Древнерусская дань по беле от дыма?

В древнерусских летописях практически ничего не говориться о периодичности взимания дани, о предметах этой дани: ну, белку взяли, ну мелкую монетку и всё, хотя от дани всегда пытались освободиться.
На наших родных вятичей сколько раз накладывали дань? Это и хазары, и Святослав, и Владимир, и Владимир Мономах.
Для этого совершались тяжёлые кровавые походы, когда многотысячные рати воевали не по одному месяцу. И это ради одной белки в год?
А Великого князя Игоря за эту «белку» вообще убили древляне, хотя знали, что месть будет жестокой.
Послушаем преподобного Нестора: «А козари имаху на поленехъ и на северехъ, и на вятичехъ, имаху по беле и веверице от дыма».
Веверицей во всех славянских языках (в т.ч. и в украинском) называется белка.
А что такое Беля или Бель? Переводится: «…по серебрянной монете и белке от дыма».
Это мирное время, время, так сказать, установившихся экономических отношений.
А вот время военное – «Слово о полку Игореве». Разбит и пленён князь Игорь и половцы растеклись по беззащитной Русской Земле.
Читаем: «А въстона бо братие Киевъ тугою, а Чернигов напастьми.
Тоска разлияся по Русской земли Печаль жирна тече средь земли Рускыи. А князи сами на себе крамолу коваху, а погани сами,
Победами нарищуще на Рускою землю, емляху дань по беле от двора».
Поразительно, но перевод опять – белка! Идёт армия на беззащитную землю жечь, убивать, грабить, насиловать, набирать рабов в полоны, а нам рисуется милая сердцу картина: отряд половцев врывается в беззащитную деревню (город), всадники расходятся по домам, стучат в двери и на ломаном русском вежливо просят:
«Дайте, пожалуйста, белочку».
И когда им эту белочку выносят, вежливо благодарят и скачут в другую деревню.
Удивительно!
Белок, даже при технике того времени, можно было наловить десятками, а тут надо только одну.
В современном русском языке нет слова БЕЛЯ или БЕЛЬ.
Здесь видна беда современного русского интеллекта – он не воцерковлён.
Если бы переводчик был человек церковный, он, читая переписку святителя Феофана Затворника, обратил бы внимание на то, как святитель обращается своим духовным чадам женского пола – беличка, черничка.
Беличкой он называет девушку на выдании, невесту.
Черничкой он называет девочку подростка. И это всего лишь конец ХIХв., но термин утрачен. Почему же так скромно пишется о работорговле?
Я думаю, что летописи писались под жестким политическим контролем князей, которых, как христиан, работорговля не украшала перед потомками, да и монахам было очень тяжело не только видеть работорговлю, но и подробно описывать её. Итак, Беля – это юная, дородная (ещё не рожавшая) женщина – рабыня.
Итак, брали рабыню и белку.
Почему же в русском языке веверица превратилась в белку?
Да потому, что ежегодно отдавать с дыма по рабыне или рабу удавалось не всегда и тогда отдавали эквивалент бели, эрзац – белю.
Это был или щеголячъ (щьлячъ) или пушнина (веверица, куница и т.д.)
Так веверица превратилась в заменитель бели – белку, в синоним слова «дань», а виды дани бывали разные.
Щелягомъ может быть юноша – раб, от слова «щель», «щенок», то есть узкий, юный, не заматеревший мужчина.
Теперь понятно, почему всегда дань была невыносимо тяжела и от неё всегда пытались избавиться.
Щелячъ, как мелкая монета – это неубедительно. В совсем недалёком прошлом – в 1930-1950 годах советских крестьян облагали тяжёлыми налогами – забиралось практически всё, и это были натуральные продукты ( 25 руб. налога в год – не считается). Такие мизерные деньги крестьянин мог наторговать на базаре в районном центре.
Но какие были базары 1000 лет назад в дремучих лесах вятичей, радимичей, дреговичей?
Думаю, что дань «по черне куне» тоже связана с работорговлей.
Теперь необходимо пояснить, почему половцы из «Слово о полку Игореве» забирали в полон не всех, а только «по беле от двора».
Во-первых, во все времена у народов, часто воюющих между собой и не воюющих на полное уничтожение, существовали законы ведения войны.
Половцы того времени уже являлись частью Русской Земли, назывались «свои поганые». Практически во всех междуусобных военных походах русских князей того времени с обеих сторон участвуют половецкие войска.
Мы уже читали, как князь Владимир Мономах постоянно воюет с одними половцами против других. Русские князья конца ХI – ХII веков часто и охотно женили своих сыновей на половецких княжнах – «красных девках половецких».
Известно, что мать святого благоверного князя Александра Ярославича – героя Невского была княжной половецкой.
Объединённая русская рать вышла в 1223г. против монголов к реке Калке защищать именно половцев, как своих.
Поэтому половецкие войска не могли взять военной добычи больше, чем позволяли правила, чем брали себе сами русские князья, иначе стали бы вне закона, лишились бы «заказов» на воинские услуги и получили бы войну на уничтожение. Кроме того, полон должен быть весьма мобильным для того чтобы быстро уйти из зоны действия вражеских войск – полон всегда старались отбить у захватчиков.
И он должен быть компактным, не требующим большого количества воинов для конвоирования.
Вот и получалось, что достаточно было набрать по одному молодому рабу или рабыни от двора.


Рецензии