География Золотого Века Русской Литературы

Долгое время я размышлял о Золотом Веке Русской Словесности, о Именах, вошедших в Мировой Фонд художественной литературы. О Грибоедове, о Пушкине, о Лермонтове, о их судьбах и судьбах их героев.

Внезапно меня всколыхнуло чувство, что я стою на пороге открытия. Да именно Открытия. Меня потрясло внутреннее родство душ двух Александров Сергеевичей, а позже и Михаила Юрьевича, несмотря на разницу служебных достижений, несмотря даже на то, что лично им встретиться на нашей грешной земле не довелось. Да и кончили они одинаково плохо. Как известно каждому, А.С. Грибоедов был крупным государственным чиновником, послом в Персии и был разорван толпой взбунтовавшейся черни, А.С. Пушкин дослужился до звания камер-юнкера, после чего был застрелен Дантесом (о ином результате дуэли выскажусь в следующий раз), наконец, М.Ю. Лермонтов, не достигнув больших чинов, был сослан на Кавказ, где его застрелил Мартынов.

Обратимся к их любимым литературным героям, в которых и воплотились их Родственные Души.

Перед нами Фамусов, главный герой Грибоедовского Горя. Вот что он сообщает о Софье: Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится. Кому-то покажется, что это характеризует Павла Афанасьевича как ретрограда и рутинера. Нет, и еще раз нет, это оценка состояния отечественной словесности, данная Александром Сергеевичем и вложенная в уста персонажа.

И вот Чацкий. Насмешлив, несдержан в суждениях, зол на язык. Что ему оставалось делать со своим "озлобленным умом, кипящем в действии пустом"©? За подобные шуточки Михаил Юрьевич был вызван к барьеру и не вернулся. Но, "дуэль не состоялась или перенесена"©. Чацкий покидает нас "в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов", и о его дальнейшей судьбе мы можем лишь предполагать. Чем и займемся.

Онегин. С чего начинает уже другой Александр Сергеевич? "Мой дядя, самых честных правил..."©. А как звали в Бозе почившего дядюшку? Новейшие исследования приходских книг "деревни, где скучал Евгений" открывают нам имя покойного, Александр Андреевич Чудской (в другом прочтении Чацкий). Да, "молодому повесе" пришлось и "подушки поправлять, и печально подносить лекарства"©. Тем не менее, и на смертном одре дядюшка немало чему научил племянника. Именно от него Евгений наследовал привычку "пить одно стаканом красное вино"©.

Печорин. Происхождение его достоверно неизвестно, но мы можем смело предположить, что он был внебрачным сыном Ольги Лариной. Не будем тревожить прах умершей родами Ольги. Уже чувствуя неизбежный конец, она призналась Отцу Амброзию, что отцом ребенка является некий Е.О. Приходские книги упоминают не менее пяти помещиков с подобными инициалами.

Перед нами прошли все три наших героя. И пусть критиканы прошлых веков твердят, будто расстояние от Онегина до Печорина как от Онеги до Печоры, т.е. "дистанция огромного размера"©, мы отчетливо видим, что по надежно проложенной колее железных доказательств мы уверенно мчимся от Чудского озера к Онежскому и далее в бассейн Печоры.

Заранее предвижу чувства читателей.Это бред.

Отвечаю:
Я слыхивал такой бред, по сравнению с которым это выглядит Толковым Словарем.


Рецензии
На (справедливое) заявление, это бред, отвечаю:
Я слыхивал такой бред, по сравнению с которым это выглядит Толковым Словарем.

Алекс Кудряшев   21.07.2022 06:34     Заявить о нарушении