Русь Малая

…Ни о чём не прошу и ничем не клянусь –
только сердцем молитву я делаю:
«Я люблю тебя, Родина – милая Русь –
Русь Великая, Малая, Белая!»

Украина!
Вечная наша боль и вечная наша любовь! Не одну землю, разумеется, кроме, навеки родной, Мценской, я не люблю так искренне, как Украину.
И эта любовь живёт как-то независимо от меня, как-то внутри меня.
Откуда это?
Может быть, это какая-то генетическая память? Самое интересное, что эта любовь взаимна!
Современные украинцы принимают меня, как родного – на Украине я не чувствую себя чужим, мне даже интересно слышать этот современный, искусственно – насаждаемый украинский язык. Если сам человек говорит на нём не очень быстро, то язык этот совершенно понятен.
Меня принимают, как родного, не только родственники или знакомые мне украинцы, но люди совершенно посторонние.
Когда-то, когда я окончил школу, мои родители купили для меня туристическую путёвку – надо было проплыть на лодках из Владимира в Ковров. Состав группы подобрался исключительно молодёжный, кроме одной пары с Украины – из Винницкой или Житомирской области – им было уже за 40 лет.
Так вот, несмотря на мою тогдашнюю белобрысость, эта пара называла меня с искренней любовью: «Сыночка», - утверждая, что я очень похож на их сына.
Или другой пример, уже из нашего времени.
Будучи в Киеве, на месте Десятинной церкви, я залюбовался сидящим там человеком, который был одет по-украински, играл на очень красивом струнном инструменте, название которого я никак не могу запомнить, и пел замечательную украинскую песню.
Я имел неосторожность во время долгой паузы что-то спросить у этого человека на своём казацком наречии и, наверное, как-то выразил свою православность.
Что тут началось!
Этот человек разразился долгой и злобной речью на украинском языке, смыслом которой было: «4000 лет назад здесь жили свободные люди – «укры». Они говорили на таком же украинском языке, пели такие же песни, носили такие же усы, и губы, и одевались в такую же одежду, как у меня. Потом «укры» разошлись по всему миру – некоторые пошли в Швецию, и от них произошли шведы, другие пошли в Германию, и от них произошли немцы, другие пошли в Испанию, и от них произошли испанцы… У нас были свои учёные, поэты и композиторы и всё у нас было хорошо и замечательно. Но потом явился князь Владимир, который навязал нам чужую религию, и с вашими христианами уничтожил нашу интеллигенцию, залил нашу землю кровью».
Я был поражён, услышав такую трактовку Русской Истории, но, будучи человеком флегматичным и незлобливым, только сказал, что я – христианин и думаю по-другому, постоял ещё, полюбовался горой Щековицей и пошёл дальше гулять по территории древнейшей Киевской крепости.
А так как древнейшая Киевская крепость была меньше, чем древнейшая крепость Мценская, то я вскоре опять оказался рядом с тем же человеком. И тут он меня удивил опять – он обратился ко мне уже по-русски и вполне доброжелательно, и ответил на мой вопрос. Я тоже был рад такому превращению и попросил его, чтобы он говорил по-украински, так как я всё понимаю, а я уже буду отвечать по-русски, так как по-украински ответить ему пока ещё не могу. Так мы и разговаривали – каждый на своём наречии, прекрасно понимая друг друга. Он рассказывал мне, что он язычник, что никто его дома не понимает, а со своим шурином, который не то католик, не то униат, они в своих спорах чуть ли не до драки доходят.
Я ему советую: «А Вы не говорите друг с другом о том, что Вас разделяет и этим не будите искушать друг друга., говорите о том, что для Вас обоих ценно – ведь мы же с Вами уже долго интересно разговариваем, стремясь друг друга уважать и поддержать. А отношения к Богу – это очень сокровенное, очень личное и пусть оно остается внутри нас – не будем брать на себя Божии судейские функции. Господь сам воздаст всем по справедливости и без наших страстных подсказок». Вот так мы и говорили – язычник и христианин, и расстались добрыми друзьями.
В современных украинцах мне видится древняя, уже во многом утраченная у нас, у северян, надёжность и традиционность. В своих первых заповедях первым людям Бог повелел мужчине быть добытчиком, в поте лица своего добывающим хлеб свой насущный, а женщине – быть помощницей мужчине в его трудной работе, и во многих украинских семьях это заметно и сейчас.
Одно время у нас на производстве работали несколько человек с Украины – это из города Стаханов (бывшая Кадиевка). Это были настоящие мужчины, настоящие главы своих семей, настоящие хозяева и добытчики, и мне было очень интересно обсуждать с ними различные вопросы бытия. Однажды я спросил у Эдуарда Евгеньевича Походенько: «Эдуард, мне понятно слово «хохол», мне понятно слово «москаль», а что означает слово «кацап?» Эдуард несколько смутился перед начальником, но всё-таки ответил честно: «Я точно не могу сказать, но думаю, что от слова «цап», что означает – «козёл».
От такого ответа я пришёл в восторг и долго искренне хохотал. Я мгновенно к слову «цап» приставил древнерусское «яко» и получилось – «яко цап», «кацап» - «как козёл!» это название изумительно точно и изумительно остроумно передаёт наши внешние отличия – северян и южан. В Южной Руси – на Украине, наверное, ещё со времён польского владычества, а может быть и раньше, принято бороду брить, оставляя лишь вислые усы да иногда и запорожскую чупрыну, которая и определяла прозвище – «хохол». В Северо-Восточной же Руси – на Московии, традиционно бороды не брили и бородатый московитянин для бритого и остроумного хохла напоминал козла, дрожащего своей бородой. Мне очень нравится определять себя кацапом и определять недобрую сегодняшнюю галицкую поговорку под своё мироощущение: «Дякую Тобi Боже мiй, що я не москаль, а кацап».


Рецензии