место своего
заточения в Абердине и вернулся к своим прихожанам в Анвот.около февраля 1638 г., после более чем 18-месячного отсутствия. Однако они недолго наслаждались его служением, так как в том же году он активно участвовал в продвижении великой работы реформации в Глазго. Резерфорд был назначен одним из представителей пресвитерии Киркадбрайта на знаменитой Генеральной Ассамблее 1638 года, которая была созвана в Глазго 21 ноября. Его призвали дать отчет об обвинениях, выдвинутых против него Верховным судом.
После обсуждения в его пользу был вынесен приговор, и он вместе с некоторыми другими, находившимися в таких же обстоятельствах, был признан члены Ассамблеи. Вскоре после этого в комиссию Ассамблеи было подано ходатайство о переводе его в Глазго, а еще одно - в Сент-Эндрюсский университет, чтобы он мог быть избран там профессором богословия в Новом колледже. Комиссия назначила его на должность профессора в Сент-Эндрюсе, поскольку его знания и таланты полностью соответствовали его требованиям для этой важной должности. Однако он проявил большое нежелание покидать Анвот и сослался в петиции на свою «телесную слабость и умственную неспособность». Было подано несколько других петиций
от графства Галлоуэй против его отъезда из Анвота, но безрезультатно; Суд поддержал его назначение. В октябре 1639 г.перевезен на место своих будущих трудов и назначен коллегой г-на Роберта Блэра, одного из министров Сент-Эндрюса.
Рутерфорд был назначен одним из уполномоченных на Генеральную ассамблею богословов, состоявшуюся в Вестминстере в 1643 году. Его коллегами были Александр Хендерсон, Роберт Бейли, Джордж Гиллеспи и Роберт Дуглас, как служители и граф Кассилис, лорд Мейтленд (впоследствии герцог из Лодердейла) и сэр Арчибальд Джонстон из Уорристона как старейшины. Он принимал видное участие во всех дискуссиях на этом знаменитом соборе и опубликовал несколько работ полемического и практического характера.
Примерно в это же время он написал свою знаменитую работу под названием Lex Rex в ответ на к трактату Джона Максвелла, отлученного от церкви епископа Росса, озаглавленного «Sacro-Sancta Regum Majestas, или священная и королевская прерогатива христианских королей, где суверенитет, согласно Священному Писанию, является почтенной древностью и утверждается здравым смыслом» (Oxford, 1644). В этой работе делается попытка доказать, что королевская прерогатива власти исходит только от Бога; и требует абсолютного и пассивного
подчинения подданных воле суверена. Аргументы в Lex Rex полностью опровергают все дикие и абсурдные представления, содержащиеся в работах Максвелла, хотя некоторые из них в наше время можно было бы счесть довольно демократичными. Автор демонстрирует глубокое знание классиков и сочинений древних отцов и схоластов. Работа произвела большой фурор своим появлением. Епископ Гатри упоминает, что каждый член собрания «держал в руках книгу, недавно изданную мистером Сэмюэлем Рутерфордом, которая была настолько боготворима, что в то время как трактат Бьюкенена (de jure Regni apud Scotos) рассматривался как оракул, когда появился, им пренебрегли как недостаточно антимонархическим, и Лекс Рекс Рутерфорда единственно считал подлинным».
Рутерфорд, который из-за плохого здоровья очень хотел вернуться в Шотландию, подал в Ассамблею прошение о разрешении на выезд; но оно не было предоставлено, пока их дела не были закончены, так как его услуги были очень ценны для них; и только в 1647 году ему разрешили снова посетить свою родину. По возвращении в Шотландию он возобновил свою работу в Сент-Эндрюсе и в декабре того же года был назначен директором Нового колледжа в комнате доктора Хоуи, который ушел в отставку по старости. В 1651 году он был избран ректором университета и теперь занимал самые высокие посты, до которых может подняться священнослужитель шотландской Церкви. Слава Рутерфорда как ученого и богослова теперь распространилась как на родине, так и за границей. В Собрании 1649 г. было внесено предложение, чтобы он был переведен в Эдинбург в качестве профессора богословия в университете; и примерно в то же время он получил специальное приглашение занять кафедру богословия и иврита в Хардервикском университете; а также еще одно из Утрехтского университета, от которых он почтительно отказался. Он слишком заботился об интересах Шотландской Церкви, чтобы покинуть королевство, учитывая критическое положение, в котором оно находилось в то время.
В период после смерти Карла I до реставрации Рутерфорд принимал активное участие в борьбе Церкви за отстаивание своих прав. Тем временем Кромвель узурпировал престол и независимые господствовали в Англии. После смерти Кромвеля в 1658 году были приняты меры по восстановлению Карла II на троне. Шотландский парламент собрался в 1651 году, когда
был отозван национальный завет, пресвитерианство упразднено и все декреты парламента с 1638 года, санкционировавшие пресвитерианскую систему, были отменены. Таким образом, у народа были отняты права, его свободы были попраны, и весь последующий период, вплоть до
мученической смерти Ренвика в 1688 году, был сценой нетерпимых преследований и
кровопролития. Резерфорд, как можно предположить, не избежал преследований
при таком положении вещей. Его работа «Лекс, Рекс» была признана правительством как «выступающее против монархии и закладывающая почву для восстания»; и ее приказали сжечь палачу в Эдинбурге. С таким же отношением с книлой обращались в Сент-Эндрюсе, а также в Лондоне; и было издано прокламация, что каждый человек, владеющий копией, но не доставивший ее королевскому поверенному, должен рассматриваться как враг правительства. Сам Рутерфорд был лишен своих должностей как в университете, так и в церкви, а его стипендия была конфискована; ему было приказано запереться в собственном доме, и его вызвали предстать перед парламентом в Эдинбурге, чтобы ответить на обвинение в государственной измене. Нетрудно представить, какова была бы его судьба, если бы он остался жив, чтобы подчиниться приказу; но до того, как пришло время, он был вызван в гораздо более высокий, чем земной, суд. Не имея крепкого телосложения и обладая деятельным умом, он , очевидно, переутомился, принимая участие в борьбе и спорах того времени. Хотя он и не был стариком, его здоровье постепенно ухудшалось в течение нескольких лет. На свою приближающуюся кончину он смотрел с христианским спокойствием и стойкостью. За несколько недель до своей смерти он убедительно свидетельствовал о своей вере и надежде на Евангелие свидетельством, которое оставил после себя*. На смертном одре его подбадривали утешения несколько друзей-христиан. В 1661 году, на 61-мгоду жизни, он испустил последний вздох в полной уверенности и надежде на вечную жизнь. Его последними словами были: «Слава, слава обитает в земле Эммануила».
28 апреля 1842 г. в его память был заложен фундамент колоссального монумента, названного «Памятник Рутерфорду»; он воздвигнут на ферме Борланд, в приходе Анвот, примерно в полумиле от того места, где он проповедовал. Памятник из гранита; высота от поверхности до вершины 60 футов; площадь пьедестала, семь футов, с тремя рядами ступеней. О характере Рутерфорда, о его талантах и благочестии здесь говорить нечего . Все, кто знаком с его сочинениями, будут в недоумении, стоит ли больше восхищаться его ученостью и глубиной рассуждений или его христианскими дарами. Мы следующий список его произведений, который прилагается к мемуарам* талантливого джентльмена этого города; работа, составленная с большим исследованием и проницательностью, и которая с избытком вознаградит за прочтение всех, кто испытывает интерес к памяти о человеке, столь выдающемся своей ученостью, честностью и благочестием, каким был Сэмюэл Рутерфорд.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №222072101118