2022-07-21 Всеобщий рынок

"Но является ли труд действительно полезным для других, удовлетворяет
 ли его продукт какой-либо чужой потребности, — это может доказать лишь обмен".

Карл Маркс

Позвольте начать с самого простого и многим привычного. В 60-е – 90-е годы ХХ-го века в научных публикациях и в СМИ широко использовалось словосочетание "общий рынок". А согласно статье самой доступной ныне энциклопедии (Википедии):

"Общий рынок (англ. common market) — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка".

В последние же 2-3 десятилетия чаще говорят уже о рынке глобальном, охватывающем своими производственными и обменными отношениями не только более или менее многочисленные группы стран, а подавляющее большинство государств и корпораций, все материальные и трудовые ресурсы планеты.

А если вспомнить о том, что рынок вообще начинался с единичных и систематических актов обмена внутри вполне немногочисленных перво-человеческих семей, общин и псевдо-государственных образований, то станет вполне очевидной глобальная всеобще-историческая тенденция вовлечения всех людей Земли в количественно все более всеохватывающие обменные процессы.

Но сегодня речь пойдет не об этой тенденции и даже закономерности разрастания рыночных отношений вширь, за пределы своих традиционных пространств и структур. Речь пойдет тоже о расширении рынка, но уже вовнутрь этих структур. Ведь, как писал В.И. Ленин:

"Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма".

А потому, при приложении некоторой толики диалектико-материалистического анализа этого явления, формулируется наиболее общее и целостное определение рынка.

Рынок есть пространственно-временное поле реализации отношений обмена продуктами труда в обществе.

Отношения полезности и ценности

В материале "Добавленная стоимость и добавленная ценность" (и других материалах) автором было показано, что первичным экономическим отношением в зарождающемся человеческом обществе было отношение полезности объекта потребления для осуществления жизнедеятельности человека. И, что этот отношение находило свое выражение в связывании в сознании человека этой полезности, степени этой полезности с необходимостью затрачивания неких затрат предпотребения, затрат, сначала звериной жизненной, а затем и человеческой рабочей силы, обеспечивающих обретение и наличие этого объекта в потреблении индивидуальным человеком. Разумеется, сначала речь могла идти ТОЛЬКО об индивидуальных потребностях и индивидуальных затратах труда. И только позднее из индивидуальных потребностей и затрат агрегировались потребности и затраты групповые и общностные.

Экономисты разных времен и народов долго путались в понимании сущности и форм этих отношений. Адам Смит признавал, как бы, равное значение для успешной хозяйственной деятельности людей и потребностей, и затрат труда. Субъективные маржиналисты отказались от учета затрат труда в теории субъективной ценности потребительных благ и сконцентрировались на регуляторном доминировании в жизни людей их субъективных потребностей. Марксисты, наоборот, отказались от анализа потребностей и сконцентрировались на анализе роли и значения в хозяйствовании человеческого труда.

На рубеже ХХ-го и ХХI-го веков обе эти крайние концепции потерпели крах. Социализм (говоря современным языком) в версии 1.0 и СССР разрушены. Учение Маркса оказалось не всесильно и это дает самые веские основания для того, чтобы усомниться в том, что оно было верно. Капитализм и в форме империализма, и в форме глобализма, всегда сопровождался жесточайшими противоречиями, которые разрешались посредством развязывания губительнейших для человечества мировых войн. А сегодня он ведет мир к "освобождению" планеты от 6 миллиардов лишних людей.

Опыт, практика, в очередной раз продемонстрировали мыслящим людям то, что крайности в понимании мира всегда ошибочны и губительны. А истинна и прогрессивна материалистическая диалектика единства и борьбы противоположностей. В обществе взрастает наноэкономика, как экономическая теория работающего человека, как более неделимого индивидуального субъекта и процесса потребления, и процесса труда. И именно эта наноэкономика станет фундаментом подлинных и прогрессивных микроэкономики и макроэкономики подлинно социалистического общества, СОЦИАЛИЗМА 2.0.

