Книги, кино и всё остальное... Часть 008

Книги, кино и всё остальное... Часть восьмая
(заметки на полях Интернета)

>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

«Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную
И на Тенистой улице я постою в тени.
Вишневые, Грушевые, Зелёные, Прохладные…
Как будто в детство давнее ведут меня они...»

Какие милые, ласкающие слух, названия улиц!
А улица имени Розы Люксембург? Как гвоздями по яйцам!


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

Почему русский человек не может быть советским?
Твари, сделавшие русских советскими, подписали русскому народу приговор, потому что...

«Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, уклада и духа. Денационализуясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни. Ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли. Национальное обезличение есть великая беда и опасность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом, а народ превращается в исторический песок и мусор.

Всей своей историей и культурой, всем своим трудом, созерцанием и гением каждый народ служит Богу, как умеет. И для этого служения каждый народ получает свыше дары Святого Духа и земную среду для жизни и борьбы. И каждый по-своему приемлет эти дары и по-своему создает свою культуру в данной ему земной среде.

И вот, национализм есть уверенное и страстное чувство, – что мой народ действительно получил дары Святого Духа; что он принял их своим инстинктивным чувствилищем и творчески претворил их по-своему; что сила его жива и обильна, и призвана к дальнейшим великим, творческим свершениям; что поэтому народу моему подобает культурное «самостояние», как залог его величия (формула Пушкина), и независимость государственного бытия.

Итак, национальное чувство есть любовь к историческому облику и к творческому акту своего народа.

Национализм есть вера в его духовную и инстинктивную силу; вера в его духовное призвание.

Национализм есть воля к творческому расцвету моего народа – в земных делах и в небесных свершениях.

Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его истории, его души, его талантов, его недостатков, его духовной проблематики, его опасностей, его соблазнов и его достижений.

Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви и веры, из этой воли и этого созерцания.

Вот почему истинный национализм можно описать как духовный огонь, возводящий человека к жертвенному служению, а народ – к духовному расцвету. Это есть восторг от созерцания своего народа в плане Божием, в дарах Его Благодати. Национализм есть благодарение Богу за эти дары; но он есть и скорбь о своем народе, если народ оказывается не на высоте этих даров.

Истинный национализм открывает человеку глаза и на национальное своеобразие других народов: он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство, ибо и они причастны дарам Божиим, и они претворили их по-своему, как могли. Он учит еще, что интернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов; и что сверх-национализм доступен только настоящему националисту: ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом лоне своего народа. Истинное величие всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален.

Такова сущность истинного национализма. И мы не должны колебаться в нем, внимая соблазнам псевдохристианского или безбожного интернационализма.»

Иван Александрович Ильин



Русский человек был, есть и будет русским! Синоним слову "советский" - слово "космополитический", то есть человек без Родины, без родовой памяти, без национальной культуры. В республиках открыто смеялись над советскими символами. И сохраняли, несмотря на космополитические установки кагала, все свои культурные коды. Некоторые идьёоты называют их дикарями, которые вцепились в свою идентичность. Но выживут только «дикие» народы, а те, которые лишились своих культурных кодов, уйдут в небытие. Только русские искренне поверили в свою советскость. И где теперь русские? Из переимели все кто хотел.


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

У здоровых народов никогда не стоит вопрос "ТРАДИЦИЯ КАК ВЫБОР". Нелепая постановка вопроса. Этим страдают потеряшки (безродные). Мы живём на своей земле, на земле своих предков, и какое нам дело до потеряшек, которые к тому же ещё и путаники... И сами потерялись, и нас путают нелепыми вопросами.


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

«Высшее образование в России создает по отношению к массе простого народа особую среду, которую печать наша прозвала «интеллигенцией», «культурным классом» и за которой признает право народного представительства ео ipso, даже без выборов и полномочий. Для простого же народа все они – «господа»… Таким образом, вскоре сядут «в господах» над нашим русским народом и евреи – не просто, как теперь, торгаши, но уже, в самом деле, как умственная, «культурная», «общественная» и уж, конечно, отрицательная, а не положительная сила. При нашей же общественной податливости, при известной трусости прослыть «ретроградом» можно ожидать, что большинство наших мнимых либералов с либеральной предупредительностью обрадуется такому проявлению прогресса в нашем отечестве и подобно старинному возгласу изысканной вежливости: place aux dames (место дамам!) воскликнет: place aux Juifs! (место евреям!).

