Моя Одиссея

Вот античные произведения, дающие образы преисподней: XI песнь «Одиссеи», «Федр», «Федон», «Гордиас» и «Государство» Платона, «Сон Сципиона» Цицерона, «Энеида» Вергилия и, наконец, ряд произведений Лукиана (главное из них «Менипп, или Путешествие в загробное царство»).
М.М Бахтин

В 13-й книге "Одиссеи" Гомер говорит, как Одиссея переносят с корабля, всё ещё спящего, и мягко опускают на его родном берегу в Итаке, Греция. Когда он просыпается, перед ним появляется богиня Афина. Период сна и пробуждения перед богиней являются основой мифологии, на которой базируются церемонии инициации.

В поэме Гомера Одиссею, для того, чтобы привлечь души предков, необходимо было принести в жертву чёрного барана.

...

Считаю переоцененным произведение "Улисс" Джойса, об одном дне дублинского еврея. "Поминки по Финнегану" ещё можно отнести к модерну, однако мне их что-то не захотелось читать.
И вот нашёл подтверждение своим критическим мыслям. Предоставляю слово филологу.

...

Если вы не впервые наткнулись на мою статью, то вы могли даже догадаться, что ему тут быть. «Улисс» — мой страшный сон и худшее, что было на парах. При всей гениальности и важности этого произведения — осилить его невероятно сложно. А когда всё же осиливаешь, то не понимаешь — зачем. Джойс стал эталоном потока сознания, первооткрывателем, иконой. И именно благодаря ему я поняла, что не воспринимаю потоки сознания. Свои-то личные дневники не могу перечитывать — а тут поди покопайся в мозгах кого-то чужого и неизвестного. Кроме «Улисса» мы читали и рассказы Джойса, и «Портрет художника в юности» — он был везде мимо для меня. Самое отвратительное, что было в универе — чтение последней главы «Улисса» в оригинале с последующим семинаром и разбором символов, грамматики, влияния на последующую литературу и жанр. Клянусь, я очень хотела полюбить этот роман — так восхищенно наш преподаватель рассказывала о нём на лекции. Но Джойс мне вообще не помогал в этом деле. Он, вероятно, взаимно невзлюбил меня, иначе не объяснить этот феномен. Да, конечно, это гениальнейший роман своего времени и последующих поколений. Это до мелочей продуманный великолепный и тонкий ретеллинг «Одиссеи» . Но! А можно мне просто прочитать «Одиссею» и хватит? Да и просто пересказ и разбор «Улисса» показался мне интересней самого «Улисса»… Шедевр, конечно, но он летит в топку моих воспоминаний первым.
Лина Синявская
Подробнее на livelib.ru


Рецензии