Безымянные фронтовики

   В иллюминаторах не было видно ни пушистых облаков, ни земли в голубой дымке. Тишину салона нарушал шум воздуха, нагнетаемого кондиционером. Пассажиры коротали время: кто, закрыв глаза, и отвалившись на спинку кресла, кто беседовал. В пятом ряду, справа от прохода, дама была сосредоточена на просмотре и чтении разрозненных листов.

   Гладко зачёсанные чёрные волосы спереди, и закрученные на затылке, придавали её виду строгость. Носик с небольшой горбинкой, высокий лоб, ямочки на щеках, заострённый подбородок, тонкие яркие губы, делали её заметной и привлекательной. Нежно-голубая блузка подчёркивала красоту смуглого лица. Очки в тонкой оправе со стёклами продолговатой формы придавали ей интеллигентность.

   Справа от неё, отвалившись в кресле, сидел мужчина лет пятидесяти – пятидесяти пяти. По серому костюму, белой рубашке с серым галстуком, можно было представить его чиновником, направляющимся в командировку, или возвращающимся из неё.

   Он выпрямил спинку кресла, повернулся к даме. Та, не обращая внимания на движения соседа, продолжала заниматься своим важным делом. Сосед повернулся и незаметно посмотрел на очаровательную соседку. Опустив голову, заинтересовался занятием пассажирки. Ему хотелось заговорить с ней.

 - Извините, пожалуйста, что Вас отвлекаю, — тихо сказал он. – Вот мы уже почти час в полёте, и Вы очень увлечены чтением. Любопытно, что Вы читаете?

   - Это материал, собранный мной, о моём деде. Он воевал под Сталинградом и погиб. - Очень интересно…. – Сделав паузу, продолжил мужчина. – Как попал этот материал к Вам, если не секрет?

   - Секрета нет. Документы Архива Министерства Обороны. Женщина подняла голову, сняла очки и повернулась к незнакомцу. Большие чёрные глаза с длинными ресницами смотрели приветливо и открыто. Её спокойная речь и этот взгляд расположили к себе мужчину.

   - Я, Юрий Николаевич, для Вас Юрий, Юра. Как Вы позволите обращаться к Вам?
- Лидия Сергеевна, Лида.
- Очень приятно. Спасибо, Лидия Сергеевна, – с еле уловимым вожделением произнёс Юрий. - Продолжение нашего совместного путешествия, думаю, не будет скучным.

   - Надеюсь, если будут интересными для нас темы разговоров.
   - Полагаю, что самой интересной темой будет рассказ о Вашем деде.
   - Да, действительно, предыдущие месяцы, дни, эта тема полностью поглотила меня с головой. Вы, Юрий Николаевич, не представите, или, вернее, Вам трудно представить, что я смогла сделать?

   Женщина начала рассказ. Её речь была спокойной, тихой. Собеседник слушал с интересом, стараясь уловить тончайшие нюансы необычной истории.
Лидия Сергеевна говорила увлечённо, сосед, замерев, ни разу её не прервал. Она рассказывала о своём деде, военном лётчике, и члене его лётного экипажа – бортовом стрелке. Они погибли вместе.

   Рассказ был интересен и пассажирам, сидящим рядом, слышавшим её тихую речь.
Они узнали, что Лида решила разыскать могилу деда, погибшего в период Сталинградской битвы. Для этого она обращалась в Архив Министерства обороны, провела у компьютера несколько месяцев, почти ежедневно, по несколько часов, в поисках сведений о родственнике.

   Самолёт начал снижение. Пассажиры, подняв спинки кресел, приготовились к посадке.
- Лида, кто Вас должен встречать и где будете располагаться в Волгограде? – Склонившись к женщине, спросил Юрий.
- Встречать некому. Возьму такси и поеду к подруге. Я училась с ней в школе и до сих пор поддерживаем отношения. К тому же, в гостиницах мне отказали в бронировании места.

