О прошлом, настоящем и будущем...

       Я пришёл в гимназию № 205  Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 1995 году, в возрасте 35 лет. Уже зрелым, семейным человеком с собственными детьми и учёной степенью кандидата педагогических наук. Поначалу преподавал биологию как совместитель, являясь  доцентом высшего учебного заведения. Думал, что поработаю в гимназии несколько лет,  до тех пор, пока мои собственные дети  закончат обучение в этой школе.   А остался здесь на двадцать семь лет,  в 2011 году перенёс сюда трудовую книжку, уйдя  из вуза, и собираюсь трудиться здесь  в дальнейшем…

     Работа в высшем учебном заведении, как известно, считается более престижной.  Но именно здесь – в средней школе – слово педагога особенно значимо,  оно максимально воздействует на личность.  Ведь именно школьники   наиболее эмоциональны, непосредственны, открыты. Именно они в наибольшей степени прислушиваются к словам педагога, искренне реагируют на них, и значит – эти слова должны быть разумны, логичны, честны,  убедительны. На нас – учителях – лежит максимальная ответственность за развитие личности, а значит – за будущее этих молодых людей,  и поэтому социальную значимость работы учителя трудно переоценить. Все мы - педагоги гимназии – хорошо это понимаем.

    Преподавание требует от учителя не только глубоких и разносторонних знаний, мастерства в организации взаимодействия с учащимися,  увлеченности наукой.  Учительство – это миссия, высокое предназначение,  одарённость. Преподавание – сродни актёрской игре. И то, и другое требует полной самоотдачи,  максимального  физического напряжения, быстрой реакции, владения словом, эмоциональной выразительности.  И каждый день  у  конкретного «актёра», стоящего  за учительским столом - по нескольку спектаклей. И «зал» не всегда рукоплещет.  И полная тишина в нём – нечастое явление… И сил не всегда хватает. Но этому «актёру» нужно «играть»:  увлекать, зажигать юные сердца, убеждать,  доказывать, вдохновлять, вести за собой,  организовывать.  И мы - учителя гимназии -  увлекаем,  вдохновляем,   играем,  ведём вперёд,  организуем… На уроках и внеклассных занятиях учим детей самостоятельно  получать и систематизировать информацию; сравнивать, обобщать, делать правильные выводы.  Развиваем у детей умение вести эффективное обсуждение учебных проблем, ведущее к их успешному решению.  Учим любить науку и искусство, являясь в этом собственным примером. И главная награда нам,  педагогам гимназии – личностный рост наших воспитанников, их  искренняя благодарность, их успехи. Так было вчера, так бывает сегодня, и так будет завтра…
     Мне комфортно работать в нашей гимназии. Здесь учатся школьники, многие из которых уже сейчас, в своём детском или юношеском  возрасте, достойны уважения и симпатии. Они обладают пытливым умом, неиссякаемым чувством юмора,  собственным  взглядом на жизнь. Они любят задавать вопросы.  «Александр Вадимович! Почему Вы выбрали  профессию учителя?» - иногда спрашивают они меня. Полушутя и полусерьёзно отвечаю: «Преподавая биологию в гимназии,  я много лет общаюсь с молодыми, красивыми людьми на темы, которые интересны мне самому.  А мне за это ещё и деньги платят.  Представляете, как я хорошо устроился?!»

    Но дело не только в детях. Меня радует то, что на протяжении многих лет в отношении  всех своих педагогических начинаний я нахожу  понимание и поддержку  со стороны администрации гимназии. Это очень важно – двигаться вместе к общим целям, находить компромисс, оперативно решать разнообразные вопросы, а не вести долгую изматывающую борьбу по тем или иным поводам.  Педагогические войны неконструктивны и обычно приносят больше вреда, чем пользы.  Очень важно то, что это понимают  и  руководство школы,  и учителя нашей гимназии.  А если  иногда и случаются споры на повышенных тонах,  то мы не тонем в них, не затягиваем их, не останавливаемся на своем пути,  а, приобретая новый жизненный опыт,  идём вперёд, быстро находя оптимальное решение проблемы. Потому что время не ждёт.  Потому что любой стоящий на месте, по существу, идёт назад, ведь жизнь летит вперёд…

     Мне нравятся мои опытные коллеги, уже много лет проработавшие в нашей школе. Они являются не только носителями большого педагогического опыта, но и теми людьми,  которые идут в ногу со временем, читают современную литературу,  осваивают  способы  компьютерного обучения,  щедро делятся своими знаниями не только с учениками, но и с  другими учителями нашей школы.

     Мне нравятся молодые учителя, приходящие в нашу гимназию. Они – яркие во всех отношениях   люди, владеющие современными педагогическими технологиями,  гибким мышлением, способностью  быстро анализировать  новые педагогические идеи и успешно реализовывать их в своём каждодневном педагогическом труде.  Они смелы и энергичны, раскрепощены и позитивны. Это – наша смена. За ними – будущее гимназии.