Тысячу лет строил русский народ свое государство, костьми и кровью слагал его, принёс в жертву государственной идее и местную свободу, и достояние. Достроил, наконец, и с недоумением начинает усматривать, что допущенные им жильцы вытесняют его чуть не за порог, да ещё и здание хотят по-своему перестроить… За хозяйский стол, конечно, могут быть допущены гости, но только как гости, и в качестве гостей пользоваться почётом: во главе же стола все-таки должен сидеть и распоряжаться хозяин. А хозяин в России – русский народ, и никак не инородцы.

Ни о какой пущей равноправности евреев с христианами не может быть и речи. На практическом языке «равноправность» значит не что другое, как дозволение евреям держать кабаки по селам. Этого ли добиваются наши юдофилы? Если еврейский вопрос действительно будет рассматриваться теперь в высших правительственных сферах, то единственное правильное к нему отношение – это изыскание способов не расширения еврейских прав, но избавления русского населения от еврейского гнёта. Гнёт этот пока экономический, но с распространением высшего образования в еврейской среде, повторяем, он примет иной вид и образ – образ гнетущей русский народ «либеральной интеллигенции», да ещё, пожалуй, во имя народа».

Аксаков Иван. 1860-е гг.
Цитата из статьи «Желательно ли расселение евреев по России?»


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

Оказывается, очень просто вызывать определённые эмоции у зрителя или читателя. Вырожденцы в Голливуде даже таблицу изобрели: как снимать кассовые фильмы. В этой таблице есть определённый алгоритм: как и в каком месте фильма заставить зрителя плакать, рыдать, смеяться, хохотать и т. д.

Живой писатель пропускает тексты своих книг через себя, подпитывая их своей энергетикой. Ему не нужны шпаргалки. Он пишет как дышит. Вырожденцы с одноразовой душой на это не способны. Но изучив природу живых людей, «одноразовые» изобрели шпаргалки-таблицы, по которым они нас и танцуют.

В тему…

«Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы». (Батюшков К.Н.)

«Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создание искусства». (Брюсов В.Я.)


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

Обнуление… Квартира перестала пачкаться

Как-то муж выдал - мол, чего квартиру убирать, если она перестала пачкаться! А дело было так. Раньше я убирала в выходной: пылесосила, стирала, мыла окна, ванную, кухню и т.д. И муж это видел. А тут по вторникам и четвергам к нам стала приходить репетитор к дочери, и я старалась до её прихода надраить квартиру. Преподаватель даже заметила, что квартира всегда блестит и сказала: «Вот что значит - мама работает дома! А я к вечеру приползаю домой и уже нет сил ни на что». А муж этих моих уборок в будние дни не видел и подумал, что квартира перестала пачкаться! У нас потом в семье шутка была ходячая про квартиру, которая перестала пачкаться.

Бедные наши женщины… Сколько не бейся, не старайся, тебя всё равно обнулят… Походя, мимоходом…


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

Русская литература не может быть русофобской, глумливой, мизантропской. Где же новые Есенины и Рубцовы, Чеховы и Паустовские?

В космополитической помойке на русской земле русский писатель (генетически русский) будет всегда задвинут на второй план. Адскую активность будут проявлять и симулировать русскость в литературе полукровки из космополитической клоаки. Ломехузы прошили русское информационное пространство вдоль и поперёк. Надежд на возрождение русской литературы (как и русского общества) нет никаких, пока не исчезнуть ломехузы. А они сами не исчезнут…


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

Бу-га-га!

- ... Розанов увлекался иудаизмом, и многое сумел в нём оценить.
- Не потому ли Пришвин вывел его Козлом в своей «Кащеевой цепи»?

(Из диалога на писательском форуме.)


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

Не всё коту масленица

Милая вещица! Что ситчик в ряду тяжёлых портьер.
По-моему, это самая лёгкая пьеса Александра Николаевича Островского.
И вообще приятно смотреть на русские лица и слушать русскую речь. Христос говорил: «Будьте как дети». Христос говорил падшему хитрому подлому народу. А русские и есть дети - бесхитростные, чистые душой, с незамутнёнными устремлениями. Посмотрите этот спектакль по пьесе Островского «Не всё коту масленица» в семейном кругу (особенно если есть подростки в семье). А потом можно в семейном кругу почитать пьесу по ролям. Полезное и душевное времяпрепровождение.