Наноэкономика

В патриархальном обществе, в котором каждый человек потреблял, главным образом, только те продукты, которые он изготавливал сам, индивидуальная полезность объекта потребления, сопряженная с индивидуальными затратами труда предпотребления, труда обретения продукта в свое потребление соответствовала индивидуальным затратам самостоятельного изготовления данным потребителем-изготовителем каждого потребляемого продукта.

Сегодня, в ХХI-м веке, при нынешнем уровне развития науки и практики, мы имеем полное право не противореча истине, называть индивидуальные затраты труда, затраты энергии предпотребления, затраты труда обретения индивидуальным потребителем патриархального общества объекта в свое потребление индивидуальной ценностью этого продукта для данного патриархального потребителя-изготовителя.

Сегодня мы имеем полное право не противореча истине, индивидуальные затраты труда, затраты энергии самостоятельного изготовления индивидуальным потребителем патриархального общества объекта своего потребления называть индивидуальной стоимостью (себестоимостью) этого продукта для данного патриархального потребителя-изготовителя.

При зарождении общинного разделения труда и обмена для членов общины у процесса самостоятельного изготовления потребляемых продуктов появилась альтернатива в форме самостоятельного изготовления части своих продуктов сверх необходимого для собственного потребления количестве и обмена этих избыточных продуктов на не изготавливаемые самостоятельно продукты труда других членов общины. Соответственно, появились альтернативы и у издержек труда обретения продуктов в свое потребление. Основной величиной затрат предпотребления чужих продуктов стали собственные затраты на изготовление своих продуктов, отдаваемых в обмен на чужие.

Сегодня мы имеем полное право не противореча истине, ценностью объекта потребления называть минимальные альтернативные затраты труда потребителя на обретение чужого продукта в свое потребление.

В наноэкономике стоимость есть индивидуальные, непосредственно и фактически осуществленные работником при производстве продукта затраты труда, затраты рабочей силы, рабочей энергии. Индивидуальная стоимость продукта есть его индивидуальная себестоимость. Из индивидуальных стоимостей агрегируются групповые и иные общественные формы стоимости.

В наноэкономике ценность объекта потребления есть минимальные из возможных альтернативных предполагаемые, прогнозируемые и непосредственно и фактически осуществленные затраты труда потребителя на обретение объекта в свое потребление. Индивидуальная ценность зависит от степени осознания объективной и субъективной полезности объекта потребления для данного потребителя и от условий и обстоятельств его обретения в потребление. Поэтому индивидуальная ценность объекта потребления даже для одного потребителя вариативна (изменчива) по величине. Индивидуальные ценности объектов потребления агрегируются в совокупные групповые и общественные ценности.

В обществе с развитой системой разделения труда каждый продукт производства имеет свою индивидуальную стоимость (себестоимость), остающуюся постоянной в течение всего "времени жизни" этого продукта. И он же имеет различные и переменные, в зависимости от условий и обстоятельств, ценности для различных индивидуальных и групповых потребителей. В обществе с развитой системой разделения труда ценность каждого продукта производства, КАК ПРАВИЛО превышает его стоимость (себестоимость). Это происходит из-за того, что в обществе рыночным образом закрепляются именно те формы специализации и кооперации производителей, которые (в генеральной тенденции) обеспечивают производство продуктов с наименьшими стоимостями (себестоимостями) или стоимостями, близкими к наименьшим, чем какие-либо альтернативные другие варианты производства.

Продукты обладают ценностью в сознании (и в учете, и в калькуляции) изготовителей, "изготовительной ценностью", ценой изготовителя, заводской ценой. Продукты обладают различными индивидуальными и агрегированными ценностями для различных потребителей, различными "потребительными" ценностями, ценами потребителей. В результате баланса спроса и предложения на данный товар на рынке, в пространственно-временном поле обмена, формируется цена сделки, цена купли-продажи данного товара, закрепляется его некая "рыночная цена".

