Варварские королевства

Литература:
Ж.Тессье. Крещение Хлодвига. М. 2019.
Г.Пфайльшифтер. Теодорих Великий. М. 2017.
В.Уколова. "Последний римлянин" Боэций. М. 1987.

  Это -  первое занятие, посвящённое средним векам после вступительного.

  "Тёмные века" - часто так называют самое начало средневековья в Европе и иногда даже отделяют его от собственно средневековья как времени развития феодализма.
  Вопрос ученикам: Вспомните, как пала Западная Римская империя?
  После прекращения существования Западной Римский империи в 476 году Западная Европа представляла собой территории, в основном подчинённые королевствам,  образованным конунгами - вождями различных германских племён, сокрушивших Рим. Население таких королевств состояло из пришедших германцев и прежнего римского или романизированного местного. Ещё некоторое время в ряде областей правили римские наместники. Везде занимались в основном сельским хозяйством,  запустели города, были заброшены ремесла.

  Именно в это время - раннее средневековье - в значительной степени сложилась карта Европы, сохранившаяся в различных названиях до наших дней...
  Можно выписать на доске происхождение названий некоторых европейских стран и регионов из той эпохи, от различных племён, занимавших эти территории (рядом - карта):
Франки - Франция (первоначально так назывался север нынешней Франции) и Франкония в Германии.
Бавары - Бавария.
Фризы - Фрисландия.
Готы и аланы - Каталония.
Вандалы - Андалузия.
Бургунды - Бургундия.
Лангобарды - Ломбардия.
Бритты (после переселения) - Бретань.
Англы - Англия.
Саксы - Саксония, Суссекс, Уэссекс, Эссекс.
Юты - Ютландия.
Австры - Австрия.
Хорутане - Каринтия.

С.Г.Смирнов. "В конце пятого века":
"Например, современные французы говорят и пишут по-французски и живут, естественно, во Франции. А в конце 5 века эта страна называлась Галлией, однако галлы - потомки кельтов, поселившихся в этих краях задолго до новой эры - подверглись за четыре века римского владычества сильнейшей романизации, то есть писали они только по-латыни, а говорили на латинском языке, основательно разбавленном словами из разных кельтских диалектов. Далее, политическая структура Галлии не была тогда связана ни с галльским, ни с римским наследием: страной владели германоязычные племена вестготов, бургундов, аллеманов и франков. Все они находились в стадии военной демократии, когда землею владеют роды, а высшим органом племени является общее собрание воинов ( то есть всех взрослых мужчин), которое избирает или смещает верховного вождя, решает вопросы войны и мира, утверждает или отвергает новые законы. Как могли "варвары"-пришельцы найти общий язык с подвластными им галлами, привычными к нормам римского права, к городскому самоуправлению, к авторитету церкви? Стоит вспомнить еще, что франки и аллеманы были тогда некрещеными, вестготы же были крещены давно, но "неправильно" (по арианской догме); в глазах своих католических подданных - галлов они были еретиками. Ну и конфликты полыхали тогда на месте будущей прекрасной Франции!
Мы знаем, чем это кончилось: Галлия стала Францией, потому что франки одолели всех прочих соперников-варваров..."
Возникновение Франкского королевства связано с именем конунга Хлодвига, потомка Меровея (род Меровингов), начавшего править в землях салических франков на северо-востоке нынешней Франции и территории нынешней Бельгии в 481 году. Мы много знаем о его  правлении благодаря "Истории франков",написанной в середине VI века епископом города Тура Григорием. Григория Турского называют "отцом французской истории".