Кстати советую смотреть именно эту версию. Чем позднее сделаны постановки по пьесам Островского, тем пошлее они и вульгарнее.


***

Не всё коту масленица
Постановка Малого театра
Год: 1978

Режиссеры: Виктор Хохряков, Владимир Храмов
Актеры: Ольга Чуваева, Тамара Торчинская, Виталий Соломин, Виктор Хохряков, Галина Буканова, Галина Скоробогатова, Маргарита Фомина, Лев Лоскутов.

Описание: В центре комедии - два соседствующих семейства: купеческой вдовы Кругловой с дочкой-бесприданницей и богача Ахова, миллионщика лет 60. В незамысловатых, на первый взгляд, сценах из московской жизни - все в движении, все охвачены своей страстью, пусть иногда смешной и нелепой.


***

Отзывы зрителей

Все пьесы Островского завораживают меня! Фильм уважительно презентует и атмосферу, и художественный шарм, и актёры не лицедейничают, а живут в этой атмосфере!

Виталий Соломин построил СВОЕГО персонажа немного скоморошистого, но такого телесного, потешного, клоунически подвижного, а в то же время - раненого душевно и материально!

Хороша атмосфера, хорош текст, умна Аглая, толкова её мать!

Я думаю, что такие лица, как Ермил Зотыч Ахов - в жизни опаснее и коварнее, но Островский по-своему наказал его.

Думаю, Островский показал Ахова сравнительно бесхитростным ради сохранения лёгкой комедийной атмосферы - иначе ситуация была бы куда серьёзнее и грустнее. Старые постановки Малого Театра - особенные в плане создания атмосферы пьес Островского. Возможно, я пристрастна, но мне именно эти спектакли по-новому открыли персонажей и сюжеты.

Подтверждаю мысль на тему старинных версий. Но таковой по «Не всё коту масленица» не встречал, иначе пересмотрел бы. Например, проникновенные и точные версии с 1952-53 года - вплоть до начала 60-х.

В 1950-е эту пьесу не ставили, а из других версий нашла только запись 1949 года на Старом Радио.

Мои самые любимые писатели Островский и Гоголь. Ирония, сарказм, откровение в обличии юмора. Что бы ни смотрела, что бы ни слушала, что бы ни читала, их произведения для меня всегда в отдельном ряду, вне сравнения. Они нужны мне как воздух. Обращаюсь к ним постоянно, как к чему-то родному и близкому.

Как здесь хорошо, такой покой и умиротворение, что я просто нарадоваться не могу, моё сердце тает и поёт!)

Соломин в каждой роли бесподобен! В этой постановке выбрали этот стиль, немного гротесковый, но ведь хорошо же! И посмеяться можно.

Не знаю кому спасибо сказать? Автору, режиссёру или прекрасным артистам за доставленное наслаждение!


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

Дети небес

Увидела этот фильм лет пятнадцать-двадцать назад. Фильм показывали на каком-то третьесортном канале глубокой ночью. Сидела как заворожённая перед экраном. Простая история, а вот, поди ж ты, фильм сохранился в моём сердце – живой фильм о живых людях.

«Дети небес». Страна: Иран. Жанр: драма, приключения, семейный. Год выпуска: 1997. Режиссер: Маджид Маджиди

Сюжет фильма. По пути из школы Али, мальчик из бедной семьи, теряет только что взятую из починки единственную пару обуви своей младшей сестры Захры. Семья еле сводит концы с концами. На покупку новой обуви нет надежды. Родителям, чтобы их не расстраивать, дети не стали говорить о потере. Они решили носить кеды брата по очереди: у Захры занятия в школе по утрам, у Али – во второй половине дня.

В инете нашла отзывы на этот фильм. В отзывах наши зрители отмечали эмпатию брата и сестры, их заботу друг о друге, ответственное отношение детей к жизни, к своей семье, к родителям, духовную развитость этих детей. Но главное - в отзывах часто повторялась мысль, что надо с таких детей брать пример.

