Апарны из конфед-и дахов. Энцикл. Ираника
Это сокращённый вариант ввиду постоянных фактов плагиата с дальнейшим извращением сути наших статей со стороны Тенглик-актива. Полный вариант статьи может быть предоставлен по личной просьбе участников.
Никогда и нигде ни один тюркоязычный этнос не носил названия Awar. Центром распространения этого этнонима являлся Хорасан.
Вопреки абсолютно невежественным,безграмотным, нелепым утверждениям Тенглик-актива под маской кокетничающих ресничками растрёпанных крашенных "умников", этноним Awar 1. никак не может считаться уйгурским,потому что древнеуйгурский язык хорошо известен и в нём только фигурирует такое имя мужское с пометкой "значение неизвестно, происхождение неизвестно"; 2. "книжный" этноним не переходит никогда на названия рек, а в Аварии три реки имеют этническое название: Авар гIор,Хизан гIор (в старых советских картах -Хнзан гIор) и ГIанди гIор. Что означает гIoр в монгольских языках понятно,это оёр "русло реки", И с чего бы это Хизан (Хонзан), ГIанди ( Анди) не книжные, а одно только Awar - "книжное"? Здесь же не Джидалаевы из ДНЦ РАН сидят, чтобы не разбираться,что к чему. Пусть нам тенгликовские назовут хотя бы один гидроним, который можно оценить как "книжный".Если такие не встречаются ни у кого,почему они должны быть в Дагестане?
Называется эта клоунада- "агроном" из Баммат-юрта дорвался до СМИ - больше заняться нечем. Какие такие книги они- нуцалханы аварские читали? Конкретно, как назывались эти,прочитанные ими книги в X в.,откуда они "выудили" для себя этноним "авар"? Баммат-юрт знаком с такими книжками или они только вяленный рыбой, дойкой коров и сбытом сена озабочены? И вообще есть ли в мире хотя бы одна река с "книжным" названием? А термин "авараг" с тем же корнем тоже в книжке вычитали? И потом за ними весь аварский народ начал повторять : Awarag kadimah! Ну,типа "Спартак,вперёд" только на языке Библии! Такое название "пророка, посланника, мессии" вообще ни у одного ни мусульманского, ни христианского народа в мире нет. АВАРСКИЙ НАРОД В ЭТОМ ПЛАНЕ- ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ,т.е. только у них собственный этноним имеет тот же корень,что и "пророк,посланник,мессия". Даже у евреев нет такого,они и самих евреев позади оставили.
Скажем больше,- апарны сам свой этноним Apar записали арамейской гетерограммой QDM "передние,передовые,восточные" (типа латинского соответствия praevalent "первенствующий,превосходящий"?) .Кстати, по нему видно,что они сами определили себя "хурритами", так как " восточные" на древнем Близнем Востоке- "хурриты" и "перед" вообще у евреев и арамееязычном мире считался "востоком". Исследователи до сих пор недоумевают,почему апарны решили себя так записать,когда иран. языках, apar "верх,север", а qdm (kedmi и т.п.) "перед,восток".Но и сегодня Чечня и Дагестан, между прочим, от Сиро-Палестины - северо-восток.
Как сказал один немецкий мыслитель: "историк,-пророк, смотрящйй в прошлое".Арамейская гетерограмма показывает причисление себя к хурритам,точно так же как это было с митаннийскими ариями, в том числе с теми,одного из которых звали Awarparnu- задолго до появления где-либо в мире каких-либо тюрков.
Так что, в лице апарнов-дахов мы имеем дело с HURRO-APARYTES. Да и генетика указывает на то,что у кавказоязычного Сеа.Кавказа ближайшая родня по отцовской линии- Северо-Вост. Иран ( Хорасан). Вот этими вопросами пусть занимается ДНЦ РАН Отдел Востоковедения, а не открытием кислорода для тенгликовцев. У тенгликовцев есть свой Татарстан/Башкортостан и без наших дагестанских научных организаций.Сидят с умным видом на нашей кавказской земле, в наших кавказских научных учреждениях и обслуживают непонвтно чьи интересы.
А Андраш и Гуляш с Петером Б. Голдом что думают по этому поводу? Почему об их трудах забыли напомнить? Они же пели песенки, что "авары родственны чукчам и армянам". Первых они отродясь не видели, а ко вторым даже не считали нужным добираться. И почему о таких "генетических исследованиях аваров" от явно вымышленных лиц никто из реальных генетиков не слышал, а на самом "генетическом сайте",куда ведёт ссылка- одна лишь реклама порнухи? Мы не желаем, чтобы имя аваров пережёвывалось на всяких проститутских сайтах шарлатанов.
