Освобождение Сланцев и Кингисеппа

01.02 – 03.02.1944
На Нарвском направлении
НАСТУПЛЕНИЕ Советской армии

Освобождение Кингисеппского и Сланцевского районов,
городов Кингисепп (01.02.1944) и Сланцы (02 – 03.02.1944).

01 Февраля 1944   
От Советского Информбюро Войска ЛЕНИНГРАДСКОГО фронта, сломив сопротивление противника, 1 февраля овладели городом КИНГИСЕПП и, продолжая развивать наступление севернее и южнее КИНГИСЕПП, с боями заняли более 50 населённых пунктов, в том числе СТАРОЕ ГОРКОЛОВО, НОВО-ГОРКОЛОВО, КОЛГОМПЯ, РЕПИНА, ЗАЛЕСЬЕ, РУЧЬИ, ДУБКИ, СЛОБОДКА 1-я и 2-я, КОСКОЛОВО, НИЖНИЕ ЛУЖИЦЫ, ПЕСКИ, ВЕРХНИЕ ЛУЖИЦЫ, ПОЛУЧЬЕ, КУРОВИЦЫ, ОРЛЫ, КЕЙКИНО, ДАЛЬНЯЯ ПОЛЯНА, МАННОВКА, ГОРЕЛОВО, ЛОЖГОЛОВО, ЗАМОШЬЕ, СТАРОПОЛЬЕ, ХАТИЛО, ВАЛОВО, ПОРЕЧЬЕ, УСАДИЩЕ, ГЛАЗОВА ГОРКА, ОСЬМИНО, ЛУГОВСКОЕ и железнодорожные станции ВАЛГОВИЦЫ, КОСКОЛОВО, ЛЕТНЯЯ, ТУГАНЫ.

Войска Ленинградского фронта продолжали успешное наступление. Части Н-ского соединения переправились через реку Луга южнее и северо-западнее города Кингисепп. В результате умелого обходного манёвра наши войска сломили сопротивление противника и сегодня овладели городом Кингисепп. Захвачены большие трофеи, которые подсчитываются. Части другого нашего соединения, быстро продвигаясь вдоль побережья Финского залива, заняли ряд населённых пунктов и вышли к устью реки Луга. Южнее Кингисеппа наши войска вышли к озеру Самро. За день боёв уничтожено свыше 2 тысяч солдат и офицеров противника. Автоматчики под командованием старшего лейтенанта Корычева уничтожили штабной автобус, в котором ехала группа немецких офицеров во главе с полковником. Бойцы подразделения лейтенанта Замяткина ворвались на одну железнодорожную станцию, перебили немецкий гарнизон и захватили 12 складов с продовольствием, снарядами, военным имуществом и другие трофеи.

02 Февраля 1944   
От Советского Информбюро

В течение 2 февраля на НАРВСКОМ направлении наши войска продолжали успешно развивать наступление и заняли более 40 населённых пунктов, в том числе УСТЬ-ЛУГА, МЕЖНИКИ, КРАКОЛЬЕ, НОВАЯ ДЕРЕВНЯ, ВОЛКОВО, ВАНА-КЮЛА, ФЁДОРОВКА, ДУБРОВКА, МОНАСТЫРЁК, ВОРОНОВО, ЧЕРНО, КРИВАЯ ЛУКА, БОРОВНЯ, МАЛАЯ ПОЛЯ, НИКОЛЬЩИНА
 
На Нарвском направлении наши войска продолжали успешное наступление и заняли более 40 населённых пунктов. Части Н-ского соединения за день боёв истребили 1.200 немецких солдат и офицеров. Артиллерия, поддерживающая действия пехотных частей, уничтожила 9 немецких танков, 6 артиллерийских батарей и 2 батареи шестиствольных миномётов. Советские артиллеристы, кроме того, обстреляли отступавшие колонны немцев и уничтожили 60 автомашин с вражеской пехотой.

03 Февраля 1944   
От Советского Информбюро

В течение 3 февраля на НАРВСКОМ направлении наши войска продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли более 50 населённых пунктов и среди них КАЛЛИВАРЕ, ВЕНЕКЮЛА, ТЫРВАЛА, УСТЬ-ЧЕРНОВА, СУР-ЖЕРДЯНКА, БОЛЬШИЕ ПОЛЯ, СЛАНЦЫ, ЗАМОШЬЕ, ЗАЛЕСЬЕ, МАЛАЯ и БОЛЬШАЯ ВЫСКАТКА, РУДНО, ГУСЕВА ГОРА, ПЕРНИЦЫ, ВЕЛИКОЕ СЕЛО и железнодорожные станции ПРЕОБРАЖЕНКА, СЛАНЦЫ, ИЩЕВО.На Нарвском направлении наши войска продолжали наступление и заняли более 50 населённых пунктов. На одном участке немцы, пытаясь удержать в своих руках узел важных дорог, сосредоточили крупные силы. Наши бойцы нанесли одновременные удары с трёх сторон, и под угрозой окружения противник поспешно отступил. В этом бою подбито 8 немецких танков и самоходных орудий и уничтожено до двух батальонов гитлеровцев. Части Н-ского соединения, стремительно продвигаясь вперёд, форсировали реку Плюсса и, действуя совместно с партизанами, овладели железнодорожной станцией и населённым пунктом Сланцы. Захвачены пленные и трофеи.из фондов "РИА Новости"

Из книги
Н.М. Афонский
Сланцы
Ленинград
1964

В ТЕ ГРОЗНЫЕ ГОДЫ...