"На пятом году правления Хлодвига король римлян Сиагрий, сын Эгидия, местом своего пребывания выбрал Суассон, которым некогда владел вышеупомянутый Эгидий. "Против Сиагрия выступил Хлодвиг вместе со своим родственником Рагнахаром, у которого тоже было королевство, и потребовал, чтобы Сиагрий подготовил место для сражения. Тот не уклонился и не побоялся оказать сопротивление Хлодвигу. И вот между ними произошло сражение. И когда Сиагрий увидел, что его войско разбито, он обратился в бегство и быстрым маршем двинулся в Тулузу к королю Алариху. Но Хлодвиг отправил к Алариху послов с требованием, чтобы тот выдал ему Сиагрия. В противном случае – пусть Аларих знает, – если он будет укрывать Сиагрия, Хлодвиг начнет с ним войну. И Аларих, боясь, как бы из-за Сиагрия не навлечь на себя гнев франков, – готам ведь свойственна трусость, – приказал связать Сиагрия и выдать его послам. Заполучив Сиагрия, Хлодвиг повелел содержать его под стражей, а после того как захватил его владение, приказал тайно заколоть его мечом. В то время войско Хлодвига разграбило много церквей, так как Хлодвиг был еще в плену языческих суеверий", - пишет Григорий Турский.
  Известен и показателен эпизод с церковной чашей,  о котором выразительно рассказывает хронист.
"Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то по крайней мере пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу». По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим, – твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!» Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», – опустил ее на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал ее епископскому послу, затаив «в душе глубокую обиду». А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат они свое оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошел к тому, кто ударил [секирой] по чаше и сказал:
«Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил ее на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне».
Подчиняя окрестные земли,  Хлодвиг не гнушался изощрёнными вероломством и жестокостью. Владения рипуарских франков по Рейну он подчинил, сначала подговорив сына их правителя Сигиберта Хлодерика полослать убийц к отцу и разделить с ним его наследство, а затем тот "сам попал в яму,  которую вырыл для своего отца", - как заметил Григорий Турский, - был убит в Кёльне людьми Хлодвига. Хлодвиг вступил во владение рипуарскими землями и заявил, что к смерти Хлодерика отношение не имеет. Можно было бы объяснить эту неприкаянность язычеством короля, если не помнить аналогичное поведение ряда последних правителей Рима - христиан и затем императоров Византии,

Существуют весьма красочные рассказы о крещении Хлодвига. Вот что пишет Григорий Турский:
"Итак, у короля [Хлодвига] от королевы Хродехильды первым ребенком был сын. Так как Хродехильда хотела его окрестить, она непрестанно обращалась к мужу и говорила: «Ваши боги, которых вы почитаете, ничто, ибо они не в состоянии помочь ни себе, ни другим, ведь они сделаны из камня, дерева или из какого-либо металла... Лучше следует почитать Того, кто по слову Своему сотворил из ничего небо и землю, море и все то, что в них есть. Кто заставил светить солнце и украсил небо звездами, Кто наполнил воды пресмыкающимися, землю – живыми существами, воздух – крылатыми птицами; по Чьему мановению земля украшается плодами, деревья – фруктами, виноградные лозы – виноградом; Чьею рукой создан род человеческий; по Чьей доброте все это творение служит человеку и предназначено для самого человека, которого Он создал». Но как бы часто ни говорила это королева, сердце короля вовсе не склонялось к христианской вере, и он отвечал: «Все сотворено и произошло по воле наших богов, а ваш Бог ни в чем не может себя проявить и, что самое главное, не может доказать, что Он из рода богов».
Между тем благочестивая королева принесла сына крестить. Она велела украсить церковь коврами и полотнищами, чтобы во время этого праздничного богослужения легче было склонить к вере того, кого она не могла склонить проповедью. Но ребенок, названный Ингомером, умер после крещения, еще в белых одеждах, в которых он был возрожден при крещении. Выведенный из себя этим обстоятельством, король гневно и резко упрекал королеву. «Если бы мальчик, – говорил он, – был освящен именем моих богов, он непременно остался бы живым; теперь же, когда его окрестили во имя вашего Бога, он не выжил». На что королева ему отвечала:
«Я благодарю всемогущего Господа, Творца всего, за то, что Он не счел меня недостойной и захотел взять рожденное из чрева моего в Царство Свое. Душа моя не печалится по этому поводу, ибо я знаю, если кто-то призван из этого мира в белых одеждах, то должен пребывать в Царстве Божием».
После этого королева родила второго сына, которому дали в крещении имя Хлодомер. Когда и он начал болеть, король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно крещенный во имя вашего Христа, он скоро умрет». Но, спасенный молитвами матери, сын по воле Божьей выздоровел".
"А произошло это так: когда оба войска сошлись и между ними завязалась ожесточенная битва, то войску Хлодвига совсем уже было грозило полное истребление. Видя это, Хлодвиг возвел очи к небу и, умилившись сердцем, со слезами на глазах произнес: «О Иисусе Христе, к Тебе, Кого Хродехильда исповедует Сыном Бога живого, к Тебе, Который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на Тебя, со смирением взываю проявить славу могущества Твоего. Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освященный Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твое. Ибо я призывал своих богов на помощь, но убедился, что они не помогли мне. Вот почему я думаю, что не наделены никакой силой боги, которые не приходят на помощь тем, кто им поклоняется. Тебя теперь призываю, в Тебя хочу веровать, только спаси меня от противников моих». И как только произнес он эти слова, алеманны повернули вспять и обратились в бегство. А увидев своего короля убитым, они сдались Хлодвигу со словами: «Просим тебя не губить больше народ, ведь мы уже твои». Хлодвиг прекратил сражение и, ободрив народ, возвратился с миром домой. Там он рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа...  Так король признал всемогущего Бога в Троице, крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа был помазан священным миром и осенен крестом Христовым. А из его войска крестились более трех тысяч человек".
Хлодвиг теперь правил, опираясь на поддержку учёных священников и монахов, которые записали его законы, известные как "Салическая правда".
Вестготский и бургундский короли в начале VI века приняли законодательство,  похожее на "Салическую правду".
Ученики могут перечислить все,  по их мнениям, причины принятия Хлодвигом христианства.
Приняв "правильное" христианство,  Хлодвиг получил преимущество в глазах церковных иерархов и византийцев над вестготским королём Аларихом, бывшим приверженцем арианства. Это позволило королю франков вести войну с вестготами под лозунгами "Божьего дела" и "смытия грязных пятен со своих прошлых деяний". Хлодвиг запретил грабежи в землях противников, но только в церковных владениях.
В 508 году силы Алариха были им побеждены,  и франки заняли Тулузу - столицу вестготов. К моиегту смерти Хлодвига (510 год) его владения занимали большую часть нынешней Франции,  территорию Бельгии и запада Германии.
Вестготские правители укрепились с тех пор в Толедо в Испании и расширили свои владения на Пиренейского полуострове, постепенно завоевав королевство свевов на территории Португалии и Галисии.

