Русь православная. Гл. 21 Первый патриарх Иов

     Часть 4: Русь православная до Романовых. Патриаршество
     Глава 4: Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1529-1607)

«Имя патриархов означало в древнейшие времена христианства единственно смиренных наставников веры, но с четвёртого века сделалась пышным, громким титулом главных пастырей церкви в трёх частях мира или в трёх знаменитейших городах тогдашней всемирной империи: в Риме, в Александрии и в Антиохии. Место священных воспоминаний Иерусалим и Константинополь – столица торжествующего христианства были также признаны особенными, великими патриархиями. Сей чести не искала Россия от времён св. Владимира до Феодоровых». (Н.М. Карамзин «Предание веков»).

В 1453 году Царьград захвачен турками, русская митрополия стала независимой. Патриарх Константинопольский утратил ту власть какой обладали его предшественники. Россия уже тогда могла претендовать на патриаршество, но этого не произошло.

«…Византия, раба оттоманов, не отказала бы в том Иоанну III, сыну и внуку его, но они молчали, из уважения ли к первобытному уставу нашей церкви или опасаясь великим именем усилить духовную власть ко вреду монаршей». (Н.М. Карамзин «Предание веков»).

Наступил ХVI век, век потрясений на Руси: Иван IV Грозный со своей опричниной; удушение Малютой Скуратовым в монастыре опального митрополита Филиппа; волнение в народе; взятие Казани… патриаршество. После смерти Иоанна IV, царём стал его сын Фёдор (Феодор) Иоаннович (1557 – 1598 гг.), женатый на Ирине Годуновой, сестре Бориса Годунова, который и был «начальник земли», как его называли сановники. В это время за козни и дерзость Борис сверг митрополита Дионисия, желая возвысить преданного и смиренного Иова.(1)

Иоакима,(2) в Россию дорога –
Им при турках жилось так убого;
Чтобы помощь ему оказали,
Царь с Борисом ему предлагали:

«Патриаршество нам учредите,
С этим делом вы нам помогите!»
Иоаким помочь обещает,
Попрощавшись, домой уезжает…

Вся столица вновь гостя встречала.
Кто такой он, что так ликовала?
В небе солнышко ярко сияло,
День чудесный оно обещало.

Иеремия у них появился –
Патриарх,(3) и народ удивился:
Редкий гость, царь доволен, встречая,
Шёл навстречу,(4) его принимая.

Гость Борису попозже поведал:
«Был в изгнании, горе изведал.(5)
Древний храм,(6) где когда-то молились,
Забран турками! – слёзы полились. –

Лишь с трудом разрешение дали,
Чтобы милостыню здесь собрали.
Нам для нового храма так нужно,
Жить под гнётом, увы, очень сложно.

Лишь в России усердие, жалость,
Я найти смог и русскую щедрость.
Феодорову мысль одобряю,(7)
Патриаршество я принимаю!»

«… а лукавый Годунов предложил сие достоинство самому Иеремии, с условием жить в Владимирове, Иеремия соглашался, но хотел жить там, где царь, то есть в Москве, чего не хотел Годунов, доказывая, что несправедливо удалять Иова, мужа святого, от московского храма Богоматери; что Иеремия, не зная языка, ни обычаев России, не может быть в духовных делах наставником венценосца без толмача, коему непристойно читать во глубине души государевой». «Да исполнится же воля царская! – ответствовал патриарх. – Уполномоченный нашею церковью, благословляю и поставлю кого изберёт Феодор, вдохновенный богом». (Н.М. Карамзин «Предание веков»).

Хотя не сомневались, кто станет патриархом, всё же назначили трёх кандидатов: архиепископа Новгородского Александра, Варлаама Ростовского и митрополита Иова. Царь избрал Иова 23 января 1589 года после вечери, а 26 января совершилось посвящение.

«Чтобы утвердить достоинство и права российского священноначалия, написали уставную грамоту, изъясняя в ней, что ветхий Рим пал от ереси Аполлинариевой; что новый Рим, Константинополь, обладаем безбожными племенами агарянскими; что третий Рим есть Москва; что вместо лжепастыря западной церкви, омрачённой духом суемудрия, первый вселенский святитель есть патриарх Константинопольский, второй – Александрийский, третий – Московский и всея России, четвёртыё – Антиохийский, пятый – Иерусалимский; что в России должно молиться о греческих, а в Греции – о нашем, который впредь, до скончания века, будет избираем и посвящаем в Москве не зависимо от их согласия или одобрения». (Н.М. Карамзин «Предание веков»).