Стоп! Получается, ерунда какая-то! Получается, если зрители собираются брать пример с этих детей, значит, зрители не обладают этими качествами? Значит, им далеко до духовной развитости? Значит, у них отсутствует чувство эмпатии? Они безответственны? И на примере таких фильмов они хотят (ещё только хотят) самовоспитаться, сделаться лучше? То есть такие положительные примеры для этих зрителей некая экзотика. Значит, они, получается из другого (дурного) теста? И вот это дурное тесто решило перевоспитать себя «экзотикой»…

Этих детей из фильма никто не воспитывал. Все их душевные качества – из Родовой памяти. В семьях, не нарушающих Законы Мироздания, лучшие качества детей – не результат воспитания, это награда за жизнь предков по Законам Мироздания.

В семьях с покорёженными генами рождаются покорёженные дети. Они, наивные, думают, что воспитанием можно восполнить генетические недостатки. Не работает эта установка. Ну да, залакировать изъяны души можно через поверхностное воспитание. Но эти приобретения не станут частью сущности человека, это всего лишь тонкий якобы цивилизационный слой. Плёночка тоненькая. Искусственная.

И тогда пришло в голову, что эти зрители, мммм… Не русские! Вся русская классика прошита историями о детях и семьях, похожих на семью из фильма. И да, жил русский народ также бедно, как семья Али. И у наших детей была одна пара валенок на двоих. Но при этом никаких драчек за «место под солнцем» не наблюдалось. И в русских семьях забота друг о друге – норма. Духовная развитость – норма.

А что ныне? Дистанционной обучение в школе высветило одно гадкое явление. Об этом явлении рассказали видео-ролики на эту тему, об этом писали и сами «жертвы» дистанционки (родители и дети). Все криком кричали, что нужно срочно отменить дистанционку! Потому что в семьях все осатанели друг от друга.

Ну и какие же это русские? Это генетическое быдло, космополитическое недоразумение, бездуховное чмо. В русских крестьянских семьях весна, лето и осень – в трудах праведных. Трудились все – и стар, и мал! А зимой… Зимой вся большая в три (а то и четыре) поколения семья размещалась в одной избе, под одной крышей. Тут и пряли, и ткали, и пели, и готовили, и ели, и спали, и сказки на ночь рассказывали. И не сатанели друг от друга! И никаких драчек за «место под солнцем»!

Кстати, про драчки за «место под солнцем»… Была у меня знакомая еврейка. Троих детей своих записала в музыкальную школу. Им их «главные» рекомендуют еврейских детей оздоравливать классической русской музыкой. Потому практически все знакомые евреи имеют музыкальное образование. И чё? Драчки за «место под солнцем» в этой семье – норма. Однажды старший сын в такой драчке сломал руку младшей сестре. Не помогла русская музыкальная школа. Родовую память обухом (музыкальным образованием) не перешибёшь! А ведь фамилия у этой еврейской семьи русская!

Потому давно говорю – надо вводить генетические паспорта! А то непойми какое быдло записывают в русские, и это быдло позорит настоящий русский народ.

Мне понятен каждый душевный порыв детей из фильма. Потому как мы из одного теста.

Вспомнила один эпизод из детства. Лето. Жара. Мы, детвора, бегаем, резвимся… А потом кто-то из детей предложил пойти купить мороженое. И все побежали по домам просить денег на мороженое. И я побежала. Попила водички, покрутилась и ушла ни с чем. Почему? Потому что неловко стало. Утром давали уже деньги на кино и мороженое. Да и сейчас бы родители дали денег. Я бы не разорила свою семью этой просьбой, жили мы в достатке. Но неудобно стало. Это и есть русское качество – не назойливость, не борзость.

Кстати, мне пару лет по субботам давали денег (помимо на кино и мороженое) ещё и на марки. Как-то увидела серию красивых марок "Экзотические цветы" в киоске Союзпечати и купила на свои, сэкономленные на школьных обедах, деньги. Дома приклеила эту красоту в альбом по рисованию. Затем опять купила серию красивых марок "Экзотические птицы". И снова приклеила в альбом. Увидели этот альбом мои родители и сами предложили давать денег на марки. А ещё подарили мне два альбома для марок. То есть изначально моё собирание марок не ложилось бременем на родителей. Я из своих ресурсов изыскала возможность приобрести марки. Не нагружала своими «хотелками» родителей. Это нормальное явление в любой нормальной русской семье.