Таким образом, в обществе с развитой системой разделения труда, каждый продукт, обращающийся в пространстве производства и обмена, является носителем и стоимости, и ценности (цены). Следовательно, он является еще и носителем прибыли, как разности между его ценностью и его стоимостью.

Обмен на таком рынке осуществляется не по стоимости, а по ценности. Формой ценности чужого продукта для данного потребителя выступает форма аналогичного продукта, который данный потребитель ранее изготавливал самостоятельно (или форма аналогичного продукта чужого труда, который он уже приобретал ранее). А минимальная стоимость (себестоимость) самостоятельного изготовления аналогичного продукта (или предыдущего обретения продукта через раннее осуществлявшийся обмен), получаемого теперь посредством нового обмена является величиной ценности получаемого продукта. И эта диалектика форм и содержания характерна для обоих участников обмена (симметрична, а не асимметрична, как у относительной и эквивалентной форм стоимости в теории Карла Маркса).

КАК ПРАВИЛО, обмен по ценностям оказывается не эквивалентным по стоимости. Разница между ценой обмена (ценой сделки) и индивидуальной стоимостью (себестоимостью) изготовления продуктов, то есть, фактическая ПРИБЫЛЬ для каждого участника обмена оказывается различной. Но, КАК ПРАВИЛО, обмен оказывается обоюдовыгодным. И фрагмент разделения труда, обусловивший эту обоюдную выгоду закрепляется в общественной системе его разделения.

Очень часто оказывается, что при обмене "реализуется", скажет так, случайная и не полная, индивидуальная, групповая или общественная ценность продукта. То есть, при обмене с другим индивидуальным или групповым (корпоративным) и общественным потребителем (в другой стране) прибыль первого изготовителя могла бы быть большей и много большей.

Одним из товаров, обращающихся на капиталистическом рынке, является товар "рабочая сила" наемных работников. Этот товар также, как и другие товары, имеет, изначально, индивидуальную стоимость, равную ценности продуктов жизнеобеспечения работника. Он имеет и различную для разных потребителей (предпринимателей, фирм) индивидуальную или групповую ценность. Последняя агрегируется на рынке труда в цену рабочей силы каждой конкретной ее разновидности, в величину заработной планы, выплачиваемой наемному работнику.

Отношения между этими величинами могут быть представлены на диаграмме стоимостей-ценностей.
Ценность                Цпт
    0 Заработная плата                ЗП                ;
Стоимость                Спт Прибыль работника Прибыль капиталиста 2 ед.
1 ед. Прибыль                Пр


 


Рис 1. Диаграмма стоимостей

На диаграмме:
Спт – стоимость продукта труда, образованная наемным работником;
Цпт – ценность продукта труда, образованная наемным работником;
ЗП – заработная плата, выплаченная капиталистом наемному работнику;
Пр - прибыль, образованная трудом наемного работника;

Из диаграммы видно, что прибыль "Пр", образованная наемным работником, разделяется величиной заработной платы на две не обязательно равные части: на прибыль, получаемую работником, и прибыль, присваиваемую капиталистом.

Частичный работник, частичный труд, частичный продукт, нанопредприятие

Подчеркивая одну из закономерностей развития капиталистического общества, Карл Маркс писал в "Капитале" об углублении разделения труда в капиталистической мануфактуре, о "частичном работнике и его частичном орудии". Сегодня эта тенденция развилась до своей высшей степени. Каждый трудящийся в обществе человек является частичным (в масштабах общества) работником, частичным субъектом своего частичного (в совокупном труде предприятия) труда, производителем частичного (в совокупном продукте предприятия и общества) продукта, образователем частичных стоимостей, ценностей и прибылей. В соответствии с материалистической диалектикой целого и части сегодня каждый трудящийся в обществе человек может и должен рассматриваться, как субъект нанопредприятия, как функционирующее нанопредприятие.