...В 489 году остготы, занимавшие северо-западную часть Балканского полуострова, вторглись в Италию, где находились владения Одоакра, низложившего последнего римского императора. Их предводитель конунг Теодорих получил при этом поддержку Византии.
Император Зенон считал,  что он «после победы над Одоакром за свои труды будет править вместо императора, пока тот не прибудет туда (в Италию)». Но император Востока так тогда в Италию не прибыл.
Три года - по 492 г. Теодорих осаждал Равенну и наконец занял её под обещание стать соправителем Одоакра."Соправитель" тут же поссорился с прежнем правителем и истребил его и его приближённых прямо на пиру...
Столицей Теодориха осталась Равенна. Рим представлял из себя в то время небольшой город с несколькими тысячами жителей,  сильно разрушенный, где выделялась только резиденция первосвященника Запада - папы. Несмотря на то, что был арианином, Теодорих никому не навязывал своей веры, но имел натянутые отношения с папой.
При остготах в столице продолжается строительство во славу правителя,
Посмотрим на фотографию мавзолея Теодориха в Равенне. Массивное, довольно грубое здание с огромным гробом внутри, в котором,  как считают,  никогда не покоились останки короля. Оно покрыто одним громадным камнем 11 м в диаметре и весом в 300 тонн. Сохранились и остатки крепости,  построенной при остготах, со стеной дворца Теодориха.
"Империя Рима - в наших сердцах" - клялись друг другу в посланиях Теодорих  и император Востока. Но правили совершенно сами по себе. При этом Теодорих, воспитанный, как заложник, в Константинополе, понимал значение античной культуры.
Властвуя в Италии над многими потомками римлян,  король должен был править, усвоив античное право.
«Эдикт», изданный Теодорихом, должен был служить сводом, общим для готов и для римлян. В своей основе он был сокращением римского кодекса Феодосия I, с дополнениями из указов позднейших императоров.
Как отмечали современники, во владениях Теодориха «даже купцы могут свободно путешествовать, даже золото и серебро можно положить на дороге и долго спустя, найти его неприкосновенным».
Вопрос ученикам: А почему, как вы считаете, в то время было так?
Остготский правитель приблизил к себе старую римскую знать. Как часто бывает в истории, эпоха эта стала эпохой не Теодориха, хоть и прозванного Великим, а Боэция.
Ещё в 20 лет (в 500 году) Северин Боэций был представлен Теодориху Симмахом - отчимом, учёным и главой сената, существоввашего по образцу римского. Юноша поражал современников редкой для того смутного времени высочайшей и универсальной образованностью.
Боэция называли последним из римлян и первым из схоластов. Он постарался, как только можно, спасти античную учёность и образование, написал школьные учебники, не только сохранял книги римских авторов,  но переводил на латынь греческих, язык которых на Западе был фактически забыт.
Боэций занимал ответственные государственные должности: сенатор, в 510 году — консул, в 522—24 годах — magister officiorum, первый министр королевства (высшая административная должность). Консулами становятся оба его выросших сына и внука Симмаха (Боэций был женат на его дочери).
Однако в 524 году король испугался растущего влияния Боэция. Противники римлян среди его придворных прямо нашёптывали,  что они хотят произвести переворот и восстановить Западный Рим. Теодорих быстро стал крайне подозрительным, казнил нескольких выдвиженцев-римлян и отправил в заключение Боэция.