…И вот наконец настал долгожданный час освобождения Сланцев от ненавистных захватчиков.
Город был очищен от врага в ночь с 31 января на 1 февраля 1944 г.; освободили его бойцы прославленной 9-й партизанской бригады, сражавшейся в тесном взаимодействии с войсками Ленинградского фронта. Советские воинские части охватили Сланцы с флангов — с юга и севера. Это дало возможность партизанской бригаде ворваться в рабочий поселок и удерживать его в течение двух суток, пока туда не подошли регулярные части Советской Армии.


В.Я. Никандров
В город приходят партизаны

Недавно бывший редактор газеты 9-й Ленинградской партизанской бригады «Красный партизан» В.Я. Никандров прислал к нам в редакцию отрывок своей будущей повести, которую он предполагает назвать «Восстание в тылу врага».
В готовящейся к печати книге В. Никандрова много внимания уделяется борьбе народных мстителей, действовавших в районе Сланцев.
Повесть В.Я. Никандрова основана на хорошо проверенных фактах и является документальной.

29 января [1944 г.] [И.Г.] Светлов получил запрос: «Сообщите ваши возможности захватить Сланцы».
Чтобы ответить на этот вопрос, комбриг дал задание разведке – выяснить обстановку и силы врага в городе. Сам же он считает, что бригада в состоянии освободить Сланцы.
– Пора, – говорил Светлов, – удивить немцев нашей дерзостью.
30 января [1944 г.] состоялось совещание командиров отрядов. Обсуждали план захвата города Сланцы. На эту операцию хотели бросить три отряда – 5-й, 40-й и 83-й. Но раздались голоса: «Людей мало!». Светлов сначала убеждал, что больше людей нет: три отряда переброшены под Лугу, а потом решил скомплектовать еще один отряд – из резервников и штабной роты. В общей сложности наскребли около тысячи бойцов.
Послали людей и на связь с ударным батальоном Красной Армии, который укрепился в местечке Кривая Лука. Это между Сланцами и Нарвой. Там он и должен был сделать засаду.
Решено было также поставить в известность о намечаемом захвате Сланцев командира 12-й [Приморской] бригады Ингинена, который мог выставить заслон между Сланцами и Кингисеппом.
Из конспиративных соображений дату налета Светлов не назвал, а лишь велел каждому отряду выйти на исходный рубеж 31 января, не позднее.
22 часов. Начало боя – по сигналу, который'подаст Светлов сам, три ракеты: зеленая, красная и опять зеленая. Если сигнал не изменится, то налет должен быть стремительным и молниеносным: отряды с криками «ура!» врываются в город с трех сторон и идут на соединение в центре –
 у моста через Плюссу. У немцев останется один выход – бежать на Нарву. А там они нарвутся на засаду, устроенную красноармейцами.
...Отряд, в котором оказался я, остановился на опушке леса. Отсюда рукой подать до города. Он притих, улицы безлюдны и не освещены. Высокие дома [Военного городка, совр. ул. Кирова, 16, 18, 20, 22] темными силуэтами выступают на фоне морозного неба. Наша задача – захватить комендатуру [пер. Почтовый, 5а] и документы.
Сидим час, другой... Положение в городе не меняется: он спит. Партизаны потихоньку переговариваются: «Вот бы сейчас ударить – самый момент!» Но сигнала нет. Все думают, что он будет подан в полночь. Вглядываемся в город, прислушиваемся – тихо. Наши дозорные поползли ближе: им нужно взять под наблюдение те дома, в которых находится гитлеровская администрация.
Время летит медленно: чем дольше ждем, тем «длиннее» становится каждая минута. Вот и полночь, а сигнала нет. Многие начинают сомневаться: состоится ли налет?
На небе стали появляться предрассветные блики. И город начал пробуждаться: где-то сильно хлопнули дверью, где-то стукнули о металл, по улицам началось движение солдат. Но наши наблюдатели пока не разобрались, что там происходит: то ли смена постов, то ли что-то другое.
Едва занялась заря, в небе появилась зеленая ракета, потом красная и опять зеленая.
Сигнал подан!
Отряд, вытянувшись цепочкой, оторвался от леса и начал брать в клещи кирпичные здания, в которых располагались учреждения комендатуры. С криком «ура!» партизаны сужали кольцо.
Но что это? Из домов повалил дым. А гитлеровцы, прикрываясь завесой, бросились наутек.
– Зажгли, сволочи! – кто-то кричал так, словно горел его собственный дом.
– Догоним, ребята! – звал другой голос.
Наш начальник штаба Фи¬липпов не сразу, видимо, сообразил, какую подать команду, и получилась «стандартная»:
– Огонь по противнику!