Социальная справедливость

Сегодня, в ХХI-м веке, при современном уровне развития науки и человеческого опыта, мы имеет право и обязаны называть степенью социальной справедливости общества по отношению к работнику "ССС" отношение разности между величиной заработной платы "ЗП" и стоимостью продукта "Спт" к разности между ценностью продукта труда "Цпт" и его стоимостью "Спт".

ССС = (ЗП – Спт) / (Цпт – Спт)

Сегодня, в ХХI-м веке, при современном уровне развития науки и человеческого опыта, мы имеет право и обязаны называть степенью эксплуатации работника в обществе (на предприятии) "СЭ" отношение разности между величиной ценности продукта его труда "Цпт" и заработной платой "ЗП" к разности между ценностью продукта труда "Цпт" и его стоимостью "Спт".

СЭ = (Цпт – ЗП) / (Цпт – Спт)

Очевидно, что чем меньше степень эксплуатации работника капиталистом (обществом), тем больше степень социальной справедливости в обществе по отношению к этому работнику.

В этом отношении каждый, в том числе, наемный, работник, как субъект нанопредприятия, может и должен рассматриваться, как субъект, главным мотивом ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности которого является образование и присвоение возможно большей прибыли. Именно получаемая работником наибольшая возможная прибыль является материальной основой его развития, как хозяйствующего субъекта, как субъекта нанопредприятия (здесь и повышенное потребление, и накопление, и инвестиции в более совершенные орудия труда и в повышение квалификации и т.д.).

В реальности, будучи сотрудником предприятия и членом общества, каждый работник не получает и не будет получать в виде заработной платы всю величину образованной им ценности и прибыли. В разных социально-экономических системах доля достающейся работнику в потребление прибыли из всей образованной им прибыли различна. При получении каждым работником минимальной доли прибыли, при реализации в отношении него все более высокой степени эксплуатации и все более низкой степени социальной справедливости, этот работник, как и каждое предприятие, каждое общество теряет мотивы и материальные возможности для своего развития. Его нанопредприятие чахнет и теряет свою эффективность и конкурентоспособность.

Ни для кого не является новостью, что прибыль экономического хозяйства общества складывается из совокупной прибыли всех его хозяйствующих субъектов. А прибыль деятельности предприятия – из совокупной прибыльности всех его работников. И в той мере, в которой руководство общества и предприятия осознает это, в той же мере оно должно осознавать, что достижение более высокой прибыльности объектов их управления может быть достигнуто ТОЛЬКО всемерным стимулированием повышения прибыльности деятельности каждого частичного работника этих хозяйствующих субъектов. А это означает обеспечение наивысшей возможной степени социальной справедливости "ССС" по отношению к каждому работнику предприятия и общества. В подлинно социалистическом обществе эта наивысшая степень социальной справедливости должна быть еще и равной для всех работающих членов общества.

Всеобщий рынок

В наноэкономике сформулированы категории и выработаны теория и методология исчисления степени социальной справедливости. И показано решающее значение для эффективности развития общества равенства степени социальной справедливости для всех членов общества. Но главной (тоже разрешенной) научной и практической проблемой реализации этих отношений является создание производственных отношений, обеспечивающих количественное измерение (выявление) величин этих основных категорий: стоимости и ценности продукта труда каждого трудящегося человека.

В капиталистической социально-экономической формации в условиях рынка труда ценность (цену) продукта труда определяет индивидуальный или корпоративный собственник средств производства, на которых работает работник, или его доверенные лица из командно-административной системы. Считается, что, в связи с высокой личной заинтересованностью, он или они делают это с высокой степенью точности. А заработную плату выплачивают, при этом, по самому возможному минимуму, обусловливая наибольшую степень эксплуатации работника.

