Школьные годы чудесные

До 5 класса я училась в начальной школе, в ней мальчики и девочки занимались вместе. С оценками у меня было неважно, зато я была очень активной, принимала участие во всех школьных мероприятиях.

Каждый год мы с братом ездили в пионерлагерь Крутушка, недалеко от Казани. Путевки давали отцу на работе бесплатно.

В лагере нас учили петь, танцевать, читать стихи. Устраивались концерты, в которых я всегда участвовала, мне это очень нравилось.

За активность меня однажды, единственную из 10-ти отрядов, наградили бесплатной путевкой на следующую смену. Это была большая радость, потому что тогда получить путевку на 2 месяца было практически невозможно.

В 1948 году нас, жителей Дальнего Устья, переселили поближе к Казани, в Адмиралтейскую слободу, а наши дома ушли под воду.

В 5 класс я пошла в женскую школу, в то время 10-летки были раздельные: мужские и женские. Наша школа была большая, она располагалась в огромном 4-х этажном здании. Классов было очень много, я, например, училась в 5-Е. С успеваемостью у меня стало получше: четверки, а иногда и пятерки.

Учителя нам уделяли много времени, даже своего личного. Мы постоянно были окружены их заботой. Они не только учили нас, но и воспитывали. Устраивали экскурсии, водили в кино, театры. Это было настоящим праздником.

В те времена перед преставлениями народ развлекали, например, в ТЮЗе рассказывали детям сказки. Помню, что мы слушали их с большим интересом.

Когда мы подросли, нас водили уже на балет и оперу. Так я впервые увидела Лебединое озеро и Щелкунчик, услышала оперы Демон и Травиата.

Начиная с 8 класса в школе устраивались тематические вечера, куда приглашали мальчиков из мужской школы. Для них мы заранее готовили концерты.

У меня сохранилось воспоминание, как мы разучивали венгерский танец с нашей классной руководительницей, учительницей математики Ниной Вячеславовной Левитто. Это было у неё дома, она прекрасно играла на пианино, аккомпанируя нам.

После концерта были балльные танцы. Мы становились парами и торжественно двигались под музыку. Это были целомудренные танцы той поры: падеграс, падекатр, падеспань, вальс-бостон и школьный вальс.

Мальчики тоже хорошо танцевали, потому что их, как и нас, учили этому в мужских школах. Они относились к нам очень галантно, были учтивыми кавалерами. Мы тоже их очень уважали, отношения между нами были трепетными и благоговейными.

В те времена с мальчиками мы встречались редко, только на таких вечерах. Было и торжественно, и весело. Учителя тоже присутствовали, но только в качестве зрителей.

Позже, в старших классах, мы уже стали общаться с мальчиками вне школы, но это было пристойно, никаких объятий и поцелуев. Нас никогда не покидало чувство стыдливости. По-моему, это было и у мальчиков.

Ещё я помню Людмилу Абзаловну, учительницу истории. В 10 классе она водила нас по историческим местам Казани. Тогда я с удивлением узнала, какой у нас красивый, интересный, богатый достопримечательностями и легендами город.

Школьная жизнь была яркой, увлекательной, и я с большим удовольствием её вспоминаю. Мы жили совсем в другом мире.

Нас воспитывали атеистами, мы не думали о Боге и не ходили в церковь. Но мы жили по совести, уважали родителей и друг друга, были искренни и чисты, а ещё - счастливы, несмотря на все трудности, выпавшие нам на долю.

Сейчас я понимаю, что именно тогда мы и жили по Его заповедям, хотя и не подозревали об этом.


Рецензии