  Именно в темнице Боэций написал свою главную книгу - "Утешение философией".
Книга эта начнётся с воображаемой беседы автора с явившейся к нему в тюрьму Философией в образе прекрасной женщины.
"Могла ли я, - говорит она Боэцию, - тебя покинуть, питомец мой, не разделить с тобой это тяжкое бремя, которое ты вынужден нести ради сострадания к невиновным..."
Боэций впервые разделил современные ему искусства на две группы. В первой из них - тривиуме (trivium, трёхпутье) - было собрано гуманитарное знание (грамматика, риторика, диалектика). Вторая группа - квадривиуме (quadrivium, четырёхпутье) - объединяла точные науки (арифметику, геометрию, астрономию и музыку, которая рассматривалась как математико-эстетическая дисциплина). Философию,  как высшее знание о мире, предполагалось изучать в конце высшего образования.
Учёный оставил множество умственных построений явлений и понятий. Наиболее известен его "логический квадрат".
Логический квадрат выглядит таким образом:
Все люди справедливы
Кое-кто из людей справедлив
Никто из людей не справедлив
Кое-кто из людей не справедлив

Мыслитель рассуждает о превратностях жизни, которые сам сполна испытал, о добре и зле...

"Если существует Бог, то откуда зло? И откуда добро, если Бога нет?"

"При всех превратностях судьбы самое большое несчастье — быть счастливым в прошлом".

Многие места в книге написаны стихами.

Вся­кий, кон­чив свой век, прой­дя, как долж­но,
Путь весь, топ­чет ногой бес­страш­но жре­бий
Сча­стья гор­дых людей, следя спо­кой­но
С ясным твер­дым лицом судеб раз­ли­чья.
Ярость бур­ных морей не тронет этих
Сме­лых стой­ких людей, хотя бы вол­ны
Вста­ли с глу­бин, как смерч, в кипе­ньи диком.
Пусть хоть дым и огонь Везу­вий шлет им,
Жар сво­их оча­гов, не раз, а часто.
Пусть хоть баш­ни кро­шат зиг­за­ги мол­ний,
Что вам зло­ба и гнев тира­нов диких?!
Сла­бы духом зачем? Они — бес­силь­ны!
Прочь надеж­ду совсем, и стра­хи тоже —
Этим выбьешь из рук тира­нов ору­жье!
Кто же в тре­пет поверг­нут, поко­рен стра­сти, —
Стой­ким в пра­ве не будет сво­ем от стра­ха,
Щит отбро­сит он прочь, и с места сби­тый,
Сам ковать при­суж­ден себе око­вы.

Сколь­ко б ни пыта­лись золо­том запол­нить,
Дра­го­цен­ным кам­нем жад­ную пучи­ну,
Не напол­нить без­дны.
Невоз­мож­но это.
Жем­чуг хоть — на шее, и ота­ры — туч­ны,
Не избыть заботы, смерт­но­го гры­зу­щей,
И не взять с собою в мир иной богат­ства.

Мы не знаем до конца,  был ли казнён Боэций или он умер в темнице.
После смерти Боэция король прожил ещё некоторое время, умер он в 526 году.
Германское языческое предание гласит, что чёрный конь Вотана унёс правителя с пира из Равенны, чтобы доставить в небесный чертог. Теодорих — прообраз германского фольклорного героя, Дитриха Бернского, который в поздних сказаниях стал племянником жившего на 100 с лишним лет раньше Германариха )также как в иранских сказаниях Дарий III стал сыном Дария I...).
 


Рецензии