Раньше дети были другими. Дети были чистых замесов (не полукровки), с устойчивой психикой. Никаких истерик в нашем детстве не было, нас спокойно могли оставить одних дома. А в летние каникулы мы целыми днями были предоставлены сами себе (родители на работе), сами себя развлекали, бегали-прыгали с ключами на шее. И никаких ЧП с нами не происходило.

Такими были многие русские в моём окружении в детстве. Но переехав в Москву, впервые столкнулась с другими, экзотическими «русскими». Как-то с дочкой поехали в Центральный детский мир. Народу – яблоку негде упасть. Во все отделы очереди. И тут вижу – ребёнок начинает громко истошно голосить, кататься по полу, дрыгать ногами, требуя купить ему игрушку. У нас никогда не было истерик в семье. Смотрю на свою дочку – какова её реакция? У неё испуг и удивление на лице. Она даже не подозревала, что такое бывает.


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

Нас так настойчиво убеждают принять в лоно русской литературы их пейсателей, что становится страшно… Почему они себя называют русскими писателями? Почему они жаждут объединения с нами? Они – пришлые, чужие, нелепые, больные. Зачем они нам?

Объединять не объединяемое - это извращение. Диагноз, однако. ОНИ так долго и так мучительно пыжатся, тужатся, а их стряпню аборигены русской литературой не считали и не считают. Ну не стать павлину певчей птичкой никогда. Ну, природа так устроена. Можно конечно сделать операцию на голосовые связки павлину и педагога-вокалиста подключить к процессу. А зачем?

И вот ответ из их стана: «Зачем? Я думаю, чтобы быть богаче и разнообразнее!»

Ожидаемый ответ. И повесить над этими словами радугу - современный символ разнообразия!

Полноценное стремится обособиться, неполноценное жаждет раствориться. Учёный мечтал скрестить ежа с велосипедом. Теперь он в дурдоме. И таки логично. А когда в дурдоме окажутся те, кто мечтает скрестить русскую (полноценную) литературу с неполноценными твАрениями пришлого племени (у которого ни своей родины, ни своей культуры, ни своих традиций и уклада, у которых за многовековую историю не было опыта построения цивилизации, у которых признаков вырождения больше, чем у остального человечества вместе взятых)?

Так всё-таки зачем? Ответ короткий и ёмкий можно найти у Достоевского. Они жаждут не разнообразия, а поглощения. «Верхушка евреев воцаряется над человечеством всё сильнее и твёрже и стремится дать миру свой облик и свою суть». (Ф. Достоевский)


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

Александр Васильевич Никитенко. Записки русского идеалиста

Александр Васильевич Никитенко (1804-1877) - крепостной, домашний учитель, студент, журналист, историк литературы, цензор, чиновник Министерства народного просвещения, дослужившийся до тайного советника, профессор Петербургского университета и действительный член Академии наук.

Дневники Никитенко - уникальный документ исключительной историко-культурной ценности: в нем воссоздана объёмная панорама противоречивой эпохи XIX века.

Александр Васильевич Никитенко – самый что ни на есть настоящий идеалист из народа. Идеалисты были всегда. Но лишь от идеалиста Никитенко сохранись дневники, которые он вёл на протяжении 50-ти лет. У всех идеалистов, в том числе и у Никитенко, печальная судьба. Но мир жив, пока живы идеалисты.

Если ты русский человек, прочти эти дневники. Здесь нет никаких вымыслов. Как любой человек, Александр Васильевич ошибается, заблуждается в иных суждениях. Но это ошибки и заблуждения, а не кривда.

Моё знакомство с этим автором началось случайно. Стала читать его Дневники и не могла оторваться. Но постоянно мучил вопрос… Как? Как этот мальчик из крепостных сделался студентом университета? Дневники начинались со студенческой поры: поры больших надежд, но нищенского существования. Тогда, чтобы ответить на мучивший вопрос, я прервала чтение Дневника, и стала искать биографию Никитенко. И опять везение. Дневник Александр Васильевич стал вести еще с 14-ти лет. Позже он литературно переработал «детский» дневник в «Воспоминания» (или «Мою повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни был»). Невероятные превратности судьбы русского мальчика и его семьи! Невероятная история русского идеалиста! Почитайте! Не пожалеете!

