Собаки Актиона

На фотографиях щенки дикой африканской собаки и памятник "Собаке Павлова" в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу с Вами поделиться мыслями о том, как собака стала верным спутником человека. Это произошло где-то 40 тысяч лет назад.

«Ископаемые остатки найдены у Алтайских гор в Сибири, возраст домашней собаки из алтайской пещеры Разбойничья, найденной ещё в 1975 году Н. Д. Оводовым, был оценён в 33,5—34 тыс. лет. В Чехии (Пршедмости) возраст остатков древних собак датируется 24—27 тыс. лет до н. э., Украине — 15 тыс. лет до н. э., в Америке, штат Юта — 11 тыс. лет до н. э., Китае — 7—5,8 тыс. лет до н. э.
Однако, палеонтологи Королевского музея естествознания Бельгии во главе с Митье Жермонпре указывают дату 31,7—36,5 тыс. лет до н. э. Эти выводы сделаны на основании последних находок, остатков доисторической собаки в пещере Гойе. Примечательно, что строение черепа доисторических собак значительно отличается от доисторических волков.
Доисторические собаки были на много больше своих современников (волков Е.Р.).
Со временем изменился рацион питания доисторических собак из-за влияния человека, а также появился лай, которого нет у волков.

Влияние доисторических собак на людей
Благодаря им первобытный человек нашёл верного спутника на охоте, а также надёжного охранника.
В холодные ночи собаки согревали наших предков, однако первобытные люди иногда ели доисторических собак.
Собаки повлияли на психологию людей, поэтому первобытные люди всё чаще стали прибегать к групповой охоте.
При этом, они ценили данных собак за их услуги, свидетельством этому являются захоронения собак. Зачастую собак хранили вместе со своим хозяином».
(Сайт: )


«С зоологической точки зрения, собака — плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых.
Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре, социальным поведением. Выведены специальные породы собак, предназначенные для различных целей: охоты, охраны, тяги гужевого транспорта и другого, а также декоративные породы (например, болонка, пудель).

При необходимости разграничения по полу употребляются термины «кобель» (самец) и «сука» (самка); в обиходной речи — «пёс» и «собака» соответственно. Детёныши собаки называются щенками или кутятами.
Имеется несколько гипотез происхождения собаки, наиболее вероятными её предками считаются волк и некоторые виды шакалов.

В суждениях учёных о предках домашней собаки присутствуют две точки зрения. Одни считают, что собаки — полифилетическая группа (происходящая от нескольких предков), другие придерживаются мнения, что все собаки произошли от одного предка (монофилетическая теория). Собака является древнейшим из всех домашних животных. Учёные сходятся на том, что собака была одомашнена в Старом Свете в эпоху верхнего палеолита (Верхний (поздний) палеолит (40—12 тыс. лет назад) — наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле.); однако по поводу точного места, временного отрезка и причин одомашнивания собаки в научной среде до сих пор единого мнения нет. Наскальные изображения, рисунки и находки археологов позволяют учёным делать некоторые выводы и предположения. Исследования на уровне ядерной ДНК выявили большое генетическое разнообразие собак. Эти данные также предполагают, что генетический пул современных собак произошёл от разнообразного генного пула, что, в свою очередь, может указывать на многократные независимые события одомашнивания волка в разных местах и в разное время.
Митье Жермонпре предполагает, что наши предки-охотники могли приручить щенков убитой волчицы. Канадский биолог Сьюзан Крокфорд (англ. Susan Crockford)) из университета Виктории полагает, что одомашнивание произошло самостоятельно.
Существуют находки окаменелых костей волка 100 тысяч лет до н. э., которые обнаружены в местах хозяйственной деятельности человека. (Но, мы можем предполагать, что это не одомашненная особь, а охотничий трофей первобытного охотника. Е.Р.)». (Википедия)

Итак, история одомашнивания собак скрыта в глубине веков, и мы можем придумать сказочную версию этого события. Из мифов древней Греции мы знаем об отважном охотнике Актионе, у которого было до 50 собак. Давайте условно перенесём его в юго-западную Африку, где, как я предполагаю, была родина предков хомо-сапиенс.