В антикапиталистической формации в СССР ценность (цену) продукта труда работника определяли лица из командно-административной системы предприятия и государства, как основного собственника общественных средств производства, исходя из установленных государством тарифных ставок. А заработную плату работникам выплачивали исходя из вещественных (реже интеллектуальных) результатов труда и личных пристрастий. Считается, что при наличии столь длинных цепочек между реальными трудовыми отношениями, результатами труда и их формальным отражением в системе, степень социальной справедливости общества по отношению к работникам была неадекватной (часто, сильно неадекватной) реальной прибыльности труда работников.

В прогрессивном (а не в швабовском "инклюзивном") посткапиталистическом, подлинно социалистическом обществе ценность частичного продукта частичного труда каждого трудящегося члена общества должна и будет устанавливаться в процессе функционирования всеобщего рынка обмена частичными продуктами, распространенного, в своих существенных отношениях, и внутрь предприятий, организаций, учреждений. Будет устанавливаться именно "по завету" Карла Маркса, вынесенному в эпиграф к настоящему материалу, не развитому им самим и не понятому ортодоксальными последователями.

В самом деле, полезность продукта для потребителей, как мы убедились в ходе исторического экскурса, может быть выражена только самими потребителями (а никакими их частными или государственными заменителями) и только количеством собственного труда, который они готовы затратить за обретение этого продукта в потребление (не имеет значение, непосредственного личного потребления или потребления производительного). Потребителем совокупного продукта предприятия является индивидуальный или корпоративный потребитель (в том числе, собственник средств производства), действующий на межфирменном рынке готовых изделий (запасных частей, полуфабрикатов, материалов и т.д.). Но частичным потребителем частичного продукта частичного труда каждого частичного работника предприятия, как составной части готового продукта предприятия, является и каждый частичный работник предприятия. И между частичными работниками предприятия осуществляется вещественный обмен полуфабрикатами будущего готового к продаже вовне совокупного продукта предприятия. Полуфабрикаты физически и технически перемещаются в пространстве и времени внутрифирменного рынка, часто, совершенно аналогичным образом, как и на межфирменном рынке (с использованием транспорта, складского хозяйства, определенного хранения, учета и контроля). Внутри предприятий, организаций учреждений фактически действует внутренний рынок обмена частичными продуктами частичного труда его работников!

Конечно у этого рынка имеется существенная специфика. Прежде всего, он более, чем межфирменный, регламентирован и "стабилизирован" организацией, технологий и техническими средствами данного производства.

Например, на конвейере невозможно технически поменять рабочее место (поставщика) предмета труда на каждое следующее рабочее место. И ваш продукт может быть "отправлен" только на следующую позицию конвейера, а не туда, куда хотелось бы его отправить какому –либо "строптивому" работнику. Но конкретные работники, трудящиеся, как ваши поставщики и получатели, вполне могут быть заменяемы и фактически периодически меняются.

Конечно, в процессе обмена чертежами (сборочными, деталировкой, инструкциями по эксплуатации и т.п.) в каком-либо конструкторском бюро существует больше административной регламентированности, чем в торговле "барахлом", скажем, не в порядке рекламы, на "Авито". Но и в КБ иногда реально срабатывают элементы аргументированных индивидуальных субъективных предпочтений или традиций.

Сегодня, в ХХI-м веке, при современном уровне развития науки и человеческого опыта, мы имеет право и обязаны признать, что реально действующий внутри предприятий, организаций, учреждений обмен частичными продуктами частичного труда должен быть дополнен своим универсальным ценностным компонентом. Все частичные работники трудового коллектива подразделения или предприятия могут и должны стать субъектами непосредственной оценки своего частичного продукта и частичного продукта труда всех других работников подразделения или предприятия. Они, в принципе, в самых существенных ценностных отношениях, могут и должны за эти взаимные ценности "голосовать рублем", а не словесным "базаром" на собраниях. Так, как, в принципе, голосует потребитель на межфирменном рынке, когда соглашается на конкретную цену конкретного товара у конкретного продавца. Или отказывается и от цены, и от продавца, и от товара.

