Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 40

Глава 40. Уйгуры

Наше с Лирой мнимое сближение на даче Вадима исчезло без следа. Когда я позвонил и сказал: «Здравствуй, Лира», она пресекла мои попытки нарушить границу её личной «территориальной целостности».

– В прошлый раз я вас откровенно использовала – мы разыгрывали пару. И вы на это заранее согласились. Но это не даёт вам права вести себя также в повседневной жизни, вне игры, так сказать.

– Жаль. Почему бы не продолжить игру? Было бы интереснее жить.

– Можно заиграться. Давайте по делу.

– Да, собственно, дела у меня нет. Просто пообщаться мы можем?

– Общаться «просто» у меня сейчас нет времени. Говорите, куда вы там со Светланом добрались?

– Со Светланом – до Алмалыка. Но если у вас нет времени…

– Ага, значит, вошли в уйгурские земли!

– В какие?

– Вы что, совсем не слышали об уйгурах? Ах, я забыла о стерильности ваших извилин в отношении истории и этнографии.

– Ладно, Лира Павловна, я в другой раз позвоню. До свидания.

Перезвонила через минуту.

– Простите меня, пожалуйста… Я перегнула. Простите.

– Да ладно…

– Слушайте, а не хотите поехать со мной в Хабаровск?

– Куда?.. И в каком теперь качестве? Может, я должен исполнить роль носильщика, или дряхлого папы при взбалмошной дочке, или киллера, наконец?

– Да, да, ругайте меня! Я поступила с вами отвратительно. Обязуюсь возместить. Перечислю вам со своего интеллектуального счёта всё, что знаю об уйгурах.

– А вы и о них всё знаете?

– А как же, они – тюркоязычны! Современный уйгурский входит в карлукско-хорезмийскую подгруппу тюркских языков, кстати, вместе с узбекским. Но этот современный уйгурский вовсе не родствен древнеуйгурскому языку, который происходит из языка орхонских уйгуров.

– Помилуйте, Лира Павловна! Давайте закончим онлайн-лекцию, у меня голова лопнет.

– Ладно, продолжим в поезде.

– Так я уже точно еду?

– Я же слышу, что вы хотите.

– Тогда надо хотя бы заказать гостиницу.

– У них есть служебная. Попытаюсь договориться на двоих. Кстати, от роли вам не отвертеться. Будете моим коллегой из… из Нижнего Новгорода. Тут точно никто не знает историков из Поволжья – нет общих тем.


Нам повезло. В купе фирменного поезда «Океан» мы ехали вдвоём до самого Лучегорска. Попутчики сели, когда была уже ночь и мы, хоть и были потревожены, зато остались довольны вечерними часами, когда просто сидели напротив за столиком и смотрели в сумерки пробегающих за окном пейзажей.

– Люблю ездить в поезде, – сказала Лира.

– Я тоже, с детства. Меня родители везли из Владивостока в Москву, когда ещё паровоз тащил и ехали две недели. Помню, отец показывал огромную голову Сталина, высеченную из скалы. Это где-то в Забайкалье. После её то ли взорвали, то ли дорогу спрямили, но теперь её не видно.

– Меня тоже в детстве возили. И тогда обязательно брали в поезд варёную курицу, яйца, варёную картошку с укропом, огурцы… так вкусно было! А знаете, я ведь взяла на всякий случай пянсе*1, и на вашу долю. Давайте попросим чаю и поедим как в поезде!

Чай оказался так-себе, не крепкий и не горячий.

– А помните, Лира Павловна, чай подавали в подстаканниках. Очень красивые были, говорили, что серебряные. Там кремль, «СССР», «рабочий и колхозница». Я любил рассматривать.

– Я таких не застала. Уже жестяные штамповки были. Но тоже, помню, интересно было из них пить. Сейчас как-то не то. Может, потому что выросла? Не хватает чего-то.

– Я вам точно скажу, чего не хватает – стука колёс. Помните эту завораживающую песню: тук-тук – тук-тук, тук-тук – тук-тук!

– Верно! А я чувствую, что-то не так, а в чём дело не пойму. Как же сделали, что не стучит?

– Теперь рельсы без стыков, сплошные. Так и называется – бесстыковой путь. Скучно – ушла романтика. Зато, конечно, прочнее и надёжнее, и шуму меньше.

– А вам пянсе не нравится, – заметила Лира мою гримасу.

– Если бы без капусты… Но, в общем, неплохо. Я-то вообще не догадался ничего взять в дорогу.

– Что с вас, мужчины, взять. Только не обижайтесь! А вы знаете, что пянсе только на российском Дальнем Востоке?

– Это же корейский рецепт, я ошибаюсь?

– Верно. Но в Южной Корее это называется совсем по-другому и переводится что-то вроде «королевский пельмень». А в европейской части России такое изделие называется пигодя.

– Слушайте, Лира Павловна, вы полиглот! Не подозревал, что вы и корейский знаете!