По какой такой книжке аварский народ учили: 1.назовите своего правителя Awar,затем... 2. реку тоже назовите и ещё пророков,посланников? Не слишком ли много? Спрашивается,а для чего? Наверное,только для того,чтобы кого-то обмануть,но такие фокусы характерны разве, что для завистливых и мерзских тенгликовцев. Не секрет,что они,в отличии,например,от соседних им ногайцев, всегда и везде- самые плюгавые с какими-то дрянными хитроватыми улыбочками и ещё с претензиями! И ни одну работу, ни одно взятое на себя обязательство не выполнят сколько-нибудь достойно. Такая вот категория любителей ни за что не отвечающих пассажиров. Просто взять и выложить их фото на стол- вот этот, вот тот, и всем,всё ясно станет-что это за пассажиры!
А кому это среди горского аварского населения надо - врать, придумывать и изворачиваться ради какого-то "элитного" этнонима? Им даже и в наши дни по-большей части всё равно,они же не имеют комлекс неполноценности как сородичи хана Котяна или Кучума, или ещё какого-,нибудь половецкого чучела горохового! Решили ещё о нуцалханах аварских говорить- "они были под властью Грузии и Ширвана...сефевидам платили.." Да они сметали этот Гурджистан своими набегами, а Ширван вообще ничего собой в военном отношении не представлял. Горский Дагестан в него входил и выходил когда хотел и как хотел.
Имя самого этноса, реки, да ещё и обозначение мессий, пророков! Из живых народов такое явление только в Дагестане, а среди вымерших- у АПАРНОВ - ДАХОВ. И не только потому что они -APAR. В пехлеви,кроме ABARAG/APARAK есть ещё ABARGAR- "supreme,superior,God",букв. "тот,чьё жилище в выси" с пояснением,что этот термин следует воспринимать подобно иудейскому ADONAI, "верховный единый Бог". И приведены примеры,когда писавшие по парфянски иудеи употребляли именно этот термин для авраамитического Бога- ABARGAR (=ADONAI).
В литературе об аварах-вархонитах везде отмечены 1.высокий рост аваров;2.высокое самомнение о себе аваров: "быша бо обри телом велици,а умом горди". И это тоже находит своё отражение в языке: пехлеви ABAR-MENISHN "высокомерие,чувство собственного превосходства" и полное тому подтверждение в монгольском ABARGA/ AWRAGA/AWARGA "гигант, исполин; чемпион". А в хлам битые монголами сородичи хана Котяна не знали,что это так? Впервые слышат,что монголы кипчаков скопом по дешёвке на мусульманские рынки продавали? Неужели это новость для них? И когда, какие ещё жалкие чебуреки-протоболгары "поделили" с франками Аварский каганат? Протоболгары же предателями были, нанесшие удар аварам в спину,когда те схлестнулись с франками.
Протоболгары - это просто дворовая футбольная команда, раскромсанная в конце концов византийцами. Как писал о них в своё время аварский каган византийскому императору: "Я к тебе таких людей отправлю,что если они даже все сдохнут под стенами Константинополя,то мне их не жаль." То есть эти "люди" для него были как бы и "не люди". Что,например, даже сегодня могут показать или доказать чуваши, татары, башкиры... горским народам Чечни и Дагестана? Пусть выпустят их на поединок в любом виде единоборства и мы тогда посмотрев,оценим, что за вояк представляли собой протоболгары, хазары и прочие!
Не татарам и башкирам обсуждать нашу историю.Мы гордимся тем,что не похожи на татар и башкир. И это замечательно, что ничто не указывает на наше родство. А Тенглик в одной упаковке с ДНЦ РАН пусть гордятся обратным,только свой плагиатский флажок пусть переиначат, потому что Халилбег Мусаясул свои эскизы не для Тенглика делал.
Общеизвестно, что парфянский (DAHA-SAKA) язык очень даже был распространён в Синьцзяне,как и Хотанасакский,тохарский и санскрит. Хорасан и Синьцзян это же не Баммат-юрт, уровни - несоизмеримо разные. Ещё этого не хватало, чтобы какие-то мышкины-норкины из себя "кавказоведов" корчили и нуцалов обсуждали! Мыши должны о мышах писать, а не о тиграх. Какое "кавказоведение" может представлять вообще "Тенглик"?! Что в нём вообще кавказского? Он может так же представлять Дагестан, как бездомные в Филадельфии "представляют" американцев. Тенглик - это бездомный Псевдокавказ. И с чего это мышкин-норкин-шумкин вдруг Кацуо Еноки вспомнил-это же именно мы о нём писали, но не по поводу парамонгольских аваров, а связи с иранскими гуннами эфталитами. Кто вообще этот безвестный мышкин-норкин и кто Кацуо Еноки? И где в какой работе он писал о том, что "авары пришли из Средней Азии". Кацуо Еноки -дотошный специалист по китайским источникам, его тема-эфталиты. Элементарных знаний нет, несёт всякий вздор, а о Кацуо Еноки вообще впервые услышал именно от нас. Это вовсе не он, а археолог Иштван Эрдейи писал о том, что "эфталитская (она же -среднеазиатская) версия о происхождении аваров -наиболее доказанная и для него более предпочтительная.