Частичный работник предприятия не может получать другой "товар" и от другого "продавца", кроме тех, которые в данный момент действуют на внутрифирменном рынке (на конвейере, в КБ и т.д.). Но он может и должен компенсировать эту "немощь" правом и возможностью, например, простановки повышающего или понижающего коэффициента к базовому размеру оплаты труда других работников предприятия. И если он, при многочисленном совпадении его мнения с мнением других работников (и их коэффициентами) таким бесспорно деловым и рыночным образом (без споров и брани) "добьется" существенного снижения фактической заработной платы злостного бракодела и вынудит того уйти по собственному желанию, то это будет еще и смена субъекта внутрифирменного рынка, по сути соответствующая уходу от нерадивого продавца на рынке межфирменном.

В самом деле, можно бесконечно долго "рассусоливать" о "воспитании квалифицированного потребителя" в меняющемся капиталистическом обществе. И можно "одним ударом" решить эту проблему с помощью реализации внутрифирменного рынка. Ни для кого не может быть секретом, что наиболее квалифицирован потребитель-производитель, который производительно потребляет частичные продукты труда своих коллег по работе в процессе своего частичного труда, которым он занимается большую часть своей сознательной жизни. И большей объективности, и большей точности процессу оценки частичных продуктов придаст именно привлечение к нему всех работников предприятия, а не только больших и малых начальников.

На подлинно социалистическом предприятии (в организации, в учреждении), по-прежнему, будет существовать технически и технологически обусловленная система разделения рабочих мест и адекватная ей (например,10-ти или 15-ти уровневая) базовая тарифная система оплаты труда работников. А кроме этого, должна и будет существовать система регулярной (ежемесячной, ежеквартальной) и нерегулярной, инициативной всеобщей и взаимной простановки повышающих и понижающих коэффициентов к базовому размеру оплаты труда. И должна и будет бесперебойно действовать система подсчета всех индивидуальных коэффициентов и расчета фактического размера оплаты труда.

Таким образом, действующая всегда противоречиво, но в целом, прогрессивно межфирменная рыночная система оценки совокупного продукта труда предприятия будет дополнена принципиально, столь же эффективной, рыночной системой оценки частичного продукта частичного труда каждого из работников, которая, по определению, по диалектике субъективного и объективного, как совокупного субъективного, будет эффективнее оценки с помощью капиталистической или псевдосоциалистической командно-административной системы.

Таким образом, столь высоко возносимая за свою эффективность англосаксонскими псевдо-либералами рыночная система обмена продуктами труда будет самым благоприятным образом модернизирована во всеобщий рынок обмена, имеющий непосредственным своим субъектом каждого трудящегося человека общества.

Благодаря этому получит наиболее адекватный характер движение кадров по рабочим местам предприятия. Благодаря этому совокупная система имеющихся в обществе рабочих мест будет наиболее адекватным образом наполняться субъектами общественной системы рабочих сил. Благодаря этому каждый работник получит возможность реализовывать свое право на труд не в самой бессодержательной и принудительной, зависящей от многих неблагоприятных обстоятельств (удаленность от места проживания, вахтовый метод и т.д.) форме, а в форме права на труд именно на том рабочем месте, на котором он только и сможет создавать свой частичный продукт наибольшего количества и качества, наибольшей ценности и получать наибольшее вознаграждение за продукт своего труда.

Благодаря этому существенно возрастет индивидуальная, корпоративная и общественная производительность труда и эффективность производства.

Важнейшим субъектом рыночных отношений в обществе является и будет оставаться государство, государственные органы власти и управления. В целях выполнения своих функций, целей и задач государство само должно вести хозяйственную деятельность, быть производителем и потребителем значительного количества продукции. Поэтому государство должно осуществлять обмен с обществом, с другими субъектами хозяйственной деятельности. На межфирменном рынке материальных продуктов государство должно выступать, как, в целом, равноправный субъект такого обмена.