   Сосед оживился. Явно такая ситуация ему понравилась – она могла сблизить его с незнакомкой, вызвавшей в нём большой интерес. - Такси Вам не нужно. Меня будет встречать мой шофёр. Я предлагаю поехать ко мне. Я живу в своём доме, на берегу Волги - красивый пейзаж и чистый воздух.

   - Что Вы, Юрий Николаевич? Ни в коем случае! Я не могу добавлять Вам забот, – возразила Лидия. – Да и, неловко, мы очень мало знакомы, – добавила, опустив глаза.

   Юрий проявил упорство. Тут же нашёл доводы для воплощения планов в жизнь.
- У меня большой дом. Живу один. В доме два этажа. Вы будете занимать один этаж, а я другой. Не бойтесь меня. Я не имею плохих намерений. Поверьте, мне, Лидия Сергеевна.

   Юрий говорил это убедительно, в голосе можно было уловить волнение. Случайная встреча, короткое знакомство с этой женщиной разбудили в нём чувства, привлекающие мужчину к женщине.

   Неожиданно, необъяснимо, ему очень хотелось быть с этой красивой и милой женщиной. Юрий находил слова и говорил страстно, просил её принять его предложение.

   Самолёт приземлился, зарулил на перрон, началась высадка пассажиров. Лида твёрдо стояла на своём – «…такси и поездка к подруге».
Получив багаж, Юрий и Лида стояли в вестибюле аэровокзала.
- Хорошо, Лида, Вы не поедете ко мне. Но, разрешите, я отвезу Вас к подруге.
- Нет, Юрий Николаевич, извините, но я поеду на такси.

   Она много лет была без мужа и отвыкла от мужской заботы. Красивая и обаятельная не была обделена вниманием мужчин. При различных обстоятельствах они не пропускали возможности заговорить с ней, предложить вместе провести время.
На угодничества мужчин она отшучивалась, смеялась, знакомств не заводила. В ней ещё жила память любви к погибшему мужу – с ним её счастье было долгим.
Сын и дочь уже взрослые, живут своими семьями. Год назад перевезла к себе родителей из Донбасса. У отца плохое здоровье, он инвалид в результате ранения при обстреле.

   Научно-исследовательская работа, которой занимается, вынуждает часто допоздна задерживаться в лаборатории. Но, для неё и домашние дела, забота о родителях, не второстепенны.

   Сейчас, в самолёте и в аэропорту, к вниманию Юрия отнеслась так, как к подобным ухаживаниям прежде. В такси Лида быстро доехала до дома подруги. Поднялась на второй этаж, нажала кнопку звонка.

   Подруга искренне была рада встрече. Ужин длился за полночь. Было о чём поговорить двум женщинам, давно не видевшим друг друга.

   Утром вышла из дома. Такси, вызванное по телефону, ждало её у подъезда. Шофёр, поняв, что ехать нужно за город, к тому же по неизвестному маршруту, отказывался от дальнего пути. Пришлось его уговаривать. Женщина объясняла важность предстоящей поездки, обещала «хорошо» заплатить.

   Мужчина согласился, в «навигатор» ввёл название деревни, и путешествие в область началось.

   Ехали долго. Свернули с асфальтированной трассы, и Лидия Сергеевна впервые в жизни поняла – что такое бездорожье в весеннюю распутицу. Ехать пришлось очень медленно.

   Часа через два они были в деревне Корнеж, на что указывал навигатор такси. Вдоль грязной дороги, с обеих сторон, стояли невзрачные домишки с маленькими оконцами, покосившиеся от времени. День был пасмурным, деревня выглядела серой и мрачной. Её вид свидетельствовал о бедности жителей.

   - Наверное, эти дома были построены до начала войны, – думала Лида. - Даааа, — протяжно произнёс шофёр, — здесь живёт беднота. – И продолжил, — раньше колхозы были, а сейчас? Ни колхозов, ни работы. У крестьян нет денег. Живут только за счёт своих огородов. – Подытожил, — жалко людей. Улица деревни была пустынна.

   - Хотя бы кого-то встретить, чтобы узнать, где захоронение лётчиков, есть ли администрация? – Вслух размышляла Лидия. - Остановлюсь у следующего дома, — ответил водитель, — зайдите, поинтересуйтесь.