Итак, включим наше воображение. Представим весенний (августовский – для южного полушария Земли) день. Только что закончился дождливый сезон, но саванна не потеряла ещё зелень высоких трав. Это благодатное время для травоядных животных этой местности. Тысячи животных наполняют саванну. Но растительное изобилие не притупило их пугливый нрав. При малейшей опасности (лев, леопард, стая гиен или шакалов) они пускаются в бега. Знают они и об опасности, исходящей от первобытного человека. Его копьё и, особенно, стрелы лука принесли им не мало вреда. Поэтому они пасутся далеко от кустов и кущи тропического леса, где может скрываться охотник.
Актион был хорошим охотником. Редко он возвращался в посёлок без добычи, но ожидание того, что животное подойдёт на расстояние полёта стрелы, затаившегося охотника, занимало много часов. Вдруг, мимо него промчалось что-то стремительное. Он узнал – это дикая саванная собака (разновидность африканской дикой собаки).

«Африканская дикая собака  генетически отличалась от других линий псовых между 1,74 и 1,7 миллиона лет назад». (Википедия)
Она не умеет лаять, но развивает при беге скорость до 66 км / ч. (41 миль / ч) в течение 10-60 минут. «Средняя продолжительность погони составляет около 2 км (1,2 мили), во время которой добычу, если она крупная, многократно кусают за ноги, живот и крестец, пока она не перестанет бежать, в то время как меньшую добычу просто валят и разрывают на части.
Африканская дикая собака - специализированный стайный охотник на обычных антилоп среднего размера. Она и гепард - единственные крупные хищники Африки, ведущие преимущественно дневной образ жизни. Африканские дикие собаки приспосабливают свою стратегию охоты к определенному виду добычи. Они бросаются на антилоп гну, чтобы вызвать панику в стаде и изолировать уязвимую особь, но преследуют территориальные виды антилоп (которые защищаются, бегая широкими кругами), пересекая дугу, чтобы помешать их побегу. Иногда они, гоняя добычу по кругу, передают её «свежей» собаке, как в эстафете. Добычу среднего размера часто убивают за 2-5 минут, в то время как для уничтожения более крупной добычи, такой как антилопа гну, может потребоваться полчаса. Самцы диких собак обычно выполняют задачу захвата опасной добычи, такой как бородавочники, за нос. В сутки они добывают до трёх антилоп». (Википедия)