«Дневник» Александр Васильевич Никитенко вёл с четырнадцатилетнего возраста («детский» дневник он литературно переработал в «Мою повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни был»), остальные записи переработать не успел. Дневник вёл до последнего дня своей жизни, последние записи оставил в день свей кончины в июле 1877 г.

Ниже привожу выдержки из его Дневника.

12 марта 1826 года
Сегодня мне исполнилось 23 года, если верить старому календарю, в котором рукой отца записан 1803 год как год моего рождения. Итак, юность моя отцветает. Мало людей, которые провели бы её так бурно, деятельно и без всякого руководства. Я достиг цели: свергнул с себя ненавистное иго, под бременем которого чуть не пал, и вступил на поприще благородное, но каждый шаг в достижении этого я покупал ценою страданий и напряжения всех своих сил. Дальнейший мой путь в главных чертах намечен, а настоящее для меня скрашено расположением профессоров и любовью товарищей, между которыми я даже пользуюсь своего рода авторитетом. Вот хорошая сторона моего теперешнего положения, но у него есть и оборотная, не менее важная. Мне предстоит еще около двух лет пробыть в университете, и я на это время не обеспечен даже в необходимейших нуждах. И теперь, когда я, по-видимому, во многом успокоен, мне все же приходится терпеть от таких нужд, которые тяжело ложатся на сердце, не говоря уже о бедственном положении моей матери, которое служит для меня источником постоянных мук.

Занятиями моими в этот году я доволен. Могу сказать по совести, что я не терял времени и приобрел много новых познаний. В одном только я по-прежнему плох: это в латинском языке. У меня не хватает ни времени, ни терпения для изучения его форм. Он просто возбуждает во мне отвращение.

15 февраля 1827 года
Попечитель сделал обо мне представление министру следующего содержания: «Студент философско-юридического факультета Александр Никитенко, окончивший с отличным успехом второй курс оного, по бедности своей находится в затруднительном положении. Желая сохранить университету сего молодого человека, показывающего большие дарования и прилежность, и вместе с тем употребить с пользою по моей канцелярии в те часы, в кои он свободен от ученья, дабы не отвлечь его от главного его предмета, я испрашиваю у вашего высокопревосходительства позволения производить ему 500 р. в год жалованья из сумм, определенных для нашей канцелярии».

29 января 1828 года
Говорил с попечителем о моей службе. Он предлагает мне у себя место секретаря в 1200 руб. жалованья. Я останусь у него во всяком случае на год, так как мне особенно приятно служить у человека, столь просвещенного и благородного и которому я столько обязан. Да и должность секретаря при нём необременительна, следовательно, не помешает мне совершенствоваться в науках.

1 января 1829 года
12 часов ночи. Новый год встречаю я с пером в руке: приготовляю юридические лекции. Но нынешний вечер дело это особенно затруднено. Квартира моя граничит с обиталищем какой-то старухи, похожей на колдунью романов Вальтера Скотта. Там до сих пор не умолкают буйные песни вакханок, которые сделали, кажется, порядочное возлияние в честь наступающего года. Удивительно, как наши женщины низкого сословия преданы пьянству. Весь дом, в котором я квартирую, не исключая и моей хозяйки, наполнен сими грубыми творениями, которые не упускают случая предаться самому бесшабашному разгулу. Ссоры и форменные побоища обыкновенно заключают их беседы, и одна угроза квартального заставить их мести улицы усмиряет этих жалких детей невежества.

Но вот новый год встречаю я рассуждениями о предметах весьма неизящных. Впрочем, природу человеческую надо наблюдать во всех её видах, и, к несчастью, пороки людей представляют обильную жатву истин, конечно, горьких, но необходимых для точного познания человека.

Какие события ознаменуют наступающий год? В прошедшем году у нас на Руси произошло довольно нового. Твердая деятельность Николая произвела много перемен во внутреннем управлении.

3 января 1830 года
Университет предложил мне на нынешний год кафедру политической экономии, которую буду занимать в качестве помощника ординарного профессора Бутырского, а вчерашний день я начал преподавать в пансионе Курнанда, сверх прав и статистики, русскую словесность по два часа в неделю.

