Почерк радиста - выдумка или факт?

            Почерк радиста – выдумка или факт?
 Попалась на глаза моя скромная коллекция телеграфных ключей, и сразу возникла мысль что-нибудь «черкнуть» об этих замечательных устройствах, предназначенных для передачи сигналов по системе Семюэла Морзе…
А что, собственно, можно написать о телеграфном ключе?
Приятно было вспоминать историю каждого из ключей. Вот, например, т.н. «флотский» ключ СССР 50-х – 70-х годов с длинным коромыслом и широким и длинным корпусом… А вот ширпотреб из Радиотехнической школы ДОСААФ… Вот миниатюрный ключик от Р-104… Вот т.н. «пила» - простой манипулятор, изготовленный неизвестным армейским радистом буквально из куска сломанной пилы-ножовки (отсюда и название). Вот, наконец, и «король» коллекции -  так называемый «ИМПЕРАТОРСКИЙ КЛЮЧ»! Слово «императорский» означает лишь то, что сие изделие выпущено было ещё либо в конце позапрошлого века, либо в начале прошлого, когда ещё был жив царь Николай и наша Российская империя…
Вообще, телеграфных ключей существует огромное количество видов, марок и систем. Ну вот, например, есть даже телеграфные ключи для людей, у которых нет… рук! Вы скажете, дескать, «значит для работы ногой!». И будете неправы! В СССР радиолюбителями был разработан телеграфный ключ, который позволял работать на рации людям, не имеющим ни рук, ни ног! И такое возможно! И их работа с кодом Морзе была виртуозной!
Ну, в принципе, любой телеграфный ключ (я имею в виду, естественно, простые ручные механические ключи) – это просто два контакта, либо замыкающие цепи передатчика, либо размыкающие…
Итак, от этого технического отступления перейдём к основной теме: можно ли утверждать, что любой радист обладает т.н. «почерком», по которому можно определить, что в данное время на рации работает именно этот радист, а не кто-либо другой?
Несколько лет назад я спросил у  специалиста по организации нелегальных радиосетей и агентурной радиосвязи: «Существует ли почерк  радиста? Может ли радист среднего уровня так подделать свою работу на ключе, чтобы невозможно было определить личность радиста и «привязать» его к датам выхода в эфир агентурной (нелегальной) радиостанции?».
Ответ непререкаемого авторитета был таков:
«Любой радист имеет, несомненно, свой индивидуальный почерк. В чём это выражается? Ничего особенного: в строгих традициях телеграфной связи есть определённые установки, ну, скажем, как есть определённые настройки у вашего телефона. Длительность точки должна быть в определённой пропорции к длительности тире. Интервал между тире и точками – тоже закон! Одинаковость точек – закон! Одинаковость тире – закон! Интервал между знаками (буквы или цифры) – закон! Сколько мы уже насчитали параметров? Пять! А ведь есть ещё и изменение скорости передачи радиограммы. Есть ещё «фирменная грязь» в виде намеренных ошибок в передаче, индивидуальные «мазки» в виде каждого третьего «затянутого» тире в    букве «О»… Да этих примочек – не перечесть! Короче, обобщим: если десяти радистам мы дадим десять одинаковых телеграфных (РУЧНЫХ! НЕАВТОМАТИЧЕСКИХ!) ключей и велим передать радиограмму с определённой скоростью, мы ясно увидим, что они все имеют ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАНИПУЛЯЦИИ. Если угодно, это и есть ответ на вопрос о почерке радиста… Ферштее, хер майор?..».
 И отец продолжил:
- Всё, о чём я говорил, относится ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ПРОСТЫМ МЕХАНИЧЕСКИМ МАНИПУЛЯТОРАМ, ИМЕЮЩИМ НЕСКОЛЬКО ПРИМИТИВНЫХ ДЕТАЛЕЙ: основание, кронштейн коромысла, коромысло с фиксирующими болтами, головка коромысла, хотя… не люблю этого слова, и всегда говорю «рукоятка»… винты контактов… кстати, в некоторых советских ключах – они (контакты) из «чистокровной» платины! Плюс шлейф… Я имею в виду пару проводов, идущих в манипулируемые цепи ПЕРЕДАТЧИКА, РАЦИИ.
Оконечный вывод: в наше время, время АДКМ (автоматических датчиков кода Морзе), время полуавтоматических телеграфных ключей, время оптических и пневматических ключей, время «цифири», понятие «Почерк радиста» звучит очень уж атавистично… Ну, скажем так: раньше у радиста был почерк. А теперь его нет…
Да и чего уж там говорить о ручной манипуляции, если в каждом современном фильме мы видим эти извращения, а именно: как только ни работают на телеграфных ключах! Это и одним пальцем тренькают по рукоятке, и двумя пальцами… Разве что не х….м! Извини…
А ведь есть единственно правильный ХВАТ ТЕЛЕГРАФНОГО КЛЮЧА! Вот он: средний палец сгибается, и первая (от конца пальца) фаланга прижимается к «талии» рукоятки справа. Большой палец ложится на рукоять слева, навстречу безымянному. И всё венчает указательный: он сверху покрывает рукоять. Очень похоже на «щепоть» молящегося!
В общем, методов изменения почерка радиста – множество. Можно перекинуть ключ на левую руку… можно увеличить натяжение пружины или сместить центр коромысла… Можно даже «бабахнуть» сто грамм наркомовских! Можно даже вести передачу радиограмм ногой! Всё это, естественно, изменит ваш почерк.
……………………………………………………………………………………………
Интересно всё это… Но всё это в прошлом. Мы садимся за стол оператора, включаем либо робота, либо АДКМ, либо простой полуавтоматический ключ, и быстро отрабатываем радиосеанс. И никаких проблем! Даже в эпоху супернавороченных систем связи всеми признано: простая радиосвязь кодом Морзе – самая надёжная и пробивная. И ничего, что радиообмен длится долго. Зато никакие помехи не страшны. Любой опытный радист это знает…


Рецензии
Сколько помню фильмов о Великой Отечественной войне, там радистов всегда вербовали. Казалось бы - есть рация, передавай чего хочешь. А вот тут самое главное - почерк.

Виктория Думрауф   23.07.2022 04:11     Заявить о нарушении
Верно, Виктория! Радист - это самый ценный "кадр" в разведгруппе. И именно благодаря почерку. Но... так было в прошлом. Сейчас в основном мы работаем на "полуавтомате": жмёшь влево - тире, вправо - точки. И всё одинаковое! Никакого почерка.
А вообще... В те далёкие годы работа радиста была сродни работе пианиста. И не зря радистов так и называли - "пианист". Впрочем, радиолюбителя поймёт лишь радиолюбитель...
Вам многих удач!

Сергей Вожегодцев   29.08.2022 22:20   Заявить о нарушении