Контрольная

Это были три подружки. У одной – тёмные волосы с красивым каштановым отливом. Другая – блондинка, да-да, настоящая, не крашеная. Из тех редких счастливчиков, кому этот цвет сена с примесью стали, сбрызнутой золотом – удивительный оттенок, которого и краской-то не вдруг добьёшься – достался от самой природы. Ну а третья – обычная брюнетка. И все они сосредоточенно молчали и сопели носами, склонившись над контрольной. Кое-кто из них, правда, шушукался, спрашивая подсказки – но мы, так и быть, не будем показывать пальцем. Но вот зазвенел звонок – и тут девочки повели себя совершенно по-разному. Но этому можно и не удивляться, если знать их получше.

Рыженькая (хотя правильнее было бы всё-таки назвать её каштановой) относилась к учёбе очень легко. По некоторым предметам она едва натягивала на тройки. Зато она с первых классов сама за собой стирала, помогала маме готовить, а недавно у неё хлопот ещё прибавилось, потому что появилась сестрёнка, и на подходе – вторая. А ещё она уже посматривала на мальчишек, сочиняла про них весёлые – на первый взгляд! – песенки; была без ума от одного популярного певца, и в глубине души лелеяла сладкие грёзы… Но, как водится в её возрасте, эта глубина была широко открыта для подружек. И может так случиться, что пройдёт всего несколько лет – и она сделает пару взволнованных, робких шагов в ту сторону, куда бы ей совсем не стоило ходить, и переступит черту. А может, ничего такого и не произойдёт, и это всего лишь мои домыслы. Ясно одно: контрольную она сдала первая. Написала она её просто из рук вон, но подумала – и совершенно справедливо! – что от лишнего сидения всё равно ничего путного на листке не прибавится, а мартовский день, тёплый и свежий, каким ему и положено быть, так и зовёт, так и манит к себе, на волю, прочь из душного класса!.. Тем более что сегодня – Ням-Ням-Пятница!

Но тут нужно кое-что пояснить. Ведь это были не просто школьницы-подружки: они заключили между собой настоящий договор – триумвират! Каждую неделю они избирали Кингиуса, и отмечали его воцарение с размахом – пикником на соседней площадке. В роли Кингиуса оказывались все трое по очереди. И это было просто замечательно, потому что в классе девочек недолюбливали, даже немного притесняли – а тут можно было отвести душу, насладившись этой минутой почестей и славы, этой очень прочной, хоть и недолгой властью. У них даже был настоящий девиз – «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним». Я не берусь сказать, кто из них его придумал (точнее, выбрал), но в итоге он понравился всем троим. Кому-то – за смысл, а кого-то просто завораживало само звучание этой загадочной фразы, похожей на волшебное заклинание, особенно если произносить её очень медленно и торжественно (вот вы попробуйте!). Так или иначе, все они сошлись на том, что эти слова достаточно хороши, чтобы стать не чем-нибудь, а Девизом Триумвирата – это вам не хухры-мухры! И гимн у них был – стихотворение с урока французского – «Муа, туа и лё руа»:
Moi, toi et le roi,
Nous sommes trois,
 Nous sommes trois,
Moi, toi et le roi!
«Нас трое, нас трое – я, ты и король!» Прямо в яблочко – как будто специально для них сочинили.
Было у них и ещё много забавных и увлекательных затей – но Ням-Ням-Пятница, вне всякого сомнения, была любимой традицией. Вот потому-то Рыженькая поспешила избавиться от докучливой контрольной, и с нетерпением поджидала подружек.

Блондинка – вопреки расхожим представлениям о блондинках! – была самой разумной из троих –  и в учёбе, и в жизни. С домашкой она справлялась очень быстро, успевала слушать любимую музыку, смотреть фильмы, много гуляла, встречалась с друзьями. И при всём при том была твёрдой хорошисткой. И даже подумывала, может быть, к старшим классам подтянуть слабые места, и стать отличницей – если только за красный аттестат не придётся заплатить слишком высокую цену. Вот этого она делать не собиралась.

Контрольную она написала очень недурно. Она могла бы, может быть, найти и исправить пару ошибок, но решила – и совершенно справедливо! – что это ведь всего лишь контрольная. А есть ещё жизнь, которую нужно – и хочется! – жить. Есть этот мартовский день, и сегодня – Ням-Ням-Пятница, подружки будут ждать… А у них в запасе – всего десять минут: потом надо идти домой, чтобы мамы не заволновались… В общем, она перечитала свою работу по диагонали, и сдала её – через считанные секунды после Рыжей.

