Мценская Победа
Наместник Мценский и Любутский Борис Семенович Александров являлся одновременно и окольничным Смоленским, а после освобождения из московского плена являлся еще и смоленским мытником (сборщиком податей). Вообще Мценск того времени был как бы трамплином для будущей карьеры Мценских поместников.
Например, Мценский наместник 1488 года Дмитрий Путятич впоследствии был наместником в Киеве, а Мценский наместник 1496 года Богдан Сапега стал основателем рода знаменитых вельмож в Великом княжестве Литовском, а потом и в Речи Посполитой. Я так подробно останавливаюсь на важности Мценска для Великого княжества Литовского и Русского и подчеркиваю его постоянную связь со Смоленском потому, что хочу коснуться одного выдающегося, но мало замечаемого и мало отмечаемого в нынешней России события – Грюнвальдской битвы, состоявшей с 15 июля (28 - н.с)1410 года. Наверное для Литовской Руси это было таким же выдающимся событием, каким являлась для Руси Куликовская битва.
Мы уже отмечали, что во времена Ольгерда Гедеминовича Тевтонский орден совершал ежегодно 4-6 крупных набегов, разоряя окрестности Бреста, Гродно, Вильно, Но-вогрудка…
Конец 14 века явился временем расцвета Тевтонского Ордена, временем его евро-пейской славы. Но вот 15 июля 1410 года тевтонский натиск на Польшу и Русь Литовскую был навсегда остановлен в героической битве, в которой большую часть воинов-победителей составили русские воины – «русины», как тогда русские назывались повсеместно. «Русины» - так до сих пор называют себя жители Западной Украины и Закарпатья.
Исследователь Орловского края начала 20 века А. Шульгин сообщает, что в составе русско-польско-литовского войска было 90 полков или как поляки называли «хоругвей» (знамен), Галиция, Перемышль, Холм, Подолья – русские земли и города, входившие тогда в состав Польши. Итак, в польском войске было 14 русских хоругвей, а в литовском еще 32, итого – 46 русских хоругвей. На чешско-польско-литовские хоругви остается 44 хоругви, то есть русские воины в этом объединенном войске составляли и относительное и абсолютное большинство.
Неувядаемой славой покрыли себя в этой битве смоленские полки. По-польски пре-небрежительно относящийся к действиям всех не поляков, средневековый польский историк Ян Длугеш восторженно описывает действия смоленских полков:
«В этом сражении русские рыцари смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными знаменами, одни только не обратились в бегство, а затем заслужили великую славу. Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены и знамя их было втоптано в землю, однако, в двух остальных отрядах они вышли победителями. Сражаясь с величайшей храбростью, как подобало мужам и рыцарям, и, наконец, соединились с польскими войсками, и только они одни в войске Александра Витовта стяжали в тот день славу за храбрость и геройство в сражении».
Зная, что Мценская земля того времени относилась к Смоленскому повету и управ-лялась из Вильно через Смоленск, зная, что удалые амчане того времени были, наверное, лучшими воинами на Руси, зная, что Мценская рать наверняка участвовала в этой великой битве, хочется предположить, что мценские воины сражались в составе именно тех смоленских полков, которые своей беспримерной стойкостью и своим беспримерным мужеством обеспечивали великую победу над бронированными немецкими полчищами 1410 года и явились примером другому поколению русских воинов, которые практически на тех же местах 22 июня 1941 года приняли аналогичный по силе бронированный удар других немцев с другой техникой. Но тоже, в конце концов, выдержали, но тоже выстояли, но тоже победили!
И празднуя в этом году очередную годовщину Великой Русской Победы при Грюнвальде, помните подвиг наших витязей-амчан: «Да упокоит Господь души рабов своих амчан, за други своя и землю Русскую головы при Грюнвальде положивших»…
Еще одна Великая Победа – 8 сентября (21 – н.с.) 1380 года на Куликовом Поле – тоже может быть связана с амчанами. Мною уже высказывалось предположение, что ге-рой Куликовской битвы Александр Пересвет мог быть урожденным амчанином. В связи с тем, что славные города Мценск и Любутск в 15 веке имели одного высшего правителя – окольничьего Смоленского, наместника Мценского и Любутского, можно продолжить рассуждения на эту тему.
О Куликовских героях Пересвете и Ослябе существует множество серьезных научных исследований, исследований часто противоречивых, так как основные исходные дан-ные для исследований часто противоречивы, так как основы не исходные данные для исследований относятся к сообщениям из эпических художественных произведений – «Сказание о Мамаевой побоище» и «Задонщина». Наиболее интересными представляются работы Зимина А.А. « И.С. Пересветов и его современники», В.И. Егорова «Пересвет и Ослябя», А.Л. Никитина «Подвиг Александра Пересвета и их потомки в конце 14 века – первой половине 16 века».
Часто расходясь в своих взглядах и выводах, исследователи сходятся в нескольких основных положениях: - Пересвет и Ослябя были братьями не только по духу, братьями во Христе, но и братьями по крови, хотя степень родства установить не представлялось возможным – возможно, они и были братьями двоюродными – один брат был боярин Брянский (Пересвет), а другой – Любутский (Ослябя), что означает, что братья могли владеть разными уделами – от этого и разность в титулованиях;
- Братья были выдающимися воинами. Древнее предание так рассказывает о них: « они были весьма немолоды, но сильные, зрелые – умудрённые духовно и в воинском искусстве. Известна была эта двоица, как великие и знаменитые наездники в ратные времена: Андрей гнал сотню, Александр двести гнал, когда сражались. Были они в миру известными витязями в сражениях.»
В 15 веке Любутск и его небольшая волость, находящаяся, находящаяся в окружении Верховских княжеств, представляется как некий плацдарм, на котором происходили непрерывные сражения, а Мценская земля – как некая для него метрополия, находящаяся в более защищенном и спокойном состоянии, куда общий литовский мценско-любутский наместник мог отводить войска для отдыха и переформирования. Поэтому можно предположить, что волости Мценска, и Любутска, управляемые одним наместником, имели и общее или тесно взаимодействующее между собой войско.
И в общих битвах и сражениях амчан и любучан братья, скорее всего, сражались вместе, плечом к плечу, составляя, как мы уже процитировали, «двоицу».
Невозможно пока установить место рождения и воинской службы героев, это требует отдельного исследования, но их ратная принадлежность к Мценской земле, наверное, самой сражающейся земле того времени на Руси, представляется несомненной.
Кстати говоря, не исключено, что прозвище «Ослябя» является искаженным вятическим словом «ослядя», «осдядь», что означает и теперь по-калужски – «брус, длинная жердь» и могло свидетельствовать о высоком росте и худощавости человека.
Свидетельство о публикации №222072101158