9 апреля 1841 года
Сегодня, наконец, спала с моего сердца невыносимая тяжесть: наконец моя мать — моя праведная, благородная, возвышенная мать — и брат мой могут заодно со мной свободно дышать. Граф Шереметев уже подписал отпускную, без выкупа: сегодня я получил о том извещение. Кому я обязан: Жуковскому или, наконец, решимости самого графа? Во всяком случае все прошлое забыто и прощено.

В обществе между тем ходят странные слухи. Говорят, что ко дню свадьбы наследника приготовлен манифест об освобождении крестьян. Если это правда, нынешнее царствование будет ознаменовано событием, которое возвеличит его. Но многие из людей образованных находят меру эту еще несвоевременною. Говорят, что она поведет к беспорядкам, что к ней надо идти постепенно и т. д. Какой же момент, по их мнению, окажется своевременным? И чего еще ждать? Чтобы помещики сами отказались от своих прав? Или чтобы между крестьянами побольше распространилось просвещение? Но и то и другое немыслимо при существующем порядке вещей. Всякая постепенность на этом пути была бы полумерою, а полумеры всегда ошибочны и часто пагубны, потому что создают фальшивые положения вещей. Что касается беспорядков, они, конечно, возможны, но что они в сравнении со злом, заключающимся в этой, отвратительной системе рабства? Мелкие помещики неизбежно пострадают, но какое же важное и благотворное преобразование в государстве совершается без жертв?

Государю Николаю Павловичу приписывают слова: «Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания Свода законов и уничтожения крепостного права». Если так, то это внесет прекрасную страницу в историю его царствования. Но все это одни гадания. Подождем до среды: это день, в который назначена свадьба наследника, — и вопрос решится сам собой. Впрочем, я мало надеюсь. Хотя почему бы Николаю этого не сделать? Он всесилен; кого и чего ему бояться? И какое лучшее употребление может он сделать из своей самодержавной власти?

14 апреля 1841 года
Дело о матери моей и брате кончилось так хорошо только благодаря вмешательству Жуковского. Да благословит его Бог! Сегодня я был у него и благодарил его.

5 мая 1841 года
Сегодня я глубоко счастлив: я отправил увольнительные акты матушке и брату.

24 сентября 1841 года
Тону в бумагах и корректурных листах: сочинения студентов, лекции, цензура, сочинения литераторов, присылаемые на суд, — Боже мой, какая пестрота, а подчас и какое убийство времени! Я ложусь спать в три часа ночи, встаю в семь и все еще не могу справиться со всем. Утро до четырех часов, кроме того, обыкновенно уходит на службу, то есть на занятия учебные, на экзамены и на цензурные дела. Сверх того, граф Клейнмихель поручил мне временно заведование Аудиторскою школою. А что из всего этого? Возможность жить, то есть скромно есть, одеваться и иметь над головою крышу.

25 декабря 1848 года
Вчера с двенадцати до пяти часов занимался в «Обществе посещения бедных» раздачею пособий. На меня возложена также инспекция заведений, где воспитываются дети, находящиеся под покровительством общества.

14 апреля 1853 года
Сегодня я слышал, что обо мне пошло представление военному министру от начальства Аудиторской школы. Меня представляют к чину действительного статского советника. Посмотрим, что из этого выйдет.

4 апреля 1856 года
Я чувствую сильную усталость от служебной и деловой сутолоки. Я едва успеваю быть то там, то здесь, делать то или другое. Комитеты, комиссии, лекции, наблюдение за преподаванием по разным ведомствам, чтение журнальных корректур, дела, поручаемые мне по министерству, меры обороны против департаментских крыс — все это и многое другое составляют такую мутную смесь житейских волн, что я захлебываюсь ими и едва, как говорится, успеваю перевести дух. Здоровье надломлено. Пора бы отдохнуть несколько месяцев. Да как отдохнуть? Нужны деньги, деньги и деньги. А я ими не запасся, не сумел их приобрести, следовательно, не заслуживаю и отдыха! Увы! Я много в жизни делал того, что не требуется жизнью, и не делал того, что ею требуется.

3 июня 1856 года, воскресенье
Некоторые литераторы меня недавно упрекали в том, что я не примыкаю ни к какой литературной партии в особенности и не ратую ни за одну из них исключительно.

— Мой девиз, — отвечал я, — независимость моих собственных мнений и уважение к мнениям других. Всем известно, что я всегда так думал и поступал, и я нахожу, что мне и вперед не следует изменять моего образа мыслей и действий.