– Не знаю я корейский. Просто как-то разговорилась с узбеком, он и рассказал, что у них пянсе называется пигодя, и сказал, что в Москве тоже такое название. Они, узбеки, отсюда домой через Москву летают. Я и заинтересовалась. Оказывается, наше название пошло из диалекта сахалинских корейцев. А в Средней Азии живут корейцы с другим диалектом. Отсюда разница.

– Поражает меня, как это может быть интересно. Ну, пянсе, так пянсе, шашлык, так шашлык – мне какая разница, лишь бы вкусно было.

– Что ж поделать – такая уродилась, как моя бабушка говорила.

– Лира Павловна, может быть, введёте меня в курс дела, зачем вы везёте «коллегу из Нижнего Новгорода» в Хабаровск?

– «Коллега» едет просто посмотреть столицу федерального округа, а вообще его интерес – славяне периода Золотой Орды. А я еду чтобы попытаться прочитать надписи на металлической утвари, обнаруженной в запасниках краевого музея. Предполагается, что надписи эти как раз на том самом древнеуйгурском. Давайте я вам об уйгурах и расскажу, пока к нам никого не подсадили.

Живут они на северо-западе Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. К слову, это самый большой район Китая – шестая часть территории. Некая доля далёкой страны, мало кому интересная, о ней и не говорят никогда. Между тем, территория проживания уйгуров в три с лишним раза больше Франции или Украины и в пять раз больше Германии. И в два раза меньше европейской территории России. То есть, все вместе русские княжества времён вашего Светлана были гораздо меньше этой малоизвестной Уйгурии.

Почти все уйгуры живут в этом Синьцзян-Уйгурском автономном районе, их одиннадцать миллионов. Да ещё полмиллиона за рубежами Китая, больше всего в Киргизии и Узбекистане. Уйгуры – крупнейший тюркский и второй по численности мусульманский народ в Китае. Так что, народ немалый даже по нынешним меркам. Для сравнения с той же Европой: в Германии восемьдесят миллионов, в Польше меньше сорока, в Чехии около десяти миллионов человек.

– Вот как вы так умеете, Лира Павловна? Я конечно же слышал об уйгурах – они там иногда поднимают борьбу за самостоятельность. Но вот так представить – по сравнению – совсем иная картина! Меня удивляет ваш математический склад ума.

– Не причём здесь математика, мне просто интересно. Именно в сравнении самой становится понятнее территория расселения народов, их взаимодействие с соседями, многое другое. Я люблю географию. Эти страны у меня в уме, словно перед глазами. К тому же на разное историческое время контуры территорий различны, и вот это надо не перепутать – каждому веку своя «Уйгурия». Шучу, конечно. Но вообще территории стран «пульсируют» во времени, расширяясь, сжимаясь, перемещаясь. В восьмом-девятом веках Уйгурский каганат владел территорией всего нынешнего северного Китая, Южной Сибири, Монголии, бассейна Амура до самого Охотского моря!

История уйгуров довольно сложна. Не менее десятка государств было создано ими в разные времена. И они сыграли значительную роль в истории Азии. Этот народ несколько раз сменил письменность, из его рядов вышло немало поэтов, писателей, философов. Не думаю, что полезно будет высыпать вам на голову мешок фактов. Или желаете?

– Спасибо. Лучше, всё-таки, дозированно. Я ведь ничего не запомню. Потом, эти все века, кроме двенадцатого-четырнадцатого, в моей голове ни к чему конкретному не привязаны, поэтому информация не фиксируется в памяти. Не обижайтесь.

– Да я понимаю. Но одно всё-таки расскажу. Занимательное. В последнее время большой интерес вызывает генетические исследования. Считалось, что уйгуры произошли из кочевых народов с территории Монголии, затем к ним примешались иранские племена и некоторые другие. Но вот генетика уйгуров показывает от тридцати до шестидесяти процентов примеси европеоидной расы.

– Удивительно! Казалось бы, так далеко от Европы… А что же, всё-таки, было на территории уйгуров в четырнадцатом веке? Знаю, что сейчас поругаете узость моих интересов, но всё же?

– Во-первых, скажу вам, что это редкий народ, который не пострадал от монголов. Правитель уйгурского государства Баурчук*2 в 1209 году поднял восстание против каракитаев, которым до того платил дань. Одновременно он отправил послов к Чингисхану, который оказал помощь. После этого Баурчук выполнил несколько важных заданий Чингисхана, в том числе разгромил найманов. Чингисхан после такого проявления преданности принял Баурчука в своей ставке с почётом, отдал ему в жёны свою дочь и объявил своим пятым сыном. Вы представляете значение такого звания? Наверное, выше и быть не могло! Конечно, Баурчук был предан Чингисхану до конца жизни. Он принимал личное участие со своей армией в больших завоеваниях монголов, в том числе в двухлетней войне на полное уничтожение тангутов.

Уйгуры заняли одно из ведущих мест в составе Монгольской империи. И не только из-за того, что были преданы хану, а потому что славились своим умом. И вообще уйгурский народ был в те времена одним из высокоразвитых. Уйгуры занимали многие высокие посты при монгольском дворе и в государстве. Первый писец Чингисхана был уйгуром. Он и вдохновил хана на создание монгольской письменности на основе уйгурского алфавита, которая стала официальной для всего монгольского государства. Она до сих пор используется, между прочим.

