Атака Кригсмарине на порт Диксон

В это трудно поверить, но самый восточный бой Красной армии с фашистами в годы ВОВ произошел в порту Диксон, в глубоком советском тылу. На 2 тыс. километров восточнее Уральских гор.
Сразу встают ребром два вопроса:
1) Как руководство Красной армии могло подобное допустить;
2) С какой целью немцы атаковали Диксон?

Северный флот ВМФ СССР к началу ВОВ был крайне слабым. Он значительно уступал Балтийскому и Черноморскому флотам, хоть те находились в небольших по размеру морях, а СФ должен был контролировать акваторию огромного океана. Немецкий Северный флот был намного сильнее, поэтому в 1942 и 1943 годах в Баренцевом и Карском морях делал всё, что хотел. Лишь в 1944 г. наступил паритет после того, как союзники передали СССР линкор, крейсер, 9 эсминцев и т.д., которые прежде входили в состав итальянского флота.

В 1942 г. немцам стало очевидно, что блицкриг провалился, а война приняла затяжной характер. Поэтому они считали крайне важным сорвать поставки по ленд-лизу в СССР, как Арктических конвоев из Британии, так и конвоев идущих из США по Северному морскому пути. Таким образом, в июне 1942 г. гитлеровцами был разработан план операции "Вундерланд" ("Страна чудес"), который предусматривал уничтожение караванов судов, приходящих из США, и атаку на порт Амдерма.

Немцы знали, что конвои и порты плохо защищены. Кроме того, они рассчитывали на фактор неожиданности. В операции задействовали тяжёлый крейсер "Адмирал Шеер" и 5 подлодок. На борту судна находился самолет-разведчик Arado Ar 196. Также в помощь дали два гидроплана BV.138, которые взлетали с аэродрома базирования.

В начале августа японское командование сообщило в Берлин, что по Севморпути из Штатов в Архангельск идет караван: 4 ледокола и 19 сухогрузов. 16 августа им на перехват из Норвегии вышел "Адмирал Шеер", которым командовал капитан Вильгельм Меендсен-Болькен. Предполагалось, что "Шеер" встретит и уничтожит конвой в конце августа в районе пролива Вильницкого, что находится между Таймыром и Северной Землей.

21 августа Arado обнаружил в Карском море караван из 10 судов, идущих с запада на восток. Крейсер вышел на их перехват и стал ждать. Но суда из-за погодной обстановки изменили курс и прошли западнее. "Адмирал Шеер" кинулся в погоню, но 24.08. попал в ледяной капкан. На следующее утро самолет Arado получил повреждения при посадке на лед и его затопили. Кроме того, ранее из-за поломок были потеряны два гидроплана. Таким образом, без авиации обнаружить караваны не представлялось возможным, и "Шеер" взял курс на юго-запад.

Днем 25 августа в районе острова Белуха крейсер встретил ледокольный пароход "Александр Сибиряков" - легенду флота, который первым в истории за одну навигацию прошел Севморпуть. "Сибиряков" вез из Диксона на Северную Землю инвентарь, провиант и горючее для полярных станций, а также сменный персонал. Нацисты подняли американский флаг, что позволило сблизиться с пароходом, и открыли огонь.

Его вооружение составляло: шесть 280-мм, восемь 150-мм и шесть 105-мм орудий, что не оставляло никаких шансов советскому судну, на борту которого находились лишь две 76-мм и две 45-мм пушки. Конечно, пароход вел ответный огонь, но получил сильные повреждения и капитан решил его затопить. В итоге спаслось 22 человека из 104, но навигационные карты и шифровальные коды к немцам не попали. Людей подняли на борт немецкого корабля, чтобы впоследствии распределить по фашистским лагерям.

"Мы были поражены сопротивлением русского судна. Самим этим фактом. Ведь моряки были заранее обречены, и никаких шансов попасть в наш корабль у них не было".
Отрывок из дневника Вильгельма Меендсена-Болькена.

"Сибиряков" успел передать информацию о немецком корабле. В свою очередь на "Шеере" перехватили сообщение и поняли, что обнаружены. Немцы рассчитывали на легкую победу. Они решили немедленно атаковать Диксон, высадить десант из180 автоматчиков и получить данные о конвоях, а также шифровальные коды. Заодно гитлеровцы хотели выполнить вторую часть плана - уничтожение советского порта и всех находящихся в нем грузов и судов.

Как назло, в Диксоне как раз демонтировали три гаубичные батареи, чтобы отправить их на архипелаг Новая Земля. Но когда пришло сообщение о возможной атаке немецкого крейсера, два орудия, что не успели загрузить на судно, установили у причала и подвезли к ним снаряды. Кроме того, в порту стояли сторожевой корабль (СКР-19), имевший на вооружении четыре 76-мм и четыре 45-мм пушки, и судно "Революционер", вооруженное парой 76-мм орудий. Выработав план обороны, краснофлотцы приготовились к бою. В то же самое время всё мирное население порта ушло в тундру.

"Адмирал Шеер" вошел в гавань Диксона в ночь на 27.08. Прозвучали первые залпы по СКР-19, который успел выставить мощную дымовую завесу. Однако после нескольких попаданий снарядов главного калибра сторожевик вышел из боя, а на "Революционере" в результате трех мощных взрывов начался пожар. Спасли ситуацию две 152-мм гаубицы 1910 г. Укрытые плотной дымовой завесой, они вели прицельный огонь по крейсеру, а оттуда не видели, кто и откуда стреляет.

Гитлеровцы почувствовали опасность, и десант высаживать не стали. Они продолжили маневрировать, обстреливая из всех орудий порт и поселок, нанеся им значительный урон. Обнаружить положение батареи и ее уничтожить немцы так и не смогли, а она опасно огрызалась. В итоге "Адмирал Шеер" покинул акваторию Диксона, выпустив 450 снарядов. При этом он сам не имел никаких повреждений и 30 августа прибыл в Норвегию.

"Операция "Вундерланд" не была рискованным тактическим набегом на советское судоходство и порты, а была частью долгосрочного стратегического замысла. Однако сам этот замысел основывался на ошибочном представлении немцев о критически важном значении Севморпути и внешних поставок для военного потенциала СССР", -
кандидат исторических наук, доцент; заведующий Центром методологии и историографии, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН Зубков Константин Иванович.

По оценке советских и российских историков, операция "Вундерланд" завершилась провалом: ни одно судно конвоев не пострадало, а порт Диксон уже через неделю работал в прежнем режиме. Абсолютно согласен с данным мнением, но сами немцы посчитали иначе. После этих событий капитан крейсера даже получил "Рыцарский крест". Вот только это больше похоже на пиар-шоу - хорошую мину при плохой игре.


Рецензии