7 апреля 1861 года, пятница
Вчера занимался целый день проектом циркуляра цензорам, которым желал бы вытеснить знаменитую инструкцию барона Медема. У нее есть сторонники, а между тем она крайне запретительна. Должно быть, от усиленного напряженного состояния головы весь день ночью налетел на меня такой сильный шквал. Вся ночь была преисполнена страшных мерзостей: стукотня в голове страшная, какой давно уже не было; а толчков пять или шесть.

13 февраля 1862 года, вторник
Нельзя сказать, чтобы я принадлежал к смертным, слишком облагодетельствованным судьбою. Тяжкий беспрерывный труд, болезнь, враги, из которых каждый ежеминутно готов бросить в тебя грязью, необеспеченная будущность — право, все это вместе взятое и еще в прибавку кое-что другое составляет ношу жизни довольно порядочной тяжести. Да как быть? Надо нести. Да и почему бы жизни быть лучше здесь, когда она скверна, очень скверна в тысяче других мест?
Все эти последние дни я ношу внутри себя какую-то пустоту и глубокое презрение ко всему окружающему. Чувство это, впрочем, становится почти хроническим, как и мои болезненные припадки. Кстати о последних. Вальц, в сущности так же мало знающий, как и все его собраты, все хочет уверить меня, что это так, нервное состояние, даже не болезнь, а слегка неприятное препровождение времени.

14 февраля 1862 года, среда
Боже мой, что это за люди! Как шакалы, так около тебя и шныряют, чтобы поживиться, оторвать от тебя кусочек или твоего спокойствия, или твоей репутации. Кажется, на что бы им это нужно было?

15 февраля 1862 года, четверг
Даже некогда хорошенько побеседовать с самим собою в этом дневнике.

1 сентября 1865 года, среда
Получил уведомление, что я произведен в тайные советники.

18 августа 1873 года, суббота
Что значит философия, что значит вообще всякая наука сама по себе? Одна достойнейшая цель мыслящего человека — это нравственное самообразование и образование характера. К этому стремился целую мою жизнь, и хотя, конечно, не успел далеко удовлетворить идеалу того и другого, однако я не могу упрекать себя за эту односторонность и теперь остаюсь при том убеждении и при тех же усилиях.

Не могу также обвинять себя и за то, что я старался и в юношестве и во всех, на кого мог иметь влияние, пробудить те же стремления.
Вчера читал я М. И. Семевскому отрывки из моих записок. Он давно уже просил меня о том и чтобы я дал ему что-нибудь из них для издаваемой им «Русской старины».


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<

Девичья фамилия моя - Никитенко, тёзка я цензору Никитенко (а может быть и дальняя родственница). И его семью пригнали из Чернигова, и история моего Рода из-под Чернигова. Пригнали крестьян из Чернигова в Воронеж якобы для того, чтобы охранять рубежи от набегов орды. А на самом деле закабалили в крепостное право. Моя родня бежала на юг, а семья цензора Никитенко узнала, что такое крепостное право в Российской империи.

Так что и в Российской империи русскому люду было не сахар. НО! Тогда шло приращение русского этноса невиданными темпами. И никто не покушался на русский уклад. Африканская бомжатина, устроившая революцию, уничтожила русских как этнос и заменила элиту и народ на свою. Им, конечно, до русских как до Марса пешком. Но факт.

Несколько лет штудировала Советскую энциклопедию. Искала то, что мне надо было для работы, остальное удаляла. А жаль! Позже я увидела закономерность: в Российской империи изобретатели, учёные, инженеры-металлурги, доктора наук - русские, тысячи-тысячи фамилий! И это фамилии не рядовых инженеров и докторов! Это фамилии тех, кто внёс весомый вклад в науку. А после революции - фамилии пришлых племён. Там у себя, на исторических родинах, они были нулями, их интеллектуальный уровень – уровень завхоза, барыги. Там, у себя, на исторических родинах, у них не было опыта создания цивилизации. А на ниве чужой цивилизации как у них всё попёрло!

«Из грязи – в князи!» Это о них. «Кто был ничем, тот станет всем!» Это они о себе.


>>>>>>>>>>   <<<<<<<<<<


Продолжение следует...


Рецензии