Короли такие разные

Короли такие разные


Во дворе, где каждый вечер все играла радиола,

Где пары танцевали, пыля,

Все ребята уважали очень Леньку Королева,

И присвоили ему званье Короля. (Булат Окуджава)

Не слишком часто, но на меня накатывает нечто ностальгическое, и я ставлю себе записи песен давно забытых лет. Если особенно сильно хочу разбередить душу, то включаю Окуджаву. От его песен душа плачет и, омытая слезами, становится чище, освобождаясь от наносов житейской грязи.

Сегодня меня царапнула его песня про Леньку Королева – «Короля» его юности. По странной ассоциации начала вспоминать и думать о «королях» моего детства. Кем они были и что с ними стало. Любопытно.

Задумалась заодно на тему, что и как мы помним. Например, академик Анохин считает, что память редко отображает истинную картину событий. Каждое, еще раз поднятое воспоминание реального факта, записывается в мозгу по - новой. Оно приукрашается, обрастает придуманными подробностями и то, что видишь перед собой сейчас, подчас очень далеко от истины. Но я попыталась воскресить события детства или, по Анохину, обрядить его в новую одежду.

Итак, одним наиболее ярким и значимым примером лидерства из детства со знаком минус был Валерка. А помнила я следующее. В шестом классе наша семья получили новую квартиру в новом же микрорайоне, но школу там еще не построили. Пришлось со второй четверти идти в расположенную среди бараков завода и переполненную учащимися школу. Кто не знает, что более нормальных, успевающих детей определяют в класс «А», в крайнем случае «Б», а в «Д», куда я попала из-за переполненности классов, учились одни плохо успевающие дети и хулиганы, постоянно срывающие уроки учителям и не боящиеся ни директора, ни своих родителей. Рулил ими и подбивал на безобразия этот упомянутый уже Валерка. Как это бывает по странному стечению обстоятельств, приличная барышня обратила на себя внимание хулигана. Не буду описывать, как мне подкладывали кнопки, выбрасывали портфель, вытирали о красный галстук перья, валяли в снегу, забрасывали снежками, но регулярно провожали домой с целой свитой его подчиненных. Смешное проявление детского внимания.

Через год недалеко от дома открыли новую школу и, к великой радости меня и родителей, я стала ходить в нее, а мой «поклонник» остался в старой. Казалось, конец истории. Забыли, проехали. Однако жизнь любит повторяться самым неожиданным образом. Прошло время и я уже в девятом классе. После уроков мальчишек из нашей школы стало встречать хулиганье и настойчиво требовать подчиниться негласной власти шпаны микрорайона. Они предлагали им участвовать в драках с пацанами соседнего микрорайона, а заодно забирали копейки, которые родители давали детям на завтраки. По закону подлости руководил всем этим мой бывший одноклассник Валерка. Мы встретились у ворот школы и больше спокойной жизни у меня не стало. Меня встречали со второй смены после уроков и настойчиво «предлагали» прогуляться. Я стала свидетелем драк, битья не только мальчишек, но и взрослых, на которых парнишки набрасывались как стая остервенелых шавок и забирали шапки, деньги, или сумки с продуктами. Вечерами они тренировались в драках, проводя в этом большую часть времени. Порой стенка на стенку с дубинками ходили учить «правилам» жизни мальчишек соседнего микрорайона. Звание «короля» района Валерка получил после того как его старший брат, находившийся в этом чине разбился на мотоцикле и теперь «королем» стал он. Парень совершенно потерял всякий страх. Я к своему ужасу стала свидетельницей ограбления ларька, и даже не одного. У них откуда-то появилось оружие – пистолет. Грабить стало легче и проще. Родителям этого рассказать не могла. Почему – не знаю. В течение двух месяцев, что продолжались эти «прогулки», я находилась в полном раздрае с собой и, наконец, свались с тяжелым воспалением легких и температурой выше 40 градусов. А в декабре их арестовали. Мальчишкам четырнадцати лет дали по пять лет колонии. Я надеялась, что мы больше не увидимся. Но еще одна встреча состоялась.

Встретились мы, когда я была уже студенткой четвертого курса. Он ждал меня у подъезда, долго простояв на улице. Увидев его, я страшно растерялась, так и стояла, не зная, что сказать. Смотрела и не верила. От его величия не осталось и следа. Замерзший, он как будто стал не только ниже ростом, но и на десять лет старше. Осунувшееся лицо с потухшим взглядом. Парень смотрел долго, ничего не говоря. Наконец произнес:

– Я выжил, вернее, не знаю это назвать по-другому. Но корону больше никогда не надену. Пять лет, это очень, очень много и страшно.

– Куда ты теперь, – тихо спросила, не узнавая своего голоса.

– На стройку. Куда меня еще возьмут. Уеду на север. Просто хотел тебя увидеть напоследок.

Мы попрощались и больше не виделись никогда. Иногда как в окуджавовской песне, мне кажется, что я встречу его за ближайшим поворотом. Но к счастью этого не произошло.

А «королей» я еще встречала неоднократно, пусть и не бандитских. Просто яркие лидеры на курсе, в группе, в поездках. Казалось, у них под ногами будет лежать весь мир, так они светили и искрили доминантой. А вышло, как с вундеркиндами, из которых редко когда вырастает что-то необычное. Почему большинство из них перегорело, не знаю. Один уехал в Америку, и вместо «звездного пьедестала» всю жизнь ухаживает за мышами в каком-то институте в Калифорнии. Нашей звезде энтомологии пришлось в Канаде сменить профессию на преподавателя рисования. Не добился ни звания академика, как он утверждал, ни профессора всезнающий светило нашего факультета, а тихонько спился. Многие такие яркие личности потухли, перегорели, почему? Король в юности, не всегда король в дальнейшей жизни. Что же нужно, чтобы им остаться. Ведь быть на вершине популярности и пользоваться всеобщим почитанием в один период времени это одно. Другое как не упасть с пьедестала. Кому это удается? Вопрос?


Рецензии
Светлана, здравствуйте!

Такое впечатление, что это писали не Вы или писали быстро, очень быстро и не перечитывали, не хотели возвращаться...
Печальная судьба таких мальчишек. Видел таких и знаю таких... Ничего хорошего в жизни не получилось, но отдельные кичатся... так смешно...

С уважением,

Владимир Войновский   06.11.2022 21:18     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за внимательное чтение. Большая моя проблема - порой не замечаю пропущенны слоги.
А насчет судеб "королей", то они такие разные. Их временный взлет чаще всего приводит к падению.

Светлана Гамаюнова   06.11.2022 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.