     Конечно, не всё и не всегда у нас выглядит лучезарно. Бывают и разочарования, и  неудачи. Как всегда, очень много работаем, нередко устаём. Но всё это – на фоне ощущения того, что мы делаем нужное и полезное дело,  у которого есть смысл и есть перспектива…

     С юбилеем тебя, родная Гимназия! Крепкого тебе педагогического здоровья, ясности целей,  внутренней гармонии  и прогрессивного развития, а значит – успеха и позитивного будущего!


    А.В. КУЛЕВ,  учитель биологии, доктор педагогики, доктор философии, кандидат педагогических наук, Почётный доктор наук и профессор Российской академии естествознания, академик Петровской академии наук и искусств,  Академии образования и воспитания, Академии русской словесности и изящных искусств имени Г.Р. Державина, Международной академии фундаментального образования,  Европейской академии естественных наук. Член Российского союза писателей,  Российского межрегионального союза писателей, Союза журналистов  России, Российского философского общества.



              Александр Кулев

ДОМ ЧУДЕС
(подражание А.С. Пушкину)
 
            
    В границах одного квартала
    Стоит приметный этот дом…
    Чудес несбыточных немало
    Найдете точно в доме том!

Здесь шумно утренней порою,
И шум стихает лишь к ночи;
И вожделенного покоя
Тут не дождешься – хоть кричи!

    Там на заре прихлынут волны
    Детей, идущих на урок,
    И дом вдруг станет снова полным,
    И тонет в голосах звонок…

Там на неведомых дорожках
Следы компьютерных сетей,
И люди, странные немножко,
Живут, как могут, без затей…
 
     И дети там взрослеют быстро,
     При этом – радостно галдят…
     Растут, как дрожжи, гимназисты,
     Из несмышленых гимназят!


                Александр Кулев

НОВОГОДНЕЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯМ

     Да, вновь гостей нам принимать
     В час года нового рожденья…
     Хочу вам счастья пожелать,
     Снежинки легкого паденья;

Не голодать, не горевать,
И не терять огонь во взгляде;
На стол домашним подавать
Не только школьные тетради…

     Свою профессию любить –
     Пусть и бывает нам непросто…
     Про радость жизни не забыть,
     Уча детей любого роста…

Свой след оставить на века,
Смотреть на мир спокойным взглядом…
Вот друга верная рука…
И значит – все идет, как надо…


                Александр Кулев

        ДЕВЯТЫЙ  КЛАСС


    Девятый класс - совсем не вечер,
    А утро жизни и судьбы…
    Но путь пунктиром уж намечен
    Мечты, надежды и борьбы

За то, чтоб в жизни стать собой,
Чтоб не считать себя пустышкой…
Ведь романтический герой
Стал близок. Тот, из старой книжки…

    Ты спор ведёшь до хрипоты,
    И отвергаешь в нём привычность.
    И в нём, конечно, лидер - ты,
    И в этом споре зреет личность…

Как ты свободен, боже мой!
Считают все тебя упёртым.
Но мама ждёт тебя домой,
Как будто ты ещё в четвёртом…

    Волнует всё, любой вопрос,
    И круг друзей – так плотно сжатый!
    Как жаль…Седая прядь волос,
    И не возьмут уже в девятый…    
               

                Александр Кулев

           ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК

     Вы ждали этого? Свершилось!
     Вы не случайно в этом зале -
     Учеба нынче завершилась,
     И вы еще взрослее стали...

Ну а в душе - эмоций море,
И счастье - вместе со слезами,
Надежды, радости и горе,
Друзья с прекрасными глазами...

     Воспоминания о разном...
     Печаль, созвучная прощанью,
     Мечты о будущем прекрасном
     И помнить друга обещанье...

Слова без грубости и лести,
И вновь подводится итог...
Еще немножко будем вместе,
И вы уйдете за порог...

     Вас будут ждать вот эти стены -
     Сюда ступали вы не раз...
     Вас ждут большие перемены,
     А мы уж не забудем вас!


                Александр Кулев

                ПРОЩАЛЬНОЕ

          Время сомнений и время вопросов…
          Просто настала пора оглядеться:
          Ныне – еще не наставшая взрослость,
          Но ведь уже - убежавшее детство…

Средняя школа – хорошая школа!
Цели высокие – это оттуда!
И окончанье – не время раскола!
Дружбу храните вы, живы покуда!

          Память храните о том, что проснулось
          В школьных стенах. Радость вам приносили
          Школьное детство и школьная юность.
          Здесь не впустую они проходили!

Вот и пора вам со школой проститься –
Так, как отходит баркас от причала…
Пусть вам не раз наша школа приснится,
Как ваших в жизни успехов начало!


Рецензии