   Дама постучала в дверь жилища. На пороге появился пожилой мужчина в коричневой кепке, сером пиджаке, чёрных брюках и галошах.
- Здравствуйте, извините, пожалуйста, эта деревня Корнеж? – Обратилась женщина, — я, приезжая, ищу могилу своего деда.

   Мужчина заинтересовался неожиданным гостем. Такого, чтобы кто-то приезжал к ним в деревню с розыском усопших, никогда не было.
- Да, Корнеж. – Пробурчал старик. - Кто твой дед? Почему он, думаешь, здесь похоронен? – Тихо заговорил хозяин.

   - Он был лётчиком, воевал под Сталинградом и погиб в этих краях. Место захоронения деревня Корнеж сообщил Архив министерства обороны, – объяснила Лида.
- Теперь понятно, дочка, – ответил мужчина. – Точно, на нашем кладбище, за деревней, похоронены два лётчика. - Вы знаете что-нибудь о них? – Спросила Лида.
- Я здесь живу давно, но приехал после войны.
- Может быть, Вам известен кто-то из свидетелей событий 1942 года?


   - Подумайте, вспомните! – Оживилась Лидия. – Для меня это очень важно! Я проделала сюда немалый путь.
- Мария…. Да, она! С рождения живёт здесь. Правда ей уже за восемьдесят, помнит ли? – Оживился собеседник.
- Скажите, как её найти, — продолжила Лида, — может быть, Вы проедете со мной, вот машина, – и указала рукой на ожидающее такси.
Мужчина неспешно сел рядом с водителем.

   - В конец улицы поедем, — сказал водителю. Автомобиль тронулся, вскоре были у назначенной цели. К радости Лиды Мария, старая женщина, крепкого вида, встретила гостей приветливо.

   - Заходите в дом, не стесняйтесь, я одна, дочки нет.
Через маленькие сени хозяйка и гости вошли в комнату. Свет пасмурного дня слабо освещал помещение через два небольших оконца. Стол в промежутке между окнами, у стены железная кровать, покрытая голубым покрывалом с горой из трёх подушек, несколько стульев у стола, диван, тумбочка со старым телевизором – увидела Лида, переступив порог.

   Лида и хозяйка сели к столу, сопровождавший сельчанин на диван.
- Мария, дамочка интересуется могилой воинов, — начал разговор мужчина, ты же, наверное, помнишь, как их хоронили?
- Извините, не знаю Вашего отчества, — вступила в разговор, Лида.
- Ивановна, — сообщила Мария.
- Мария Ивановна, я приехала издалека навестить могилу моего деда. Он был лётчиком, погиб при защите Сталинграда. Я долго разыскивала место его захоронения через Министерство обороны. Недавно получила сообщение оттуда, что он похоронен в Вашей деревне, – возбуждённо сказала Лидия.

   - Точно, на кладбище за деревней похоронены лётчики. Я помню, их похороны. Да не только похороны, но, и их гибель, — начала рассказ старая женщина. – В сорок втором году летом их самолёт упал за деревней.

   - Мария Ивановна, надеюсь услышать Ваш рассказ о том, что помните, а сейчас прошу поехать к их могиле, – с грустью попросила Лида. - Хорошо, но, может быть, чайку вначале? - Предложила хозяйка.
- Нет, прошу поехать, а потом, с удовольствием чай, — настаивала Лида.


   ладбище находилось недалеко от деревни, но путь был нелёгкий - из-за размокшей дороги, ехали медленно.
Оно было небольшим. Старые могилы почти сравнялись с землёй, кресты пришли в негодность.

   В начале погоста Лида увидела синюю невысокую четырёхугольную пирамиду с красной звездой. Подошли к ней. На могильной тумбе была металлическая табличка. На чёрном фоне Лида прочитала: «Двое неизвестных лётчиков. Погибли в сентябре 1942 г.».