На нашу стрельбу немцы ответили огнем, в основном из личного оружия – автоматов и пистолетов. Это они, убегая, отстреливались. Видимо, налета на город они не предполагали, поэтому решили утром зажечь город и уйти.
Но их план не удался: партизаны напали в тот момент, когда немцы только приступили к осуществлению своего преступления. И картина получилась смешная: немцы бегут, а им в спину бьют партизаны.
В небольшом переулке я перескочил через труп фашистского офицера: «Этот не ушел». И тут же сообразил, что можно успеть кое-что захватить в комендатуре. Но этим навряд ли кто займется: все бегут к мосту, где должны соединиться с другими отрядами. Вот и новая команда:
– Пулеметчики, открыть огонь по мосту!
Что же там такое происходит? Смотрю, немцы прыгают с моста: один, второй, третий... последний. И вдруг в небо взвился столб грязи и пыли.
Партизаны залегли. Впереди ничего не видно. В воздухе только пыль и грязь.
Но там, на другом берегу Плюссы, идет бой: рвутся гранаты, стрекочут автоматы, раздаются непрерывные пулеметные очереди. «Это Светлов действует», – заметил Филиппов.
Вижу, немцы заметались. К удирающим от нас присоединились бегущие с того берега. Оккупанты уже не отстреливаются, а только бегут и бегут. Одиночки сливаются в группы, в отряд. Их курс – на Лучки. Немцы норовят бежать по берегу реки, скрываясь от наших пуль.
Река здесь извилистая. И Филиппов решил выскочить на шоссе: по дороге легче преследовать беглецов. Но переправившись на тот берег, встретили Светлова. Он, накрывшись черной буркой, напоминал Чапаева.
– Куда мчитесь, как угорелые?! — спросил комбриг.
– В погоню!
– А комендатуру взяли?
Филиппов замялся. А потом, обернувшись, кого-то спросил:
– Комендатуру взяли?
– Так точно! Что смогли – забрали, а что горит – велел тушить!
– Вернитесь и повниматель¬нее разберите трофеи, – распорядился Светлов. – Возьмите самое ценное.
Светлов явно был не спокоен: голова слегка двигалась из стороны в сторону, правая бровь дергалась, нос вздраги¬вал.
– Здравствуй, редактор! – протягивая мне руку, произнес он.
– Вот, видишь, мы, оказывается, способны города брать!
– Когда немцев мало, – за¬метил я.
– Момент надо ловить, – за¬ключил Светлов. – Вчера отсюда на фронт отправились два полка, а на нашу долю остался один, да и тот трепаный: не успели переформировать. Ну, а комендантская часть, сам видел, как воюет – ногами.
– А где этот «трепаный» полк?
– От него остались рожки да ножки: мы его накрыли внезапно, пока вы брали комендатуру. Лишь жалкие остатки бегут на Нарву. Но вряд ли убегут! Ведь в Кривой Луке сидит батальон красноармейцев.
Теперь главное удержать город: немцы еще могут ударить, по нам из Гдова
Однако эти сомнения не помешали ему радировать Никитину:
«По Вашему приказанию в 10 часов 30 минут 1 февраля заняли Сланцы!.. Разведку направил в район Нарвы. Жду Ваших указаний».
Вскоре выяснилось, что основную часть партизан, участвовавших в освобождении Сланцев, Светлов направил с задачей – выбить немцев из Гдова!
В бригаде по этому поводу шутили: «Светлову понравилось брать города».
Специальным приказом № 23 Светлов подвел итоги операции по занятию Сланцев. «С лучшей стороны показал себя командир сорокового отряда капитан Стрельников», – говорится в приказе. Ему «за организованность и дисциплину» комбриг объявил благодарность.
2 февраля постановлением обкома ВКП (б) Светлов был назначен первым секретарем Сланцевского райкома партии. Комбригом стал бывший его заместитель по разведке Сергей Иванович Шумилин.
Для работы в аппарате райкома Светлов взял 9 человек, в том числе и начальника политотдела В.А. Егорова, обязанности которого легли на меня. Вместе со Светловым поехали командир 83-го отряда Н.В. Суворов, зам. комиссара этого отряда по комсомолу Е.И. Кучеров, комиссар 40-го отряда В.П. Скипидаров и другие.
Наш край уже нельзя было называть партизанским – он стал советским. 1 февраля мы освободили Сланцы, 2 – гитлеровцы, охваченные паникой, бежали из Кингисеппа и оставили пылающий Гдов. Вожаки партизанского движения поехали восстанавливать Советскую власть: Ингинен – в Волосово, Мосин – в Кингисепп, Скурдинский и Ковалев – в Осьмино, Светлов, Егоров и Иванов – в Сланцы, Гаврилов – в Гдов.
Для подбора партийно-советского аппарата в эти районы выехал секретарь обкома партии Г.X. Бумагин.

Никандров В.Я. В город приходят партизаны // Знамя труда. 08.05.1965.


Рецензии