Дети войны, или Маленькие кусочки счастья

Папа был на фронте с первых дней войны. Мама работала без выходных. Мы, дети, были предоставлены сами себе. За нами никто не присматривал. Помню, как мы с визгами бегали по коридору, старшие дети играли в чехарду, а мы путались у них под ногами.

Как-то одного мальчика, звали его Фариз, мама заперла дома и ушла. А ему очень хотелось с нами пообщаться. Он нашел мешочек с горохом и сыпал нам по горошинке через замочную скважину. Мы становились в очередь, подставляли ладошки, а потом грызли этот горох, радуясь неожиданному угощению.

Особенно он хотел угостить одну девочку, старшую из нас, и всё кричал: "Клавденька, Клавденька! Где ты! Я хочу дать Клавденьке!". Незадачливый поклонник потом получил взбучку от матери за то, что растранжирил весь горох.

Каждый день наши мамы приносили из столовой еду, которую получали бесплатно. Я запомнила только рассольник, он мне казался тогда таким вкусным, что лучше ничего и быть не может! С воспоминанием об этом рассольнике я жила многие годы.

Став взрослой, матерью двоих дочерей, я неоднократно старалась сварить такой же, но у меня никогда не получалось. Однажды я купила зеленые соленые помидоры, никто их есть не хотел, и я сварила с ними рассольник. Наконец-то это был тот самый вкус, точно такой же как в детстве!

Еще помню, в конце войны, когда я училась в начальных классах школы, каждый день на большой перемене открывалась широкая дверь класса, и появлялась румяная, полная тетя Зина с большим фанерным подносом в руках, на котором рядами лежали кусочки коврижки. Она раздавала их нам, и это была большая радость для всех нас.

Хотя и было тяжелое время, мы этого не осознавали и пережили войну не так горестно, как взрослые. Мы воспринимали всё как должное, были всем довольны и радовались простым вещам. Этот оптимизм остался у меня на всю жизнь.

А что еще могли запомнить дети в голодное военное время? Горох, рассольник и коврижки - маленькие кусочки счастья и человеческой любви.


Рецензии