"Доктор философии в истории Колумбийского Университета" и иже с ним тенгликовцы пусть вначале свой жалкий кругозор расширят,прежде чем пытаться общаться с нормальной публикой! Какое отношение к истории имеет Камиль Алиев,чтобы о чём-то судить как историк?! Перевирает всё что только можно, и ни одной работы самого реального Кацуо Еноки явно не читал и решил...обсуждать якобы его версию о происждении аваров. До собственного уровня пытается поднять авторитетнейшего специалиста по эфталитам. Это всё равно, что сказать, что у Диего Марадоны есть версия о происхождении империи Юань, но он не прав. Это под одним ником, а под другим утверждать, что всем всё известно -Юань произошли,согласно генетическим исследованиям...от чукчей и армян. Пока публика застынет в удивлении ,что это ещё за очередная чушь, то ещё под третьей личиной накатать ещё одну галиматью. Что вообще такое Тенглик вполне ясно по одной тольке физиономии Салава Алиева. Газетёнке "Йолдаш" её надо почаще публиковать на самом видном месте,а то уже все позабыли как он выглядел.
Термин AWAR/ABAR на наш взгляд, дал старт вовсе не из прочитанных кем-то книжек, а в результате действий организованной военно-религиозной группы.И истоки этой группы,этого военно-религиозного сообщества -в Хорасане. Имеющиеся в совокупности данные чётко указывют на Хорасан как наиболее вероятный регион.
И никаких савиров" Иран ни в какой Дагестан не переселял,потому что указано "Тарих-и Дербент-наме" ( не в "Тарих-и Дагестан"!),что "переселили 12 тыс. воинов из Балха". У нас же в статье на "Я.ру" прочитал и не смог правильно озвучить этот "мышкин-норкин"-подставной фигурант от Тенглика. Какие савиры жили в Балхе? Савиры вертелись вокруг ромеев, а не Ирана. Если бы этот трусливый народец из Зап. Сибири,панически боявшийся аваров оказался бы в грозном афганском Балхе,то на этих савиров надели бы юбки и распределили как "товар",ни на что другое они не годились.Савиры потому и умирали от страха услышав об аварах, потому что знали, что авары - Хорасан.Вот точно так как в Европе боялись норманнов, так веками боялись мужей Хорасана. Абаршахр/Апаршахр имел статус пограничного анклава и всякого трусливого шакалья типа половцев образца 1223 г. среди них отродясь не было. У савиров как раз до появления аваров на Кавказе имелись проблемы с Ираном. Мать тогдашнего сасанидского правителя была из хионитов. Абары как пришли, так и разбросали всех тюркские кочевые ватаги как щенков, но вот к иранцам: персам,осетинам отнеслись очень даже доброжелательно.
Армянские,русские,татарские и некоторые другие юзеры очень часто умышленно пишут вместо "апарны" (апарнак) укороченный вариант этнонима- "парны",хотя это неправильно и всё равно, что писать "амисы", "амеры" и т.п. вместо "американцы". У Ричарда Фрея в "Наследии Ирана" чётко указано их обозначение - "апар, апарнак", а вовсе не "парны". В Энциклопедии Ираника раньше была представлена статья, в которой апарнов пытались переделать в "спалов", оправдывая тем, что их,вероятно, перепутали. В настоящее время в статье Abarshahr ясно указано, что речь идёт о народе "aparak" из Конфедерации Дахов."Апарак" соответствует русскому "апарские".Поэтому нет никаких "парнов-дахов", а есть "апарны-дахи".
Апарны-дахи в ранний период использовали в письменной речи большое количество арамейских гетерограмм (шифрующие значение),причём настолько много, что некоторые тогдашние учёные даже считали, что они говорили на арамейском. В любом случае, это свидетельствует о знакомстве части населения с арамейским языком на достаточно серьёзном уровне. В поздний парфянский период среди парфян сильно распространилось христианство.В тот период персы уже терпеть не могли парфян, так как вкупе с банальной завистью, персов раздражали любовь парфян к греческому языку и культуре. Парфяне считались "эллинофилами". Римляне же,хотя и были длительное время врагами парфян, но тем не менее,подметили эту эллинофильскую черту парфян как положительную. В конце концов римляне официально признали парфян "народом, равным римлянам."
