Путевые заметки 7

   
   
                Мост через Клязьму
     Зимой 1978 года в центральных областях России  случились небывалые морозы. Температура в отдельные дни была под 50 минусов. Той зимой, кто слышал об этом, полностью  вымерзли фруктовые сады. А мне по большой снабженческой надобности надо было поехать в Москву.
 
   Еще засветло добрались до моста через Клязьму у поселка Пенкино. И тут нас остановил милицейский пост. Оказалось невероятное! От низких температур в результате сжатия и разлома металлической арматуры разрушилось бетонное полотно моста и рухнуло на лед. Мы смогли  только рассмотреть впереди плотный морозный туман.
      Вернулись на несколько десятков километров назад  и сделали крюк через Ковров на Боголюбово.  Получилось не так уж и  много – полторы сотни лишних километров.
 
  Потом выше по течению в самом поселке устроили временную переправу. А мост восстанавливали несколько лет.

                Дорога в Ишим
    В  начале 90-х объезжал я своих контрагентов в западно – сибирском регионе. Завершив свои дела в Новосибирске я поездом выехал на Курган. Союз совсем  недавно приказал долго жить и никого пока не удивляло, что поезд на Курган проходит через город Петропавловск на территории Северо Казахстанской области.
     Несмотря на утро,  перрон в Петропавловске был заполнен. И не просто любопытными, а торговым людом, которые продавали с рук продукцию  местных промышленных предприятий. Кстати Петропавловск был город   с полным  преобладанием  русскоязычного  населения, которое вот так в результате политических амбиций осталось в чужой стране. Приобрел и я себе на том перроне ножной автомобильный насос.

       И вот я в Кургане. Здесь наша точка дистрибуции препаратов  при Курганагропромхимии. А особенно интересна была встреча с директором НИИСХ известнейшим ученым агрохимиком  Немченко В.И.
      Следующей точкой для меня был запланирован Ишим тюменской области и его подразделение «агропромхимия».

       Выехали поутру  на авто. За рулем наш дистрибьютор Кузнецов Виктор. До Макушино, это на границе с Тюменской областью, добежали  быстро по приличной дороге. А там выяснили, что на Ишим строится новая и очень короткая дорога.  Расстояние как раз такое в полторы сотни км, что мы уже проехали от Кургана.  Вообще-то дорога была не совсем готова. Насыпь и плотно укатанный  тяжелыми  катками щебень.  Грузовые машины по ней не пускали, а легковым не препятствовали, и мы двинулись в нужном направлении.

   Понятно, что особо по щебню не разбежишься, но тем не менее.  Едем по западно-сибирской низменности. Куда ни глянь с обеих сторон  большие и малые водоемы.  Там и сям виден пасущийся скот. В основном лошадки и рядом обязательно костерок-дымарь в который они буквально залезают мордами.  Мой сопровождающий меня просвещает, что здесь огромное количество оводов – паутов по местному. Эти злющие кровососы попросту изводят скотину и людей тоже.
   Он же обратил мое внимание на впереди идущий автомобиль. Над ним наблюдался  какой-то непонятный мне серый столб. Это пауты, сказал мне Виктор. Жарко. Окна машины открыты. (В те годы на отечественных авто не было кондиционеров). И на запах потного  человеческого тела эти жуткие кровососы собираются высоким столбом над крышей автомашины и так сопровождают ее.

    Но здесь есть методы борьбы с ними. Их организм так устроен, что насекомое должно периодически набирать влагу,  ныряя в воду на доли секунды. И в некоторые озера  выливают немного отработанного машинного масла. Паут ныряет, крылья намокают в масляной пленке и он погибает.

       Ну, а нам никак нельзя останавливаться и выходить из машины. Сожрут!
   
   Фото из инета: Озера западно сибирской низменности


Рецензии
Отличные воспоминания и впечатления!!! Спасибо, Владимир!!!

Игорь Тычинин   23.07.2022 06:54     Заявить о нарушении
Пока жив в памяти что-то сохранилось! Спасибо!

Владимир Островитянин   23.07.2022 07:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.