Ну, а в четырнадцатом веке было много событий, которые привели к дроблению государства. Территория уйгуров после смерти Чингисхана входила в улус Чагатая. То время, когда ваш Светлан продвигался в сторону Ханбалыка, было наиболее благополучным. Тармаширин-хан, провозгласив для своего улуса ислам в качестве государственной религии, тем самым содействовал прогрессу в торговле, культуре и науке, и благополучию жизни народа. Ислам в те времена был наиболее передовым учением.

Но старая монгольская знать придерживалась кочевых традиций и обвиняла Тармаширина в предательстве ясы. В конце концов они подняли восстание, сместили и убили Тармаширина в 1334 году. К власти пришёл потомок Чагатая Бузан. Он вернул столицу улуса в Алмалык. Но продержался на троне менее года. Его сменил, тоже через убийство, хан Дженкши, который был буддистом и покровительствовал католическим миссионерам. В 1338 году его убивает родной брат, который вскоре сошёл с ума. А дальше власть «пошла по рукам», улус раскололся на две части, а после на более мелкие ханства.  В конце четырнадцатого века Тимур докончил раздробление улуса.

Территория уйгуров также подверглась смене вождей, делениям и разорениям. В этом нужно разбираться подробно, если есть необходимость.

– Лира Павловна, очень всё это интересно, но голова уже не варит, честное слово.

– Да, уже поздно, нужно попытаться поспать. Мне ведь завтра придётся этой самой головой работать.


В Хабаровск приехали утром. Заселились в полупустую ведомственную гостиницу, которая оказалась больше похожей на общежитие. Несколько маленьких комнат объединялись общим залом-столовой с общим же санузлом. Но нам было всё равно, потому что задерживаться мы не собирались. Позавтракали в уютном кафе, потом я пошёл бродить по краеведческому музею в качестве обыкновенного посетителя, а Лира Павловна была встречена как известный и весьма нужный в данный момент учёный и увлечена в недра музейных хранилищ.

Пообедать мне пришлось в одиночестве и поужинать тоже. Лира погрузилась в науку с головой и вернулась в гостиницу к двадцати часам.

– Зато мы всё сделали! Завтра нас везут на экскурсию. А теперь – спать!


Назавтра за нами приехали на микроавтобусе сотрудницы музея и повезли за восемьдесят километров в нанайское село Сикачи-Алян. Ехали специально чтобы посетить знаменитые петроглифы. Женщины всю дорогу обсуждали вчерашнюю работу, договаривались о совместном написании научной статьи. Я смотрел по сторонам. Погода была мерзкая. Пейзажи – низина с тростниками, перелески – не впечатляли.

Приехали в село, в котором есть целый туристический центр с музеем. В музей мы не пошли, а спустились к реке Амуру с грязно-жёлтой водой и пошли вдоль берега среди гряды валунов. Это и был собственно памятник археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна». На базальтовых валунах вырезаны человеческие личины, круги, спирали, а также наши родные «маша+саша». Наши попутчицы вскоре повернули обратно. Лира Павловна потащила меня под дождём дальше.

– Вот, смотрите, мои любимые!

На огромном валуне выбиты две коренастые лошадки.

– Похожи! Нет, правда, очень здорово, узнаваемо. Мне кажется, такие же якутские лошади, я на фотографиях видел.

– Да, именно как якутские. Они и жили в похожих условиях. Тогда здесь и климат был как в Якутии. Им знаете сколько? Им двенадцать тысяч лет!

– Невообразимо!

– Это вам для изменения фокусного расстояния в рассматривании истории. Теперь вы видите, что интересующий вас отрезок времени – четырнадцатый век – вовсе не столь далёк от нас и известно о нём довольно много, а по сравнению с людьми, которым принадлежат петроглифы – неизмеримо много! Мы даже не догадались бы о их существовании, если бы не эти, выбитые на камне лошадки. Как знать, может, среди них были наши с вами предки… Но тут не докопаешься. А вашего Светлана ещё очень даже можно проявить на негативе истории. Дерзайте! Я помогу.



  *1 Пянсе – национальное корейское блюдо – паровой пирожок с капустно-мясной начинкой и специями. Распространено в Дальневосточном регионе России
  *2 Баурчук Арт Текин – идикут уйгурского государства. В результате его политики Уйгурия присоединилась к Монгольской империи в качестве её пятого улуса в 1211 году


Рецензии
Очень познавательно изложено. Понимаю, так было задумано автором изначально, но по мне... .. Что-то многовато здесь этой суперуверенной дамочки. Как-то начинаешь от нее уставать.

Владимир Островитянин   21.07.2022 23:37     Заявить о нарушении
Так уж получилось. Надо же было чьими-то устами рассказывать интересные факты. Читавшие уже эту книгу разделились: одним Лира очень не нравится, другие просто влюбились в неё. Так бывает. По крайней мере, она необычная женщина, непростая, нестандартная. Не знаю почему она у меня такая выявилась.

Виктор Квашин   22.07.2022 07:41   Заявить о нарушении