Парфянам вообще была свойствена чехарда с языком: вначале они использовали восточноиранский, но с очень большим количеством шифрованных арамеизмов на письме, затем перешли на западно-иранский и вместе с этим все образованные парфяне хорошо изъяснялись по древнегречески,отдавая ему предпочтение как языку более высокой культуры и цивилизации, как норманны -французскому. Митридат, ворвавшись на территорию,оккупированной Римом Греции, своим страстным обращением сумел настолько воодушевить эллинов, что те той же ночью бросились громить семьи местных римлян. Последним пришлось срочно бежать.Римлян же это сильно удивило, так как они давно не видели в греках противников и не подозревали,что парфяне так легко их сумеют поднять на резню римлян.
Не исключено, что ряд "ивритских" совпадений с аварским типа насих "князь, принц", насиха "княжна, принцесса" (ав.нуси,диал. нусай "невестка"), нацив "наместник" (ав. нуцал "правитель", чеч. нецвал "жених"), арос/арус "жених" (ав. рос "муж), каше "тяжко,трудно" (ав. квещ "плохо"), кахоль "голубой" (ав. хъахIил "то же"),шахор "чёрный" (ав. чIегIер "то же"), кор "холод" (цIорой "холод") и пр. как-то связано с арамеизмами в языке парфян,хотя всё это нуждается в дополнительной перепроверке. Совершенно определенно, что аварство Дагестана ровным счётом ничего не заимствовало в религиозной лексике у соседних грузин, а использовали удивительно точные ветхо-заветные и ново-заветные термины. Слово "молитва" в аварском также не совпадает с грузинами, но совпадает с греками: др.-греческое are " молитва, просьба": ав. hari "просьба".Нас подобные детали (схожих слов много) давно начали удивлять и настораживать: а почему так? Дело в том, что когда речь идёт о старой религиозной лексике (или той, которая "вычисляется" как таковая), то древнееврейские (арамейские?) и частично древнегреческие совпадения совершенно очевидны.
Складывается впечатление, что в этой области вообще ничего своего нет, а только один Ветхий и Новый Заветы + древнегреческий. Да и само словосочетание как "Земля Трона"-классика Библии: "И ПОСТАВЛЮ Я ТРОН СВОЙ НАД ОБЛАКАМИ". Кто всё это так старательно продавливал в Чечне и Дагестане? С религией,что в Чечне, что в Дагестане хороша земетна линия вытягивания язычества в формы Ветхого и Нового Заветов,своего рода переформатирование. "ЖЕНИХ-ПРАВИТЕЛЬ" -это вообщей чистейший мир Библии."Трон",сюда же. Очень даже "подкованными" знатоками были те лица, которые проводили продобную политику, идеологию в жизнь. Нам видится, что в данном случаем мы видим результат активности иудео-христианской секты, без признаков устоявшегося православного христианства. Всё бралось без посредников прямо из Библии, её языка и образов.
Похоже на иудео-христианскую секту с мессианскими чертами,которые блюли чистоту веры, уделяли внимание тому,чтобы было как в своём каком-то записанном источнике. В добавок ко всему- известно о сильном распространении христианства в поздней Парфии, в первую очередь -западных её областях. Один из волхов с подарками для Иисуса-младенца, считается, что был парфянином. И вишенка на торте..-первый аварский каган обращённый в христианство взял себе имя Abraham,т.е. даже в этом случае, мы видим приоритет фундаментализма, истоков Ветхого Завета.
Известно,что относительно близкой роднёй современных уйгуров явл. тибетоязычные цяны из Синьцзяна, а они,между прочим, себя считают потомками Авраама. У ряда христианских групп, слыть "сынами Израиля" вообще было идеей фикс,в среде сект- тем более. Не следует забывать о том, что представленное в Хорасане всегда могло быть легко перекинуто в Синьцзян.