Особое положение в этом отношении занимает деятельность органов власти и управления государства, региональных и муниципальных органов власти и управления. Работники этих органов, в целом, также производят продукты своего частичного и комплексного труда. А потребителями этих продуктов являются все граждане территории, региона и государства. И, как потребители, все они могут и должны иметь право и возможность непосредственно участвовать, например, с помощью простановки повышающих и понижающих коэффициентов, в формировании окончательного фонда оплаты труда органов власти и управления и отдельных их работников. Механизм такого участия, принципиально, аналогичен механизму оценки продуктов частичного труда внутри предприятия.

Сами же работники органов власти и управления также непосредственно участвуют в распределении совокупного фонда оплаты труда по отдельным сотрудникам.       

Дихотомия распределения и обмена

В современном российском обществе идет дискуссия о месте и роли в обществе отношений планирования и рыночного обмена. Большинство неглубоких участников дискурса остаются псевдо-рыночниками (не видящими преимуществ всеобщего рынка над глобальным капиталистическим). Другие "топят" за стратегическое государственное планирование.

Эта дискуссия абсолютно бесплодна, так как ошибочна сама такая постановка вопроса: или рынок – или план. Планирование есть важнейшая составная часть производственного процесса, так как оно является неотъемлемым способом осуществления человеческого труда, как осознанной, целенаправленной и целесообразной деятельности (а это и есть основное содержание планирования).

С другой стороны, рынок, как пространственно временное поле реализации отношений обмена в обществе после становления разделения труда был, есть и будет всегда, потому, что всегда был, есть и будет обмен продуктами разделенного труда.
Вопрос о "дихотомии" должен ставиться только так: распределение или обмен? Или обмен или распределение?

Большой ошибкой ученого стало пропагандирование Карлом Марксом, так называемой тетрахотомии общественного воспроизводства. Выглядит она следующим образом: производство – распределение – обмен – потребление. Такое "первостояние" распределения по отношению к обмену обернулось господством в псевдосоциалистической системе СССР системы распределения, созданием и доминированием в обществе государственных центральных и структурированных органов обобществления, учета, контроля и снабжения. Обмен в СССР всегда занимал второстепенное место и играл третьестепенную роль.

На самом деле, обмен в человеческом обществе, во-первых, и зародился раньше распределения. И, во–вторых, распределение всегда подразумевает, практически, одностороннее направление обобществленных ресурсов сверху вниз, в направлении от вышестоящего и обладающего большими правами субъекта в сторону субъекта с урезанными, меньшими правами.

На самом деле, обмен деятельностями, обмен конкретными формами труда зародился еще в равноправной семье, а распределение в семье появилось позднее и в отношении несамостоятельных (неравноправных) детей и стариков. А обмен достиг относительно высоких форм развития уже между равноправными представителями различных племен и различных средневековых цехов (земледельцы, скотоводы, кузнецы, гончары и т.д.). В то время, как распределение возникло на основе частнособственнического рабовладельческого и феодального производства (распределение аккумулированного полноправными рабовладельцами и феодалами продукта в пользу пораженных в правах рабов и крепостных).

Распространение рыночных отношений и внутрь предприятий, организаций учреждений обеспечивает еще большее расширение прав работников и граждан. С этим процессом несовместимо и противоречит ему всякое превалирование отношений неравноправного распределения над отношениями равноправного обмена.

Девиз подлинно социалистического общества – больше обмена равноправного и социально-справедливого!

Но для реализации таких отношений обмена необходимы революционные по своей сути и значению, но вполне "цивилизованные" изменения отношений собственности на средства производства общества. И эти отношения станут темой следующего материала.

21 июля 2022 г.

Сафончик Владимир Николаевич. Соискатель истины.      


Рецензии