Актион с сожалением наблюдал за охотой собаки. – «Вот мне бы приобрести такую собаку. Она была бы отличным помощником в охоте». Но, приручить животное можно лишь тогда, когда оно ещё совсем маленькое. Опыт этого в племени уже был. Значит, надо забрать щенков из логова.
Актион знал, где логово суки, недавно принёсшей несколько щенков. Но он знал «вредный» характер и диких собак: они всей стаей (до 130 собак) защищали своих щенков. Как же быть? Надо спросить совета у священного дерева нашего племени.
 И Актион отправился к священному дереву с богатым подношением. Дерево росло в маленькой ложбинке, со всех сторон окружённой высокими скалами. Он повесил хорошо выделанные шкуры на высокие ветви и склонился в тени священного дерева. Долго он ждал совета.  Наконец солнце коснулось края скалы и он поспешил домой. Когда он вернулся в свою нору, вырытую среди многих семейных нор, то в изнеможении упал на груду шкур и забылся сном. И тут ему явилась великая охотница Диана. Она уставилась горящим взором в Актиона и молвила: – «Ты получишь 5 щенков диких собак, когда убьёшь чёрного льва, разоряющего их племя».
– А как его убить? – взмолился Актион.
– Ты застрелишь его третьей стрелой из лука.
– Но как избежать его страшных когтей и клыков?
– Построй укрытие на колёсах из деревьев, подготовленных для плота.
– Но как дотащить это укрытие до логова дикой собаки?
– Тебе поможет самый сильный человек посёлка, если ты отдашь ему самый прекрасный свой плащ для его любимой.
 – Не убьёт ли его чёрный лев?
– Последние 500 локтей до логова, ты должен сам преодолеть.
–  А когда это совершить?
– Когда на небе зажгутся три звезды. И смотри, не опоздай. Подтащи укрытие к логову за 70 локтей заранее. И да помогут тебе наши усопшие предки.
С этими словами Диана взмахнула зелёной веткой и исчезла. Актион открыл глаза, но его окружала лишь тёмная нора, увешанная шкурами.
Утром он побежал к Алкиду, с прекрасным плащом и просьбой о помощи.
– Ха, неужели ты сам не можешь это сделать?
– Увы, я не обладаю твоей замечательной силой.
– Хорошо, я помогу тебе. – И он поднял кусок плота, валявшегося у самого берега.
С помощью Алкида Актион быстро собрал укрытие, и они покатили его по саванне. До захода солнца оставалось чуть-чуть, а путь им предстоял ещё не близкий.
– Ах, Алкид, я опаздываю. Не знаю, что делать?
– Зато я знаю! – воскликнул Алкид и забросил укрытие себе на плечи.
Он так быстро зашагал, что Актион едва поспешал за ним.
Наконец, до логова самки дикой собаки осталось 500 локтей.
– Спасибо за помощь, и беги. Сейчас должен показаться чёрный лев. Оставшееся расстояние я сам дотащу укрытие.
– Позволь, я лишь чуть-чуть подтолкну твою тележку?
– Изволь, это упростит мою работу.
Алкид опустил тележку и так толкнул, что она пролетела 400 локтей и сложилась.
– Ах, Алкид, ты всё испортил. Твоя сила слишком велика.
– Я сломал, я и починю. – сказал силач и побежал к тележке.
Но он не успел.  На небе зажглись три звезды, и раздался страшный рёв льва. Он появился из-за кустов и прыгнул на Алкида. Но тот увернулся от страшного удара и лев пролетел мимо.
Алкид схватил укрытие и выставил его щитом перед собой. Лев бросился на Алкида и стал наносить удар за ударом своей страшной лапой. Но когти огромной кошки только расщепляли брёвна сложившегося укрытия.
Актион не стал медлить. Он подбежал за Алкида и стал выпускать стрелу за стрелой. Третья стрела попала в глаз хищника. Он заревел, зашатался и сдох.
– Алкид, слава ушедшим предкам. С их помощью мы одолели этого зверя.
– Нет, Актион. Думаю мы с тобой справились с этим зверем сами, а наши предки лишь рукоплескали нам.
– Может, ты и прав.
Но тут их разговор прервала хитрая мордочка дикой собаки. Она со страхом принюхивалась к запаху льва и людей.
– Мать саванных щенков, прими наш дар: эту тушу чёрного льва и нашу дружбу?
Собака ничего не сказала, лишь тряхнула головой и скрылась в норе.
На следующий день Актион к логову принёс застреленную  косулю и отогнал трёх гиен, которые захотели утащить тушку.
Дружба Актиона и этого семейства дикой собаки продолжалась ещё две недели. Наступила жара. Стада на этом участке саванны поредели. Пищи диким собакам стало не хватать. И они кормили лишь щенков вожака стаи. А щенков подчинённых сучек бросали на произвол судьбы. Поэтому почти все побочные щенки умирали.
Однажды, когда Актион подошёл к логову дружелюбной сучки, она подбежала к нему и умоляюще на него посмотрела. Он заглянул в логово. Там копошились лишь пять щенков, а шесть лежали бездыханными.
– Что же, мать щенков, я спасу твоё потомство, но они будут жить у меня и мне служить. Ты согласна?
Сучка присела, сжалась и начала тихонько чихать.
Актион собрал пять полу дохлых щенков в подол и побрёл домой.
Сучка покорно провожала его, но из её глаз капали слёзы.

Актион, как заботливая мать, ухаживал за ними. Он достал им молока и пальцем капал его им в рот. Наконец они сами стали жадно его лакать, и Актион вздохнул с облегчением. Он выносил их погреться на солнце. Тут сосед увидел их и стал упрекать Актиона, что он привечает диких зверей.
– Народ диких собак не похож на шакалов или гиен. Он живёт дружно и по справедливости. В первую очередь пищу получают щенки и слабые, а потом все остальные. Они дружно охотятся и защищают своё стойбище. Они умеют общаться, звать на помощь и собирать на сход. Они так же дружно переходят на новые места. Они в этом похожи на нас и, думаю, что я с ними подружусь.
Пять собак Актиона быстро росли и скоро он стал их брать на охоту. И не стало более удачливого охотника, чем Актион.