АПАРНЫ,ДАХИ,АПАРИТЫ
Ист. справка: 1.Даhа- в хотаносакском языке означало "мужчина,самец".Дахская конфедерация- прародина савроматов/сарматов. Из сарматовзычных племён дахских конфедератов на территорию Прикаспийского (Vrkan) Дагестана продвинулись "верхние аорсы"(Upper Aorses). Изначально Dahaestan - Южный Урал,Сев. Прикаспий.Затем зона племён дахской конфедерации спустилась в южно направлении на земли сопредельные с терр.современного Туркменистана и немного позднее начала охватывать уже север современного Туркменистана; 2 Апарны (также "апархи","обарены") обитали на территории Кавк. Албании в провинции "Обарена (Obarene). Предпологается,что они являлись переселенцами из Парфии. К тому времени выходцы из Парфии уже обосновались в северо-зап. Иране и сменили свою прежнюю восточно-иранскую речь на западно-иранскую. В северо-зап.Иране до сих пор существует река Abhar с одноимённым населённым пунктом.
К парфянскому роду Аршакуни (Arsakides) принадлежал и правящий род Кавказско-албанского (агъванского) царства.Иранский героический эпос Рустам и Сохраб, по-мнению ираниста Ричарда Фрея,почти целиком парфянский. В мусульманском мире само слово "парфянин" стало обозначением "силачей"- pahlav.Парфянская правящая династия Аршакуни/Arsakides правила не только в Албании,но и в Иберии и Армении. Последний представитель рода Аршакидов,отказался возвращаться в Иран и умер в достатке,почёте и уважении как римский гражданин в Риме.После захвата власти персами, в Иране имели место антипарфянские погромы. Часть парфянской знати устремилась к своим сородичам в Закавказье.Их приняли, но к призывам объединить Кавказ в коалицию с парфянами и приступить к совместной борьбе против персов остались равнодушными.
В марзбанство Дербент (Дарбаьнд) в эпоху Сасанидов назначались только выходцы из Хорасана, т е. те кого на пехлеви называли abarag ( парф. aparak) "апарские; верхние,верховные; хорасанские".
Известны также геродотовские апариты (Aparytes), локализуемые в районе Кабула и прилегающих территориях совр. Афганистана,чьим официальным названием ещё в XIX в. было "Хорасан". С Хорасаном (Большой Хорасан) связана и фрески с надписями в Афрасиабе (Самарканд):"И сказал царь Авархуман/Уархуман"...). Среди многочисленных фресок заметен и белый грифон-часто встречающийся среди артефактов аваров-вархонитов. Фрески Афрасиаба датируются VI-VIII вв.когда Самарканд представлял собой сильно укреплённый город
АБАРШАХР В ENCYCLOPAEDIA IRANICA
ABARSHAHR, name of Nishapur province in western Khorasan. From the early Sasanian period, Nishapur, which was founded or rebuilt by Nishapur I in the first years of his reign, was the administrative center of the province. On a Sasanian clay sealing, the names of Abarshahr and Nishapur appear together. In the inscription of Nishapur I at Naqsh-e Rostam and in Manichean texts, Abarshahr is mentioned in various spellings. On Sasanian coins the Pahlavi form of Abarshahr appears abbreviated as ;pr, and on Arab-Sasanian coins we find the form ;pr, ;prsh(t). Post-reform Omayyad coins bear the Arabic mint signature Abrshahr, which can also be found on ;Abbasid coins until about A.D. 825. But as early as about 772, the mint name nys;bwr appears on Islamic coins, and it was used up to later Middle Ages. In Arabic texts, besides the common form of Abarshahr, Barshahr occurs; and the Persian geography of Hamdallfh Mostawf; mentions Abarshahra (variet. Abar-shahr, etc.) as the old name of Ham;ahra near the Caspian Sea. The Arab geographers of the Middle Ages explained the meaning of the word Abrashahr/Abarshahr as “cloud city.” The older western interpretation of the name, “upper country,” which has been brought back into discussion recently, was rejected by E. Herzfeld and J. Markwart. Markwart concluded that Abarshahr means “the country of the Aparak” (one of the three Dahae tribes who founded the Parthian empire)—an opinion widely shared.
В тексте: "the country of the Aparak" "Страна Апараков" следует понимать как оформление этнонима APAR (среднеперсидское abar "on,over") восточноиранским суффиксом -ak/-ag,ср. пехлеви abarag (парф. aparak) "on,over,superior; northern, Khurasanian" с убедительным соответствием в кавказско-аварском в виде avarag "пророк,посланник,мессия".В эпоху Сасанидов из за устойчивой ассоциации провинции Абаршахр с иранскими гуннами-эфталитами, провинция была упразднена,а одноимённый г. Абаршахр сменил название на Нишапур- в честь шаха Шапура. Сам персидский Хорасан также в последствии был уменьшен в размерах и на земли Хорасана переселялись курды,которые никогда там прежде не жили.
Некумыкский мир Земли Золотого Трона.
Vrkan,Honeri Pahak/ Выркан,"Стражи Хонов".
21.07.2022
Свидетельство о публикации №222072101288