Томик Достоевского

Перевели меня. Снова этот стресс о неизвестном. Здесь совсем не заботятся о людях – оно и понятно почему. Самые омерзительные собираются именно тут. По одиночке может они и более-менее нормальные люди, но когда их объединяют в одном угнетающем и тесном месте, то это ломает их психику окончательно. Правда хуже всего - это находиться в таком обществе и вместе опускаться в бездну безумия. Наблюдая за подобным, ненароком проскакивает мысль о том, что система сдерживания нуждается в изменениях.
Мои размышления кончились, как только я дошёл до новой палаты. Как вы уже поняли, я жил в психбольнице. Лёг на первую койку слева (всего их четыре в каждой комнате). Соседи по кроватям молчали – оно и к лучшему, не хочется особо заводить новых знакомств. Достал свои вещи и разложил в строгом порядке под железными прутьями старого спального места. Это помещение мне нравилось больше по сравнению с тем, где я находился ранее. Мрак места окутывал гораздо меньше. За окном было так просторно, что сам разум уже находился где-то не здесь. Лёг на кровать и просунул руку, дабы достать книжку.
Это был Достоевский. Читая “Записки из мёртвого дома”, невольно проводишь ассоциации с этим местом: и там, и здесь тюрьма, и там, и здесь всякие особые личности попадаются. Хоть уклад жизни и изменился за век с лишним, но идея остаётся той же. Работать же не заставляют, но работа - это, якобы, исправление самого себя. Те немногие, кто, несмотря на обстоятельство пребывания здесь, остались в рассудке, пытаются изменить себя в лучшую сторону, я в их числе. А как это делать в ограниченной среде? Я вывел для себя определённую формулу. Во-первых, не общаться и не обращать внимание на тронутых людей (кто тронутый, а кто нет – определяет каждый для себя сам). Во-вторых, побольше читать книг - это помогает забываться о месте томления рассудка. В-третьих, побольше думать о проблемах, несвязанных с вашей личностью, то есть о проблемах более глобальных и менее ничтожных чем вы. В этом плане пищей для размышления может послужит политика, религия или та же философия.
Секреты я эти вывел из множественных дум и, конечно же, из произведений Достоевского. “Записки из мёртвого дома” помогают осознать всё, что только нужно в среде заточения. Это что-то типа библии заключённого. Я даже думаю, что на воле по этой книге можно найти свои зависимые стороны. Всё-таки все мы от чему-то подчинены. Такое положение управляет нами, и мы – самые настоящие рабы своих привычек. Но каторга преследует, так же, и совсем уж свободных и “высоких” людей. Все мы не свободны, и это надо принять с гордой головой.
 Пользуйтесь. Ищите то, над чем вы не властны, ну а я вынужден пойти на общий приём пищи…


Рецензии