Однажды он с собаками забрёл в непролазную чащу. По ней протекал прозрачный ручей. Актион с трудом пробирался по его заросшему берегу. Он высматривал звериные тропы из чащи на водопой. Наконец он увидел такую узенькую тропку и стал красться по ней. Она его привела на круглую полянку, всю затенённую огромными деревьями, перевитыми лианами. Сквозь них просматривалось чёрное, в полутьме озерцо. У самого озера росла кипа деревьев и на их ветвях весели ... великолепные луки.
– Ничего себе, какие луки. Кто же развесил такое богатство?
Когда он подошёл к деревьям, он увидел пять обнажённых женщин, плескавшихся в озере. Он хотел удалиться, но его остановила мысль: – «Кому принадлежат луки, и кто их сделал».
– Эй, красавицы, чьи луки весят на деревьях? Где охотники, что их оставили?
– Это наши луки. – ответила самая старшая, из купающихся, погружённая по самую шею в воду.
– И что же вы с ними делаете. Вам, слабым женщинам, даже не натянуть тетиву, не то, что поразить цель.  –  засмеялся Актион.
– Ну, ты и нахал. – в сердцах произнесла она. – Не зная людей, насмехаешься над ними. Я накажу тебя.
И она стала разводить руками и что-то шептать.
Тут Актион почувствовал головокружение и жуткую апатию, а женщина, укрытая кипой зелёных водорослей, выбралась на сушу. Она зашла за деревья и вернулась в блестящей, переливающейся одежде с лунной диадемой на голове. Тут то, Актион сообразил, что был непочтителен с самой Дианой. Но было поздно.
Диана накинула на него плащ из африканской зебры, с каким-то сильным запахом, подавляющим волю.
– Наглый незнакомец, ты будешь служить мне, пока этот плащ с тебя не сползёт. Поднимай наши трофеи и иди за мной.
Актион взвалил на плечи несколько туш антилоп, и присев под их тяжестью, заковылял за Дианой.
Когда они вышли из-под тени леса в саванну, собаки Актиона бросились к нему, чтобы продолжить с ним охоту. Они потянули за шкуру и сорвали её с него. К Актиону тут же вернулось сознание и воля.
– Дикие собаки разорвут тебя, наглец. И поделом тебе.
–  Извини, великая охотница, но это не дикие, а приручённые мной собаки. Они любят меня и не причинят мне вреда.
– Так ты, Актион – хозяин прирученных впервые собак. В будущем охотничьи собаки станут настоящими помощниками охотников. Ты сделал большое дело, и я прощаю тебе твою наглость.
– Спасибо, великая охотница, благодаря моим собакам и тебе, я стал свободным, но позволь помочь вам и донести ваши охотничьи трофеи.
– Я разрешу это, если ты согласишься стать моим  спутником в моих охотничьих вылазках. Надеюсь, что твои собаки не станут без цели пугать дичь?
– Я с радостью разделю ваши экспедиции, но утверждаю, что мои собаки настолько умны, что готовы соблюдать любые охотничьи правила.
– Надеюсь, что это так.

С этого события Актиона больше не видели в поселении, и считали его погибшим.

С первого приручения собак прошли тысячи лет. Собаки стали нашими верными друзьями и помощниками. Собаке нашли работу во многих сферах нашей жизни. Недаром ей поставил памятник академик Павлов в Колтушах, пригороде Санкт-Петербурге. А в Ижевске – памятник собаке-космонавту Звёздочке; памятник военным дрессировщикам и служебным собакам поставлен в Санкт-Петербурге; памятник в Приютненском районе - «Чабан с собакой»...

Собачки стали нашими друзьями по жизни. Они помогают нам коротать время и совершать прогулки. Слава собаководам и их помощникам.


Рецензии