   - Теперь могила не будет безымянной. Командир экипажа Шаров Николай Игнатьевич и бортовой стрелок Чистов Юрий Алексеевич. - размышляла она.
Лида была счастлива, что длительные розыски места могилы деда закончены успешно. От нахлынувших чувств гордости и жалости погибших в глазах появились слёзы. Радовалась, что могила не была заброшенной.

   - Тому, кто ухаживает за могилой лётчиков, спасибо огромное! – Обратилась она к старой женщине. - Не во всех семьях нашей деревни возвратились мужчины с фронта. Не известны места их захоронений, – отвечала Мария Ивановна. – Ходят сюда, как к могиле своих родственников, не вернувшихся с войны.

   Возвратившись с кладбища, по приглашению Марии Ивановны, Лида, шофёр и старый мужчина, пили чай в её доме.

   - В 1942 году в деревне не было ни немецких войск, ни наших. Жили в ней только женщины с детьми, да старики. Все мужчины воевали в Красной Армии. – Начала рассказ Мария Ивановна.

   - Я вышла из дома, – вспоминала хозяйка, — и услышала шум пролетающих самолётов. Впереди летел самолёт со звёздами на крыльях, а сзади два самолёта с крестами. От них тянулись огненные трассы в сторону краснозвёздного аэроплана. Он задымился и скрылся за верхушками деревьев. Через короткое время прогремел взрыв.

   Я кинулась домой, чтобы рассказать маме. Мы вдвоём побежали в направлении места падения самолёта. Самолёт был разрушен и его части горели. Кабина, в которой находились лётчики, была целой. Мама послала меня в деревню за помощью соседей, и сказала, чтобы я принесла топор.

   Топором разбили плексиглас кабины и вытащили лётчиков. Они были уже мертвы.
Деревенские женщины похоронили их на кладбище.

   - Мой дед был командиром экипажа штурмовика. С ним в экипаже был бортовой стрелок Чистов Юрий Алексеевич, — вступила в разговор Лидия. – Я очень долго разыскивала сведения о боевых вылетах деда. Он воевал с первых дней войны. Выполнил более сотни боевых вылетов. За проявленное мужество и образцовое выполнение боевых заданий был награждён несколькими боевыми орденами.
Собеседники с большим вниманием слушали рассказчицу.

   - Нужно на табличке написать, фамилии, имена и отчества лётчиков, даты их рождения и гибели. – Продолжила Лида. – Кто это может сделать? Вот на этом листе все данные о лётчиках. – Доставая из сумочки лист бумаги, говорила женщина.
- Вам бы встретиться с главой администрации и ему всё рассказать. Он организует замену старой таблички.

Ч   аепитие закончилось, Лида тепло попрощалась с хозяйкой дома, и таксист подвёз её к администрации. Лидия вошла в кабинет. За столом сидел молодой мужчина. Она представляла себе руководителя солидного возраста, реальность стала неожиданностью.

   Поздоровалась, представилась, села к приставному столу. Разговор был недолгим. Женщина рассказала о завершении поиска места захоронения деда, защитника Сталинграда.

   Глава администрации сельского поселения говорил, что герои достойны другого памятника, и пообещал, в будущем, вместо пирамиды установить памятник из гранита с выбитыми фамилиями погребённых лётчиков.

   Дорога назад, в город, была более лёгкой, чем утром, потому что с души Лиды свалился груз неизвестности. Она думала о том, что одной могилой безымянных фронтовиков Великой Отечественной войны сегодня стало меньше. - Вернусь сюда на будущий год, к юбилею Великой Победы. – Решила Лидия.
                Б. Аверин
                03.07.15.


Рецензии
Трогательный рассказ. В Воронеже художник Семёнов Валерий Алексеевич занимается поиском неизвестных захоронений. Ему удалось найти несколько неизвестных захоронений. Я об этом писал.
Сейчас идёт СВО на Украине, но авторы с проза.ру стесняются писать о сегодняшних героях.
Удачи Вам. С уважением, Григорий Ерохин.

Григорий Ерохин   29.12.2022 11:34     Заявить о нарушении