А вот Брюнетка была круглой отличницей. На эту высоту она вскарабкалась не сразу, много было досадных провалов, нелюбимых предметов, которых она до смерти боялась. Но постепенно все они рассосались, и она взяла-таки этот холмик, как рубеж обороны, и вцепилась в него всеми когтями и зубами, не желая сдавать позиции ни на йоту.

И вот уже прошло пять, шесть, семь минут после звонка – а она всё сидит над своей контрольной. Перечитывает её уже в третий раз, что-то дописывает, что-то исправляет – в том числе правильное на неправильное. Тут уже учительница начала нервничать. Через каких-то пару часов ей надо забирать младшего из садика, и за это время она надеялась провернуть уйму дел. Но ещё немного – и с чем-то из этого списка придётся попрощаться. Да по правде сказать, она уже давно недолюбливает эту Брюнетку. После уроков в их классе у неё никогда не бывает перемен – вечно эта девочка подходит с кучей вопросов. Ей, похоже, и в голову не приходит, что перемены-то нужны не только для них, школьников, но и для учителей; и вообще, что у неё, 34-летней женщины, может быть в жизни ещё что-то, кроме их тетрадок, доски и контрольных работ. Вот ведь интересно, неужели ей-то совсем не хочется поесть, поиграть, поболтать с одноклассниками? В туалет сходить, в конце концов! И добре бы она вопросы задавала на глубину, с подлинным интересом. Нет, какое! Здесь не расслышала, там не дописала, тут засомневалась. Фу, одна несносная дотошность! И можно поспорить на что угодно, что уже завтра она забудет всё, что было в контрольной. Зачем ей это? Зачем интересоваться, вникать, хранить в памяти? У неё другие задачи. Ей надо ещё по остальным предметам пятёрок нахватать. Знамо дело, отличница. Но приходится пока это терпеть: всё-таки сегодня правда важная контрольная, а Брюнетка – её лучшая ученица, гордость класса, и всё такое прочее…

Учительница раз десять глянула на часы, а теперь уже нервно барабанила пальцами по столу. Ну вот, кажется, встаёт… Ага, теперь перечитывает стоя. Ну сколько можно! Ну всё, всё, молодец, там всё правильно, хватит уже… Уф, протянула!.. Ну неужели?! Взяв наконец-то у школьницы работу, она чуть ли не бегом, как студентка, ринулась из класса – по лестнице – из школы, на свежий воздух!.. Она летела на всех парусах своего модного сиреневого пальто, словно бригантина, подгоняемая тёплым мартовским ветром; весело думала о том, что ещё не всё потеряно, и соображала по пути, в какой магазин первым заскочить.

А вот три подружки, напротив, медленно и уныло плелись по ступеням. Ни о какой Ням-Ням-Пятнице уже не могло быть и речи – драгоценные десять минут были давным-давно упущены. И всё-таки они не стали совсем уж вешать нос, ведь у них было ещё немного времени, чтобы пообщаться – сто метров до автобусной остановки. Но тут Брюнетка увидела издали свой автобус – и бросилась к нему. Она ещё не успела натянуть рюкзак, и побежала, размахивая им, как ворона крыльями, - даже не попрощавшись с подружками…

Блондинка и Рыжая, проводив её глазами, вместе с её любезным автобусом, переглянулись и зло усмехнулись. А потом бодро зашагали к трамвайной остановке. По правде сказать, Брюнетке тоже трамвай подходил даже больше, чем автобус. Но родители ещё не отпускали её так далеко без взрослых. А за Блондинку и Рыжую мамаши не так дрожали, и они были безмерно рады пройтись ещё пару кварталов вместе. И вот теперь, снова оставшись вдвоём, они с жадностью голодных собак набросились на те лакомые темы, которые всегда обсуждали по пути. Поначалу они честно пытались вводить и Брюнетку в курс дела – на переменах. Но она вечно что-то повторяла, к чему-то готовилась. И в конце концов они махнули рукой на эту затею. Жизнь, со всеми её захватывающими перипетиями, унесла их далеко вперёд – она безнадёжно отстала. А сегодняшний случай и вовсе расставил всё по своим местам. Хотя они и прежде чувствовали, что «триумвират» - это просто красивое слово, а на самом деле они уже давно по-настоящему дружат только вдвоём.

Это была обычная контрольная, обычный урок – каких бывает по пять на дню. Обычный учебный день – один из пяти или шести в неделю. Обычная неделя, затерявшаяся среди 52 недель года. А если считать за все десять лет школы, то их наберётся… ох… штук пятьсот… такое количество им даже сложно себе представить! И разве могли эти три девчонки в обмалившейся жёсткой форме, со смешными бантами, подумать о том, что этот день, и этот урок, и эту контрольную по предмету «Дружба» они запомнят на всю жизнь?


Рецензии