В мае 1589 года патриарх Иеремия с богатыми дарами и письмом к султану, чтобы тот не теснил христиан, отбыл (уехал). Греческое духовенство было признательно России за помощь и соборной грамотой одобрили учреждение Московской патриархии. Так в России в 1589 году стал первым патриархом Иов, на долю которого выпало тяжкое бремя.

В июне 1591 года через митрополита Терновского, была доставлена грамота вместе с мощами святых и двумя коронами – царю и царице.

После смерти царя Феодора,(8)
Годунов стал царём очень скоро,
Самозванец(9) один появился,
Что царевич он, Дмитрий. Стремился

Стать царём он и Польше продался,
Быть отступником он не стеснялся.
Патриарх возмутился: «Как смеет,
Он раздор на Руси только сеет!»

В Польшу он посылает посланцев,(10)
Чтоб не верили те самозванцу.
Был анафеме предан, читали
О нём(11) грамоту, где объясняли –

Самозванец Отрепьев, читали
По церквям, чтобы люди все знали.
Будут прокляты те, кто поддержит,
Но тяжёлое время уж брезжит!

После смерти Бориса, Москвою
Овладели враги, головою
Рисковал патриарх, не мирился,
Защитить Феодора(12) стремился.

Поступили враги с ним сурово,
Ведь для них это было не ново.
Кто был против, того не щадили,
Патриарха убрать поспешили.

Всю одежду в соборе сорвали,(13)
С патриарха, прогнать пожелали.
В монастырь(14) патриарх был отправлен,
От него самозванец избавлен.

Расправился самозванец не только с патриархом Иовом, но и с сыном Бориса Годунова, Феодором, лишив его жизни. Так закончилось первое патриаршество в России.

«На место Иова новый царь выбрал в патриархи рязанского архиепископа Игнатия, родом грека, который воспитывался в Риме, был некоторое время епископом Кмирским, потом явился в Россию и получил здесь Рязанскую кафедру». (Знаменский П.В.)

Игнатий являлся самозванцем, удобным оружием для католиков.  Но недолго это продолжалось, вспыхнул бунт в ночь на 17 мая 1606 года, в результате которого самозванец был убит, вместе с ним погибло много поляков, а Игнатий был свергнут. Царём стал Василий Васильевич Шуйский, патриархом Гермоген.

_________________________________________
1 - Иов – митрополит Иов родился в октябре 1529 г., в 1589 г. стал патриархом, умер по дороге из Москвы 19 июня 1607 г. по пути в Старицкий монастырь, куда был в 1605 г. сослан самозванцем.
2 - Иоакима – патриарх Иоаким (Антиохийский) в 1586 г. посетил Россию, прибыв в Москву, попросил помощь (милостыню), которую и получил.
3 - Патриарх… – патриарх Иеремия главный святитель христианский Византийского архиерейства уже давно считался первым. Приехал в 1588 году вместе с митрополитом Монеливасийским и архиепископом Элласонским Арсением.
4 - Шёл навстречу… – когда патриарх с сопровождающими вошёл в «Златую палату», царь встал навстречу Иеремии и посадил рядом с собой.
5 - Был в изгнании, горе изведал – 10 лет Иеремия управлял церковью, был оклеветан и сослан на Родос, через 5 лет вернулся. (Беззаконно патриаршество Магомет II отдал Феолипту).
6 - Древний храм… – храм византийских первосвятителей турки превратили в мечеть.
7 - Феодорову мысль одобряю – царь Фёдор (Феодор) Иоаннович в разговоре с патриархом завёл речь о том, что неплохо было бы иметь своего патриарха на Руси.
8 - После смерти царя Феодора – в 1598 г. царь Фёдор Иоаннович умер, не оставив наследников. Годунов объявлен царём, являясь родственником, братом царицы, через интриги.
9 - Самозванец… – Григорий Отрепьев, служил у Романовых и князя Бориса Черкасского. Это его не устраивало, решил стать иноком. Патриарх Иов впоследствии посвятил его в диаконы, не подозревая, что в дальнейшем, сбежав в Польшу, Отрепьев объявится царевичем Дмитрием.
10 - В Польшу он посылает посланцев – т.е. послов к польскому духовенству и князю Острожскому.
11 - О нём… – т.е. грамота, где говорилось кто такой самозванец на самом деле.
12 - Защитить Феодора… – сын Бориса Годунова.
13 - Всю одежду в соборе сорвали – во время литургии в Успенском Соборе с патриарха сорвали святительскую одежду, облачив в рясу монаха.
14 - В монастырь… – Старицкий монастырь, откуда в своё время он был взят на митрополию.

Используемая иллюстрация: икона «Патриарх Московский и всея Руси Иов»


Рецензии